МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УРОКА МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса. Выбор методов и средств контроля в образовательной области осложняется разнообразием видов учебной деятельности и необходимостью обеспечить, с одной стороны, полноту охвата пройденного материала, с другой – объективность и оперативность получения результата.
В последнее время широкое применение в качестве метода контроля используются тесты. Тест (от англ.яз. test - испытание, проверка) - стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
При разработке тестовых заданий и организации тестирования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Разработка тестов обладает определенными дидактическими особенностями, которые выражаются в том, что она ориентирована преимущественно на формирование практических умений и навыков.
Инструкция к выполнению тестовых заданий:
Для тестирования необходимо иметь ручку.
Нужно заполнить графы с личными данными.
При работе с тестами нельзя пользоваться дополнительной литературой.
Выбирая ответ, который ты считаешь правильным, нужно около него поставить галочку, подчеркнуть или обвести кружочком.
Если был выбран не тот номер, надо зачеркнуть неправильный ответ и поставить галочку около другого ответа.
Не нужно долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить, переходи к следующему заданию. В конце задания вернешься к этому вопросу.
На выполнение задания отводится конкретное время.
Тестирование проводится, как правило, в начале урока. Задания и варианты тестов раздаются преподавателем. Ученик выбирает единственно правильный ответ и отмечает его согласно инструкции в специальной карточке выполнения заданий.
Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. Советуют также использовать длинный вопрос и короткий ответ, иначе на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний. Варианты ответов лучше располагать в один столбик, максимум в два.
Оптимальное время теста должно быть достаточно коротким (например, 10 мин.). С помощью теста возможно быстро и относительно точно оценить учащихся всего класса. Кроме того, оптимальное время не утомляет ученика и не снижает работоспособности. Работая с тестами, все учащиеся находятся в равных условиях, так как используется единая процедура и единые критерии оценки, что позволяет избегать нервных напряжений.
Положительные стороны тестирования!
Самое важное, это то, что тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания.
Следующая положительная сторона – в том, что показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков.
В-третьих, это более мягкий инструмент. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.
Технология разработки тестовых заданий
Педагогический тест (тест успеваемости) - система заданий специфической формы, которая позволяет качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.
Интерес к тестированию – как методу педагогического контроля в последнее время заметно вырос. Но составление тестов, их применение должно происходить на основе модернизации учебного процесса.
Вопрос использования тестов как средства педагогического контроля, разработан достаточно хорошо. В.С.Аванесов, Л.В. Апатова, Ю.А. Белый, В.П. Беспалько, В.А. Горбанев, В.Г. Глушков, В.В. Зиновьев, И.В. Колесник, Е.А. Криксунов, Г.И. Лернер, В.П. Левин, А.Н. Майоров, Н.Н. Петрова, В.Б. Пятунин, И.А. Раппопорт, С.Р. Сакаева, В.И. Сиротин, Ю.А. Симагин, В.А. Станкевич, Н.В.Тельтевская и многие другие посвятили данной проблеме свои работы.
Тестирование стало широко применяться как средство оценки знаний при итоговой аттестации выпускников и при вступительных экзаменах в средние и высшие учебные заведения.
Каковы же достоинства тестирования знаний учащихся?
- объективность оценки, за счет разработанного эталона - образца правильно и последовательно выполненных действий обучаемого;
- оперативное получение результатов проверки;
- эффективное использование учебного времени;
- полный охват всей группы обучаемых;
- оперативное выявление упущений в работе каждого учащихся, группы в целом и самого преподавателя;
- возможность проведения контроля и проверки его результатов другим лицом (например, одноклассником с обсуждением в процессе проверки или преподавателем, не ведущим занятия в группе);
- удобное использование для самопроверки учащихся.
Целесообразно тестовую форму контроля применять в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами контроля.
Структурными компонентами педагогического теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации теста, тестовые задания можно различать:
1. По целям: с элементами обучения и контролирующие.
2.По характеру требуемых действий: задания-воспроизведения знаний, анализа признаков понятий, выполнения определенных действий.
3. По характеру ответа: открытые или закрытые.
4.По месту, занимаемому в учебном процессе - исходного уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.
5.По уровню усвоения: тесты первого уровня на опознание, узнавание и различение; тесты второго уровня – воспроизведение информации об объекте по памяти; третьего уровня, требующие решать типовые задачи; четвертого уровня – творческого применения полученных знаний.
6. По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).
7. По структуре ответа: с ответом «да» - «нет», на окончание мысли, с выбором верного ответа, на сравнение или сопоставление, на объяснение понятий, на количественное соотношение фактов и др.
8.По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).
9. По уровню стандартизации контроля: стандартизированные или нестандартизированные.
10. По принципу подбора содержания теста к конкретной группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.
11. По конструкции программы контроля: независимые друг от друга или «тесты-лестницы».
12. По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).
13.По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и прогностирующие.
При составлении заданий необходимо придерживаться следующих правил:
- одинаковость инструкции по выполнению задания всех испытуемых;
- правильность расположения элементов задания, что позволяет испытуемым быстрее зафиксировать свое решение и не тратить время на определение места для ответов;
- адекватность инструкции форме и содержания задания;
- одинаковость правил оценки ответов учащихся в рамках принятой формы (все испытуемые отвечают на одни и те же задания, всем дается одинаковое время).
- однозначность задания (задания должны быть поняты всеми испытуемыми одинаково);
- краткость и точность задания, которая обеспечивается тщательным подбором слов, символов, позволяющих добиваться максимума ясности задания и минимум средств;
- грамматическое соответствие ответов заданию;
- тест должен включать большое количество вопросов, чтобы достаточно полно охватывать материал проверяемой темы (раздела);
- соответствие тестов (формулировок, буквенных обозначений и т.п.) источникам информации, используемым в обучении;
- педагогическая корректность тестовых заданий, они должны соответствовать требованиям учебной программы и быть рассчитаны на определенный уровень знаний обучаемых, вариативны и оптимальны по трудности.
Форма тестовых заданий зависит от их содержания и цели тестирования, придает заданиям структурную целостность и определенность, внешнюю организованность. В настоящее время в педагогике выработано четыре основных формы тестовых заданий, которые являются основой для составления тестов по любым учебным предметам.
1. Закрытая форма заданий с выбором правильного ответа (ответов).
2. Задание на установление правильного соответствия. Элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
3. Задания открытой формы (задания с дополнением) - ответ вписывает сам учащийся в определенном для этого месте. После дополнения учащийся получает ответ в форме истинного или ложного высказывания.
4. Задания на установление правильной последовательности: действий, операций, вычислений и т.п.


Приложение к методической разработке – варианты тестовых задания по предмету «Музыкальная литература»
(все группы)
Разработала Преподаватель
МОДО «ДШИ» с.Койгородок
Бурылова Елена викторовна



Муниципальная организация дополнительного образования «Детская школа искусств» с.Койгородок

Методическая разработка

«Разработка тестовых заданий для урока музыкальная литература»



15