Методическая разработка урока-обобщения по русскому языку в 5 классе по ФГОС по теме Синтаксис и пунктуация


Технологическая карта урока
Организационная информация
Предмет Русский язык
Класс/группа, количество человек 5
Тема «Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения)
Должность Учитель русского языка и литературы
Описание урока/мероприятия/занятия
Тип урока (мероприятия, занятия) Раздел: Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор простого предложения. Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные:
1. Закрепить порядок синтаксического разбора предложения.
Развивающие:
2. Развивать навыки самоопределения учащихся.
3. Развивать навыки самооценки учащихся.
Воспитательные:
4. Работать над развитием коммуникативных навыков.
1.1. Актуализировать знания учащихся по теме: «Простое предложение».
1.2. Обеспечить осознание учащимися понятий «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения»; «синтаксический разбор предложения».
1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для выполнения синтаксического разбора предложения.
2.1. Создать условия для самоопределения обучающихся в выборе заданий для выполнения.
3.1. Создать условия для самооценки обучающихся.
4.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
4.2. Организовать работу в группах.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Предметные:
Знать, что такое предложение; грамматическая основа и второстепенные члены предложения; чем может быть осложнено предложение (однородные члены предложения, вводные слова, обращение)
Уметь определять главные и второстепенные члены предложения, выполнять полный синтаксический разбор.
Личностные: готовность и способность обучающихся к самоопределению в выборе заданий, к самооценке, способность ставить цели.Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
УУД
которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия Личностные УУД: самоопределение  в выборе заданий, способность ставить цели, нравственно-эстетическое оценивание: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
 Регулятивные УУД: организация своего рабочего места, прогнозирование результатов работы, определение цели выполнения заданий, самооценка
 Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, критически относиться к своему мнению, слушать и понимать речь других, участвовать в работе группы, распределять роли.
Познавательные УУД: умение строить высказывание, анализировать, самостоятельно делать выводы, представлять информацию на основе сообщения
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока Время, продолжительность
этапа Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Форма проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» - инициация (приветствие, знакомство)
- вхождение или погружение в тему (целеполагание- формирование ожиданий обучающихся 5 мин
1 часть
Метод «На первый – третий рассчитайсь!»
Цели и задачи метода: настрой на предстоящую работу, деление класса на группы
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: определить место проведения (рекреация, учебный кабинет), листы формата А-4(5 листов разного цвета)
Предварительная подготовка: предупредить обучающихся, что начало урока пройдет в рекреации (или по возможности освободить место в кабинете для выполнения действия, подготовить цветные таблички каждой группе).
Форма проведения: Учитель просит учеников встать по росту. Затем он предлагает им рассчитаться на первый -третий, (для образования 3 групп).. Учитель вручает каждой группе номер таблички определенного цвета.
В соответствии с выбором ребята занимают в кабинете места в сформировавшихся группах
Примечание:
1. До начала урока обучающиеся оставляют портфели в кабинете.
2. На столах стоят цветные таблички с номерами групп.
2. Для каждой группы приготовлены материалы, необходимые для дальнейшей работы (оформленные на листах определенного цвета).
Варианты проведения метода: номеров нужно выбирать столько, сколько вы хотите сформировать групп.
2 часть
Метод «Подари улыбку»
Цель метода: создание позитивной атмосферы на уроке, настрой на предстоящую работу.
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма.
Форма проведения: учитель предлагает учащимся повернуться к гостям, под музыку подарить картинку-улыбку.
(учащиеся дарят улыбки, а учитель в это время произносит слова):
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В этом вы не раз убедитесь. И самое первое – начнем наш урок в рекреации. Прошу построиться по росту, рассчитаться на первый- третий. Первые номера сделайте шаг вперед! Вы получаете табличку жёлтого цвета. Желтый цвет – это цвет богатства! Пройдите в кабинет и займите места за столом с соответствующим номером.
