Конспект урока литературы Человек эпохи Возрождения (9 класс)


Конспект урока
Организационная информация
Тема урока Человек эпохи Возрождения
Предмет Литература
Класс 9
Автор урока (ФИО, должность) Агеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6»
Республика/край, город/поселение город КогалымМетодическая информация
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока Образовательные: организовать исследовательскую деятельность с целью постижения культуры эпохи Возрождения.
Воспитательные: формирование интереса к культуре эпохи Ренессанса. Формирование эмоций, самостоятельности мышления учащихся.
Развивающие: формирование навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности; формирование умений работать с дополнительными источниками, в том числе интернет - источниками; развитие коммуникативных навыков личности; формирование эстетических и этических представлений учащихся; информационно-коммуникационное развитие старшеклассников.
Задачи урока - представить во всем многообразии и сложности культуру эпохи Возрождения;
-способствовать пониманию сложного взаимодействия разных видов искусств;
- формировать навыки научно-исследовательской и поисковой работы, в том числе в сети Интернет;
- создать творческую атмосферу, способствующую развитию познавательной активности учащихся.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/ др. ученики в ходе урока -актуализируют знания в области культуры и литературы эпохи Возрождения;
- закрепят социально-коммуникативные навыки и навыки монологического высказывания;
- научатся устанавливать междисциплинные связи;
- приобретут опыт ведения тематической беседы и защиты своего видения проблемы;
- разовьют способность к рефлексии, диагностике и самодиагностике.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся Позиционирование себя в групповой работе в качестве мыслящего члена коллектива; расширение представлений о культуре эпохи Возрождения; использование иллюстративного материала; мультимедийных презентаций самих учащихся.
Ход и содержание урока Орг. момент.
Запись темы урока « Человек эпохи Возрождения»
2. Изучение нового материала.
2.1. Слово учителя.
Наблюдая за движением истории, мыслители стали задумываться над тем, как же она развивается. Движется ли она по кругу, неизменно возвращаясь к пройденным дорогам, или с задержками, с перебоями, но целеустремленно идет и идет вперед дорогою Прогресса?
Что же такое прогресс? – Если изъясняться нашим обычным языком, то это переход от худшего к лучшему.
Итак, как же складывается история? Шла ли она по пути прогресса? – вопрос очень важный, вызывавший и вызывающий до сих пор много споров. Сопоставим две точки зрения. Одни утверждали идею прогресса и призывали жертвенно служить ему, другие видели в идее прогресса опасные черты и отвергали его.
Нам предстоит обозреть новую эпоху в истории мировой литературы, которую назвали Возрождением или, если пользоваться французским термином, - Ренессансом. Речь пойдет больше о Западной Европе, ибо там произошли крутые перемены. Восток, как и прежде, менялся медленно, верный вековым традициям. Запад же, беспокойный и динамичный, совершал свои перевороты бурно, беспощадно разрушая то, чему недавно поклонялся. Так было после крушения античного мира, так было и в эпоху Возрождения.
О Ренессансе много спорили и спорят до сих пор. И, если уж речь зашла о прогрессе, поговорим о нем обстоятельней.
2.2. Выступление групп.
1. Выступает первая группа - «Историки» с сообщением «Характеристика эпохи Возрождения».
СЛАЙД 2
Слово «Ренессанс» впервые было употреблено итальянцем Вазари в его книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», вышедшей в 1550 году.
СЛАЙД 3
Периодизация эпохи:
Проторенессанс: XIII век – «двухсотые», 1200е годы.
Раннее Возрождение: XIV век - «трехсотые», 1300-е годы.
Высокое Возрождение: XV век - «четырехсотые», 1400-е годы.
Позднее Возрождение: XVI век – «пятисотые», 1500-е годы.
Под Возрождением понималась новая жизнь античного искусства, его влияние на мировоззрение
и культуру современного человека.
СЛАЙД 4.
Как известно, искусство древних греков и римлян отличалось исключительной человечностью.
СЛАЙД 5.
Не случайно и боги древних антропоморфны – имели тот же облик, те же нравы, что и люди.
СЛАЙД 6.
Богу часто были свойственны чисто человеческие слабости, а человек мог быть прекрасен, как бог. В античной мифологии боги и люди выступали наравне и в жизненных ситуациях одинаково могли добиться успеха или потерпеть поражение. Это составляло яркий контраст с утвердившимся позже, в средние века, учением христианской церкви, согласно которому человек грешен по самой своей природе и ничтожен в сравнении с богом.
СЛАЙД 7.
Именно открытие памятников античности явилось мощным противовесом средневековой идеологии. Итак, термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.
Выступает первая группа – «Историки» с сообщением «Особенности гуманизма Возрождения».
