Конспект урока по биологии в 5 классе «Обобщающее повторение по разделу — Жизнь на Земле»


Тема урока: «Обобщающее повторение по разделу - Жизнь на Земле»
Цели урока:
1. Повторить с учащимися основные периоды развития жизни на планете.
2. Развивать познавательные интересы учащихся в изучении биологии.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Тип урока: Урок обобщающего повторения и закрепления знаний, умений, навыков.
Вид урока: Семинар – дискуссия по развитию жизни на планете.
Метод обучения: Частично – поисковый – постановка задачи. Самостоятельный поиск ответа с использованием учебных наглядных пособий (презентации).
Материально – техническое оснащение урока: Презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент. (до 2х минут)
Введение в урок, сообщение цели. Готовность учащихся к уроку.
II. Формирование новых понятий и способов действий.
Ключевой вопрос: Что мы узнали из раздела – Жизнь на Земле?
Ответы учащихся….
Ребята а давайте еще раз вспомним о чем идет речь в этом разделе…
Формирование жизни на Земле.
Формирование животного и растительного мира на Земле.
Общность строения живых организмов.
Классификация живых организмов на Земле.
Три среды обитания живых организмов.
Население материков планеты.
Природные зоны Земли.
Природные сообщества морей и океанов.
III. Формирование навыков умственного труда. Организация диспута по закреплению знаний. Дифференцированный подход к учащимся.
Как давно появилась жизнь на Земле? Она появилась впервые на суше или в воде?
Какие живые существа обитали в древнем океане?
Какие растения заселяли леса каменноугольного периода?
Что общего всех живых существ на планете Земля?
Как давно люди узнали что тела животных и растений состоят из клеток?
Перечислите названия органоидов животной клетки.
Чем растительная клетка отличается от животной?
На какие царства ученые делят живую природу?
В чем заключается сходство бактерий и простейших?
Какие группы животных относят к беспозвоночным? Какие к позвоночным?
Перечислите известные вам среды обитания.
Почему в наземно – воздушной среде характерно наибольшее разнообразие форм животных?
Дайте характеристику условий жизни водной среды. Почему облик всех животных водной среды имеет сходства?
Почему в океане на больших глубинах обитают только животные.
Каковы особенности почвенной среды обитания? Какие внешние сходства имеют животные заселяющие почвенную среду?
С какими представителями живой природы Африки вы познакомились?
Расскажите об интересных животных Северной и Южной Америки.
Какие представители живой природы Австралии существуют только на этом материке?
Что мы узнали о живой природе Антарктиды?
Перечислите основные природные зоны Земли.
От чего зависит распространение природных зон на Земле.
Дайте краткую характеристику тундры.
Какие деревья составляют основу тайги?
Что общего у травянистых равнин нашей планеты?
Дайте краткую характеристику пустыни.
Почему влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество.
Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?
Какие две группы организмов включает в себя сообщество толщи воды?
Перечислите организмы составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.
Каковы особенности глубоководного сообщества?
IV. Итог урока. Возврат к целевой установке, что знают, что умеют, объяснение домашнего задания, посильность задач. Д/З подготовится к контрольной работе.