Вторые номера, шаг вперед! Сегодня ваша группа работает под зеленым цветом, цветом надежды. Пройдите в кабинет и займите свои места.
Третьи номера, шаг вперед! Вам достался самый яркий цвет! Займите в кабинете соответствующие места.
.
Учитель приветствует ребят:
- Сегодня у нас действительно необычный урок. Мы сами себе должны доказать, что все наши знания зависят только от нас, потому что они находятся в наших руках.
А чтобы мы лучше понимали друг друга, чувствовали себя очень уютно и комфортно, чтобы успех сопутствовал нам, мы поделимся улыбками. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.
Возьмите в руки «улыбки» и подарите их нашим гостям.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся,И чаще награждаемся подарками судьбы.Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемсяИ наполняемся мы силою, дарующей успех.
Успеха вам!!!
2 мин Название метода: «Веришь ли ты»
Цели и задачи метода: сформулировать тему урока, его цель
Предварительная подготовка: вопросы для игры
Форма проведения: Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы» учитель задаёт вопросы, а учащиеся отвечают. На тонкие вопросы дают ответ да или нет, а на толстые - отвечают подробно
Учитель:
А  сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру
« Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.
Я буду задавать тонкие  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
Учитель подводит итог дискуссии и читает ребятам четверостишие:
А предложенья разные бывают:
Сходить в кино или в кафе;
А, может быть, сбежать с урока?
Да? Да! Ах, все не то… Не то! Не то?!
Так что ж такое - «предложение»?
Уж очень я прошу вас – объясните мне.
5 мин
Название метода: «Воздушные шары»
Цели и задачи метода: планирование эффектов урока.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: фигурки девочки и мальчика, заранее приготовленные воздушные шары из самоклеящейся бумаги: зеленые (цвет надежды, жизнь, рост, гармония; он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу) - для ожиданий, красные (цвет тревоги) – для опасений.
Форма проведения, включая объяснение задания обучающимся:
Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку мальчика.
Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку девочки.
Учитель комментирует полученный результат.
Учитель обращается к ребятам:
Дорогие ребята! Мы с вами не виделись целый выходной . После него каждый из вас спешит в школу, радуясь встрече с одноклассниками, с любимыми учителями, чего-то ожидая, на что-то надеясь. Вот сейчас вы попробуете сформулировать свои ожидания, записать их на зеленых шариках, ведь зеленый цвет – это цвет надежды, роста, гармонии, и вручить эти шары мальчику.
Учитель:
Но, кроме ожиданий и надежд, появляются и сомнения. На красных шариках запишите, чего вы опасаетесь, что вас тревожит, и подарите шарики девочке.
Учитель:
Посмотрите, пожалуйста, с каким веселым, радостным, ярким настроением (несмотря на сомнения!) вы пришли сегодня в школу!
Фаза 2 «Работа над темой»
- проработка содержания темы 25 мин
Название метода: «Все в моих руках»
Цели и задачи метода: закрепить порядок синтаксического разбора
Необходимые материалы: на отдельных листах цветной бумаги (по цвету группы) - алгоритм выполнения работы, на ¼ ватмана нарисованная рука; листы цветной бумаги (по цвету группы) для того, чтобы каждый учащийся нарисовал свою руку; фломастеры или маркеры, карточки с отдельными словами для составления предложений (приложение 6), карточки с готовыми предложениями (приложение 7)..
Предварительная подготовка: на ¼ ватмана нарисовать руку, составить алгоритм выполнения работы (приложение 1-5), карточки со словами для составления предложений (приложение 6)., карточки с готовыми предложениями (приложение 7).
Форма проведения, включая объяснение задания обучающимся:
В каждой группе на столах лежат алгоритмы выполнения заданий по определенной подтеме:
Группа 1 – Члены предложения и способы их выражения.
Группа 2- Однородные члены предложения.
Группа 3 - Характеристика предложения.
Учитель просит учащихся взять со стола алгоритм выполнения работы.