В ходе событий, ломавших средневековые устои, разрушалось старое представление о человеке. Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человек в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль и роль его ума и творческих способностей.
В эпоху возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике.
СЛАЙД 8.
Гуманизм – это мировоззрение светского характера. Развитие гуманизма начинается в XIV веке, в творчестве великих гуманистов Данте (краткая биографическая справка), Боккаччо (краткая биографическая справка), Петрарка (краткая биографическая справка), Пико дела Мариндолла. В XVI веке процесс нового мировоззрения замедляется ввиду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.
Учитель:
Подведем итог этой части урока: две эпохи – Средневековье и Возрождение. Две жизненные философии.
СЛАЙД 9.
Идеи христианского Средневековья:
Краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь.
Земная жизнь – период испытаний физических и моральных сил человека. Отсюда идея подвижничества, жертвенности.
Возвеличение страдания – земное страдание – путь к вечному (загробному) блаженству.
Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты телесной, наслаждения телесного.
Идея безграничной веры в Бога, его пророков, проповедников.
Гуманизм сострадания (милосердие, жалость к униженным и обездоленным).
Эти идеи наложили печать на духовную жизнь общества, принявшего христианство. Они отразились в его нравах, обычаях, вкусах, привычках, морали, законах, искусстве, философии.Что же возвестили миру гуманисты Ренессанса?
Возвеличивание человека без Бога, без господина.
Отрицание бессмертия. Земная жизнь остается единственным и неповторимым достоянием человечества.
Возвеличение мысли и сомнения, отрицание догмы и веры.
Возвеличение земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.
Отрицание фанатизма.
Осуждение страдания.
Гуманизм величия человеческого.
Выступление второй группы – «Искусствоведы» с сообщением «Искусство эпохи возрождения».
Искусство Возрождения не было простым подражанием античному искусству. Оно создало новые формы, новый стиль, оно заставило служить себе бурно развивающуюся науку: художники эпохи Возрождения занимались анатомией, археологией, математикой. Они дали математическое обоснование закона перспективы – научной дисциплины, которая изучает закономерности предметов в соответствии с их зрительным восприятием и дает возможность верно, реалистически изобразить пространство.
СЛАЙД 10.
Леонардо да Винчи беседовал с лучшими анатомами и математиками своего времени как первый среди равных. (краткая биографическая справка).
СЛАЙД 11.
Утомленный работой Микеланджело часто засыпал рядом с анатомируемым трупом, а утром снова брался за ланцет и изучал мышцы человека. Такое страстное занятие наукой, такое внимательное изучение жизни дали прекрасные плоды. Жизненность, правдивость создаваемых образов поражали порой даже самих художников. (краткая биографическая справка).
СЛАЙД 12.
Рассказывают, что, когда скульптор Донателло заканчивал работу над заказанной ему статуей пророка, которую он делал с известного флорентийца по прозвищу Цукконе, мраморный Цукконе казался ему таким живым, что Донателло, яростно работая резцом, в гневе кричал ему: «Да говори, говори же, наконец!»
Выступление 3 группы «Литературоведы» с сообщением «Литература Италии».
СЛАЙД 13.
Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. В Италии рано начинают формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.
Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости.
СЛАЙД 14.
Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.
Характерные черты литературы того времени следующие: основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью является широкий обзор жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она еще символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.
СЛАЙД 15.
Последующие века дают еще целую плеяду крупных представителей литературы: Людовико Аристо, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Макиавелли.
Выступление 3 группы - «Литературоведы» с сообщением «Литература Франции».
Во Франции предпосылки для развития новых идей были те, же, что и в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвенизм, по имени его основателя, Жанна Кальвина. Будучи прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.
Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века.
СЛАЙД 16.
Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леанардо да Винчи, приехавший во Францию в 1516 году, умер на руках у Франциска.
Для писателей французского Возрождения , по сравнению со средневековыми , характерно чрезвычайное расширение кругозора, большой охват умственных интересов, реалистический подход к действительности. В развитии литературы того периода выделяется два этапа. Ранний, когда преобладали гуманистические идеи, оптимизм, и поздний, когда, в силу политической обстановки, религиозного раскола, проявились разочарование и сомнение.
СЛАЙД 17
Наиболее яркими представителями французского Возрождения являются Франсу Рабле ( краткая биографическая справка) и Пьер де Ронасар, возглавивший группу поэтов под названием «Плеяда» (краткая биографическая справка).
Выступление 3 группы – «Литературоведы» с сообщением «Литература Англии».
СЛАЙД 18.
