Статья по русскому языку Учебно–практические и учебно–познавательные задачи при работе с учебником «Русский язык» (автор ИвановаС.В.)


Учебно–практические и учебно–познавательные задачи при работе с учебником «Русский язык» (автор ИвановаС.В.)
Из опыта работы Мжельской Г.В.,
учителя 2 И класса
МБОУ СОШ № 6 г.о. Самара
В современном обществе перед каждым учителем ставится задача формирования у обучающихся такой ключевой компетенции, как умение учиться, т.е. способность обнаруживать, каких именно знаний и умений не хватает для решения задачи, находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе. Это умение формируется в процессе решения учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Рассмотрим, какие задачи можно решить, используя обложки учебников по русскому языку учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». Тексты каждой из задачи представлены на интерактивной доске. Учащиеся работают над её решением малыми группами.
Задача 1. Язык «родной» и язык «государственный»
Шаг 1.
Вопросы даны на слайде. Ученики, работая в трёх группах по рядам, обсуждают и ищут ответы на следующие вопросы:
Какой язык родным называют?
Какой язык мы изучаем в школе? Почему?
Что мы узнали о русском языке в 1 классе?
Шаг 2.
Вводим новые понятия. Проверяем правильность выводов по тексту, распечатанному каждой группе на листке.
Тот язык, на котором говорят в твоей семье, называется родным. Русский язык – государственный язык. Его изучают все граждане нашей страны, на этом языке написаны законы нашей страны. Основной Закон страны – Конституция.
Учащиеся читают текст, ищут 2 понятия языка, подчёркивают определение в тексте. Мальчики читают понятие «родного языка», девочки – «государственного».
Выясняем, кому русский язык – и родной, и государственный; кому только государственный. Дети рассказывают о своём родном языке.
Обобщение.
В ходе решения этих задач, учащиеся научатся искать лексическое значение слов, используя справочный материал.
Задача 2. Ключи русского языка.
Шаг 1.
Текст написан на слайде.
Ты эти буквы заучи.Их три десятка с лишком,А для тебя они — ключиКо всем хорошим книжкам.
С.Маршак «Алфавит»
Учащиеся делятся на 2 группы. Читают загадку, отгадывают, доказывают своё мнение. Ищут ответ на вопросы:
Что же это за ключи?
Что такое алфавит?
Для чего изучают алфавит?
Шаг 2.
Учитель обращает внимание на слайд, на котором каждой букве алфавита соответствует 2 числа: в прямом и обратном порядке.
- Почему у каждой буквы 2 номера? Дети высказывают предположения. Учитель сообщает, что бывают прямые и обратные словари.
Обратный словарь — словарь, в котором слова отсортированы в алфавитном порядке с учётом обратного чтения, т.е. не по начальным, а по конечным буквам. Для удобства поиска выравнивание списка слов в таком словаре идет не по левому, а по правому краю. Он группирует слова по грамматическим признакам.
Задача 3. Слова – иностранцы.
В первом классе учащиеся изучили словарные слова «русский язык».
Закрепляем их написание. Работаем в трёх группах по количеству рядов.
Задача написана на карточке. Каждая группа получает карточку с текстом задачи.
В первом классе мы узнали три признака иностранных слов: буква «ф», буква «а» в начале слова, удвоенная согласная.
В слове «русский» - удвоенная согласная. Это слово русское или иностранное?
Русь, русичи, русский. Что обозначают эти слова, кого называют? Выделим общую часть в этих словах. Что заметили?
Таким образом, узнаём, что слово надо искать в словаре иностранных слов только тогда, когда удвоенная согласная стоит в корне слова.
Проверим, как усвоили материал.
Найдите в словаре 3 слова –иностранца с удвоенной согласной, докажи.
Работаем парами.
Задача 4. Разделы курса «Русский язык», их задачи.
Работая с обложкой учебника русского языка 2 класса, решаем задачу: «Сколько новых ключей появилось, какие?».
Шаг 1. Высказываем предположения, читая обложку учебника.
Шаг 2. Находим ответ на странице 3 учебника. Работаем в группах по рядам.
3 ключа – это 3 раздела русского языка, изучая эти разделы мы решаем определённые задачи. Первый ключ открывает законы, по которым живёт язык. Второй – учит писать грамотно, без ошибок. Третий– учит правильно выражать на письме мысли и чувства.
На каждом уроке русского языка мы решаем одну из задач.
Шаг 3. Тренируемся ставить цель урока. Работаем фронтально.
Задача: откройте страницу…… Определи цель урока. Докажи.
Задача 5. Лингвистические замки и замки к ним.
Шаг 1 Читаем слова на обложке учебника «Русский язык» часть 2 замок, замок.
Задача: Рассмотреть обложку, высказать предположение, что за замки и как открыть их замки. Обрати внимание на силуэт белого замка. Что это за замок?
Шаг 2. Сочиняем сказку о нашем путешествии к тайнам русского языка.
Учащиеся работают в четырёх группах.
Обобщение.
Систематическая работа с обложкой учебника «Русский язык» позволяет изучить учебный материал на качественно новом уровне, учит искать, понимать, преобразовывать, проверять достоверность, оценивать полученную информацию, применять полученные знания на уроках и в исследовательской деятельности.
Литература:
Программа Русский язык Иванов С.В. :Вентана-Граф, 2012
Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013
Соколова Т. Е. «Информационно – поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно- методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2007, выпуск 2
Соколова Т. Е. «Информационно – поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению: Учебно- методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2007, выпуск 5.
Успенский Л.«По закону буквы»
Успенский Л.«По дорогам и тропам языка»
ФГОС НОО
http://ru.wikipedia.org/wiki/Обратный_словарь