Учитель обращается к учащимся:
Ребята, следуя алгоритму выполнения работы (приложение), вспомните 5 признаков, характеризующих каждую подтему, и расскажите о них, доказывая примерами.
Группа 1 – Члены предложения
Подлежащее
Сказуемое
Определение
Дополнение
Обстоятельство
Группа 2 - Однородные члены предложения.
Отвечают на один и тот же вопрос.
Относятся к одному и тому же слову.
Являются одним и тем же членом предложения.
Не зависят друг от друга.
Произносятся с интонацией перечисления.
Группа 3 - Характеристика предложения.
По цели высказывания.
По эмоциональной окраске.
По количеству грамматических основ.
По наличию второстепенных членов предложения.
Осложнено (однородными членами, обращением, вводными словами) предложение или нет.
Учащиеся выполняют задание и выступают с полученным результатом перед классом.
Сначала выступает первая группа. После ее выступления учитель объявляет интеллектуальную паузу и предлагает остальным группам выполнить следующее задание.
Ребята выполняют это задание, а учитель затем проверяет его фронтально.
Далее выступают группы 2, 3 со своими «первоначальными» заданиями.
После выступления каждой группы объявляется интеллектуальная пауза
Учитель подводит итоги данного этапа, словесно поддерживая и одобряя ребят.
Примечание: каждый член группы должен выступить, выбрав для себя один признак.
Учитель:
Все: и настроение, и знания, и оценки – все зависит от нас, все в наших руках! Поднимите левую руку вверх, разверните ее ладошкой ко мне. С помощью ваших ладошек, ваших пальчиков вам предстоит объяснить мне, своим товарищам, да и в какой-то степени себе сведения о предложении.
Для этого каждая группа получила свою тему, свои задания, для каждой группы разработан алгоритм работы. Возьмите листочек с алгоритмом и прочитайте первый пункт.
Итак, начинаем выполнять задания согласно данному алгоритму. Помните о пяти пальчиках на ваших ручках и о пяти признаках вашей темы.
Учитель: Время подготовки в группах закончилось. Слово предоставляется 1-ой группе.
Учитель: Молодцы. Все правильно. Объявляется интеллектуальная пауза. Выберите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены). Составьте в тетрадях схему:
Наступила поздняя осень.
Как красив лес осенью!
Осень мое любимое время года.
Учитель: В каком предложении нужно поставить тире? На доске – правильная схема. Проверьте схему в тетради у своего соседа справа.
Выступает 2-ая группа.
Учитель: Спасибо. И снова - интеллектуальная пауза.
Выберите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
Составьте схему:
В грамматическую основу предложения входит подлежащее и сказуемое.
В предложении могут быть второстепенные члены определение дополнение обстоятельство.
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Учитель: Под каким номером предложение с обобщающим словом при однородных членах? Проверьте схему в тетради у своего соседа слева.
Учитель: Заканчивает выступления 3-ая группа.
Учитель:
Так, ребята, и выполняется синтаксический разбор предложения: сначала находите и подчеркиваете главные члены, то есть грамматическую основу предложения, затем – второстепенные члены; определяете, осложнено ли предложение, и даете характеристику в том порядочке, в каком представила нам 3-ая группа.
Физминутка
Выполните полный синтаксический разбор предложения:
С голубого ручейка начинается река.
Учитель: Большое спасибо, ребята, всем группам. Вы очень хорошо объяснили мне, что такое предложение
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» - разминка (релаксация),
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),
5 мин Название метода: «Раз – улыбнуться…»
Цели и задачи метода: повысить уровень позитивной энергии в классе
Форма проведения: Учитель просит обучающихся встать со своих мест, принять исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. По его команде выполнить упражнения.
Примечание: если необходимо, разминку можно провести после выступления 3-й группы.
Учитель:
Устали? Пора отвлечься от серьезных тем и снова улыбнуться. Встаньте, примите исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. По моей команде выполняем упражнения:
«Раз - улыбнуться – к соседу слева повернуться.
Два - улыбнуться – к соседу справа повернуться.