В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой верхушке, которая в те годы еще сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени – отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV века начинает складываться литературный язык на основе лондонского диалекта. Возрождение в Англии практически совпадает с периодом правления Тюдоров (1485-1603). Литература Англии, конечно, испытывает влияние и других стран. Наиболее крупные представители литературы английского Возрождения – Томас Мор «Утопия», Вильям Шекспир в драматургии, Эдмунд Спенсер в поэзии, в области романа Джон Лили, Томас Нэш, Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида».
Выступление 2 группы - «Искусствоведы» с выступлением «Театр в Англии».
СЛАЙД 19.
Искусством, наиболее полно воплотившим в себе общественный подъем эпохи Возрождения, стал английский театр. Театр в Англии был как бы местом народных собраний. Это – своеобразный демократический «парламент»XVI века. Среди театральных зрителей были крестьяне, приехавшие на рынок, матросы, корабельные и канатные мастера из лондонского порта, ткачи, механики. Посещали театр и джентельмены, купцы (иногда являлась, скрывая лицо под маской, сама «королева Бэсс» - Елизавета). Но больше всего драматургу приходилось считаться с простым народом, живо реагирующим на игру актеров то шумным одобрением, то криками возмущения. И эта публика заставила служить ей не только малообразованных сочинителей – полупоэтов -полуремесленников, но и таких писателей, как Кристофера Марло и Бена Джонсона, принадлежавших к так называемым университетским умам. Со времен античного театра еще не было такой органической связи между пьесой (которую не считали тогда самостоятельным литературным произведением) и спектаклем, между спектаклем и воспринимающим его зрителем. За короткое время, начиная с 70-х годов, в Лондоне появляется значительное число публичных и частных театров («Лебедь», «Глобус», «Красный бык»). Публика шла в театр для того, чтобы услышать живое слово драматурга, так как драматургия ставила насущные вопросы современности. В обличии легендарных или исторических персонажей зритель видел типы, взятые из самой жизни. Мистерии, миракли, нравоучительные моралитэ средневекового театра постепенно вытеснялись драмой с исключительно светским, земным содержанием.
СЛАЙД 20.
Так постепенно сложились условия, сделавшие возможным появление величайшего английского писателя XVI века Вильяма Шекспира.
3. Подведение итогов урока (рефлексия). Домашнее задание.
Слово учителя.
Пусть размышляют, пусть спорят философы, историки, политики о судьбах человечества! Ясна одна непреложная истина: эпоха Возрождения оставила нам в наследство бесценные и несравненные материальные и духовные сокровища. Чего стоит один Шекспир! А Сервантес, Рабле, Монтень, Боккаччо, Петрарка! А Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи и множество других! Как богата эпоха Возрождения талантами! Как много истинных сокровищ хранит она в себе! Литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка украшают нашу жизнь, и будем благодарны создателям этих сокровищ!
Проверка и оценивание ЗУНовПроверка умения анализировать подобранный материал, выбирать главное и правильно оформить его для представления аудитории.
Рефлексия деятельности на уроке Что для вас представило новизну при рассмотрении развития эпохи Ренессанса? Где вы можете применить полученные знания?
Домашнее задание Докажите, что эпоха Возрождения, духовной основой которой стал гуманизм, опирались на идеи античной культуры и наносила удар по средневековым представлениям, основывавшимся на религии. Проиллюстрируйте ответ фактами, заполнив таблицу.
Античность Средние века Возрождение
Дополнительная информация Проведению урока предшествовала подготовительная работа - ученики были разделены на группы: «Историки», «Искусствоведы», «Литераторы», (при делении учитывались индивидуальные особенности), каждая группа получила творческое задание: собрать материал по определенной теме, подготовить доклады. Кроме этого, отдельно было дано индивидуальное задание учащимся подготовить краткую биографическую справку некоторых представителей культуры Ренессанса с составлением небольшой презентации.
В помощь учителю
Использованные источники Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1994.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: РГГУ, 1995.
История всемирной литературы: В 9 т. – М.: Наука, 1985.
История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М.: Высшая школа, 1987.
Тураев С.В. Зарубежная литература эпохи Возрождения. – М.: Просвещение, 1997.
Чавчанидзе Д.Л. Зарубежная литература. – М.: Наука, 1998.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-мультимедиа, каким образом осуществить Использование средств ИКТ при изучении данной темы позволяет подробно проанализировать развитие эпохи Возрождения и познакомиться с творчеством известных художников, скульпторов, писателей Ренессанса. Авторские материалы, используемые учителем, позволяют сделать урок наглядным, интересным, насыщенным большим количеством дополнительной информации, собранной самими детьми. Все это помогает учащимся усвоить новый материал и успешно ответить на вопросы учителя.
Советы по логическому переходу от данного урока к переходу от данного урока к последующему На последующих уроках изучаем творчество Вильяма Шекспира, трагедию «Гамлет».