Программа прикладного курса по русскому языку в 11 классе «Практикум тестовых заданий»


Программа прикладного курса по русскому языку в 11 классе «Практикум тестовых заданий»
(общественно-гуманитарное направление)
Автор - составитель: Собко Н.Н., учитель русского языка и литературы
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Прикладной курс по русскому языку «Практикум тестовых заданий» предлагается для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления. Курс рассчитан на 68 часов.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задания повышенной сложности на Едином национальном тестировании по русскому языку. В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, а именно: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.
Цель данного прикладного курса - помочь обучающимся углубить знания по русскому языку и овладеть умениями, необходимыми в учебной (при подготовке к ЕНТ) и будущей профессиональной деятельности.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть наиболее сложные случаи орфографии и пунктуации.
2.Углубить знания о различных типах словосочетаний и предложений, о языковых нормах.
3.Рассмотреть трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
4.Формировать умение анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: собеседования, практикумы, консультации, лекции, тестирования, диктанты.
Реализация программы предусматривает использование следующих приемов: выполнение упражнений аналитического характера (выделить, подчеркнуть, сгруппировать, вставить буквы, языковой разбор и т.д.) и конструктивного характера (составление словосочетаний и предложений по образцу, по модели), анализ текста, тестирование, постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, проблемная лекция, создание проблемных ситуаций, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
-  работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
-  самостоятельная работа;
-  работа в группах, парах;
-  индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Учащиеся к концу курса должны уметь:
1.   Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
2.Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
3.Выполнять различные типы тестовых заданий;
4.Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
5. Работать со справочной литературой.
Содержание программы________________________________
Раздел №1. Морфемика (16 часов).
Тема 1. Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих (4 часа).
Тема 2. Гласные и согласные в приставках. Буквы Ъ и Ь (3 часа).
Тема 3. Слитное, раздельное и дефисное написание слов (5 часов).
Правописание не и ни с различными частями речи, слитное и раздельное написание союзов и произвольных предлогов, слитное, раздельное, дефисное написание наречий, написание сложных слов, дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.
Тема 4. Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и ц. (4 часа)
Правописание суффиксов -ек и -ик, суффиксы -ова-ева, -ыва-ива; суффиксы в наречиях, -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, существительных, наречий, причастий, гласные в суффиксах прилагательных и причастий. Гласные в окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
Тема 5. Тестирование (1 час).
Раздел № 2. Морфология. Орфография (34 часа).
Тема 6. Падежные окончания существительных и прилагательных. Падежные окончания существительных мн.числа Род. падежа.(4 часа)
Тема 7. Переход относительных прилагательных в разряд качественных. (3 часа)
Тема 8. Склонение числительных. (5 часов)
Тема 9. Глагол, глагольные формы. Безличные глаголы. Особо спрягаемые глаголы. Разноспрягаемые глаголы. (5 часов)
Тема 10. Отрицательные и неопределенные местоимения и наречия. Правописание, синтаксическая роль. (3 часа)
Тема 11. Дефисное, слитное и раздельное написание наречий. Синтаксическая роль наречий и кратких прилагательных. (5 часов)
Тема 12. Группы наречий по значению. Способы образования наречий. (3 часа)
Тема 13. Союзы, союзные слова. Производные, непроизводные предлоги. Частицы. (4 часа)
Тема 14. Тестирование. (2 часа)
Раздел № 3. Синтаксис и пунктуация (11 часов).
Тема 15. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.
(2 часа)
Речевые нормы, тема текста и авторская позиция, словосочетания и типы связи в словосочетаниях.
Тема 16. Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. (4 часа)
Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Интонационное богатство русского языка. Речевые нормы. Знаки препинания при однородных членах предложения и обособленных членах предложения.
Тема 17. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (4 часа).
Виды сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Пунктуация в сложноподчиненном и сложносочиненном предложении. Особенности пунктуации в бессоюзном сложном предложении.
Тема 18. Тестирование. (1 час)
Раздел № 4. Культура речи и стилистика (4 часа).
Тема 19. Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. Синонимия сложноподчиненного предложения и простого осложненного предложения. (2 часа)
Тема 20. Речевые нормы (2 часа)
Орфоэпические нормы, лексико-фразеологические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, стилистические нормы.
Тема 12.Итоговое занятие (3 час)
Календарно-тематическое планирование курса «Практикум тестовых заданий».
№ Дата Тема Всего
часов Количество часов
  Вид занятия
Раздел №1.
Морфемика (16 часов)  
    теория практи
ка  
1 Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих. Корни с чередованием. 4 1 3 Опорный конспект, практикум тестовых заданий по теме.
2  
  Гласные и согласные в приставках. Правописание приставок пре- (при-).
Буквы Ъ и Ь. 3 1 2 Опорный конспект, практикум.
3   Слитное, раздельное и дефисное написание слов. 5 1 4 Опорный конспект, практикум.
4
5   Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях.
Гласные после шипящих и ц.
Тестирование.
4
1 1 3
1 Опорный конспект, практикум.
Практикум
Раздел № 2. Морфология. Орфография. (34 часа) 6 Падежные окончания существительных и прилагательных. Падежные окончания существительных мн.числа Род. падежа.
4 2 2 Опорный конспект, практикум.
7 Переход относительных прилагательных в разряд качественных.
3 1 2 Опорный конспект, практикум.
8 Склонение числительных. 5 2 3 Опорный конспект, составление таблиц, практикум.
9 Глагол, глагольные формы. Безличные глаголы. Особо спрягаемые глаголы. Разноспрягаемые глаголы.
5 2 3 Опорный конспект, составление таблиц, практикум.
10 Отрицательные и неопределенные местоимения и наречия. Правописание, синтаксическая роль.
3 1 2 Опорный конспект, практикум.
11 Дефисное, слитное и раздельное написание наречий. Синтаксическая роль наречий и кратких прилагательных.
5 2 3 Опорный конспект, составление таблиц, практикум.
12 Группы наречий по значению. Способы образования наречий. 3 1 2 Оп. конспект, практикум.
13 Союзы, союзные слова. Производные, непроизводные предлоги. Частицы.
4 2 2 Опорный конспект, практикум.
14 Тестирование. 2 2 Практикум.
Раздел № 3.
Синтаксис и
пунктуация (11 часов)            
15
16   Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.
Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. 2
4 1
1 1
3 Опорный конспект, практикум , сообщения учащихся.
17
18
  Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.
Тестирование. 4
1 1 3
1 Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.
практикум
Раздел № 4. Культура речи и стилистика
(4 часа)            
20   Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. Синонимия СПП и простого осложненного предложения. 2 1 1 Мини-лекция учителя. Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов.
21   Речевые нормы. 2 1 1 Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ.
22. Итоговое занятие. (3 часа)
Итого:  

68 часов Тестирование. 3
3  Практикум тестовых заданий