Три - улыбнуться – встать прямо, потянуться.
Четыре - улыбнуться – нагнуться, разогнуться.
Пять - улыбнуться – в ладоши три хлопка,
Шесть - улыбнуться – головою три кивка.
Семь - улыбнуться – присесть
Восемь - улыбнуться – тихонько за парту сесть».
3 мин Название метода: «Мой выбор»
Цели и задачи метода:
Отработать элементы самооценки обучающихся на уроке.
Подвести итоги урока.
Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения: стикеры, изображающие сжатую руку с поднятым вверх большим пальцем
Предварительная подготовка: написать на трех листах критерии оценок:
У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.
Я могу все сделать сам.
Я могу все сделать сам и могу другим помочь.
Учитель инструктирует обучающихся:
На доске размещены 3 листа с критериями.
Каждому ученику выдается стикер, где он пишет свою фамилию.
Каждый обучающийся размещает свой стикер на том листочке, который больше всего соответствует его знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.
После того, как все обучающиеся прикрепили свои стикеры, учитель говорит о том, что каждый критерий можно условно перевести в оценку за урок: критерий № 1 – «4», № 2и № 3 – «5».
Примечание: Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить степень усвоения учебного материала каждым учащимся.
Варианты проведения метода: количество листочков с критериями можно увеличить. Надписи тоже можно изменить по своему желанию.
Происхождение метода: адаптированныйНазвание метода: «Улыбки возвращаются»
Цели и задачи метода: подвести итоги работы в группах, выявить лидера.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма.
Форма проведения: учитель предлагает гостям под музыку подарить картинку-улыбку тому, кто был самым активным, самым точным, самым быстрым.
Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): тем учащимся, кому будут вручены картинки-улыбки, поставить по дополнительной оценке за урок.
Учитель:
А сейчас, ребята, я прошу вас показать, насколько вам понятно, что такое предложение, как выполнять синтаксический разбор предложения. Для этого возьмите стикеры с изображением поднятого вверх большого пальца (а это обозначает, что все здорово), напишите на нем свою фамилию и прикрепите на тот листочек, который больше всего соответствует вашим знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.
Посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось: те, кто прикрепил свой стикер на первый листочек, получают оценку «4» за урок, остальные – «5».
Молодцы. Я поздравляю вас с такими высокими успехами.
Учитель:
Но это еще не все. Ведь наш урок необычный. Поэтому еще один сюрприз.
Уважаемые гости! (Или это может быть учитель, ведущий урок) Я предлагаю вам вернуть «улыбки» и вручить их самым активным ребятам, ответы которых были наиболее быстрыми и точными.
Музыка
Всем – огромное спасибо. Надеюсь, вы сегодня еще раз убедились, что все в наших руках, а знания – особенно.


1.У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.

2.Я могу все сделать сам.

3. Я могу все сделать сам и могу другим помочь.

Ребята, следуя алгоритму выполнения работы (приложение ),
вспомните 5 признаков, характеризующих каждую подтему,
и расскажите о них, доказывая примерами.
Примечание: каждый член группы должен выступить, выбрав для себя один признак.
Группа 1 – Члены предложения
Привести примеры предложений, указать в них члены предложений и чем они выражены
Ребята, следуя алгоритму выполнения работы (приложение ),
вспомните 5 признаков, характеризующих каждую подтему,
и расскажите о них, доказывая примерами.
Примечание: каждый член группы должен выступить, выбрав для себя один признак.
2 Группа 2 - Однородные члены предложения.
Привести примеры предложений с разными средствами связи однородных членов и показать это
на схемах предложений
Ребята, следуя алгоритму выполнения работы (приложение ),
вспомните 5 признаков, характеризующих каждую подтему,
и расскажите о них, доказывая примерами.
Примечание: каждый член группы должен выступить, выбрав для себя один признак.
3 Группа 3 - Характеристика предложения.
Привести примеры предложений, разных по характеристике