Проект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: «Повторим орфографию!»


Проект открытого урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: «Повторим орфографию!»
Учитель: Жилина С.Е.
Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок- исследование
Задачи урока: Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7 классах;
Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно- творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
Развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
Начинается деловая игра «Я учитель». Мы сегодня с вами должны подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться учащиеся 6 класса в конце учебного года. Работать будем в группах.
Эвристическая задача: подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» места.
Двое учеников на отдельном листе выписывают с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.
Другие двое выполняют дополнительные задания; это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.
Текст.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
(А.П.Чехов)
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический)
Оставшиеся двое участников аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.
Выполненная работа выглядит примерно так:
Первый справочный листок.
Безударные гласные, проверяемые ударением:
Выглянуло (глянуть)
Далеко (даль)
Засверкала (посверкивать)
Росой (росы)
Засветилась (свет)
Чередование гласных в корне:
Коснулось (касаться)
Правописание суффиксов:
Ветряной (мельницы) ---------ветер
Утреннюю (полутень)--------утро
Правописание окончаний:
Сходится (сходиться, на –ить, не исключение, глагол 2 спряжения, окончание –ит)
Размахивающего (человечка) . Окончание определяем по вопросу- какого? Без ударения после шипящей окончание –его)
Второй справочный листок
Правописание предлогов:
Из-за ----------сложный предлог.
Понеслась навстречу другим полосам----------производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.
Правописание сложных слов:
Ярко-желтая------ прилагательное, обозначающее оттенок цвета.
Полутень- ------полу----всегда пишется слитно.
Правописание наречий:
Сзади, впереди----запомнить.
Сначала- нет зависимого слова : с начала урока.
Издали - ----нет зависимого слова: из дали моря.
Правописание местоимений:
Что- то -----------неопределенное местоимение.
В качестве домашнего задания:
1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
2-й уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника и приготовить к нему только справочные листки.
3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника.