Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему Обобщающее повторение частей речи


Конспект урока
Тема: Обобщающее повторение частей речи.
Класс: 10
Учитель: Пранцкетис О.В.
Технология: компетентностно-ориентированная
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать отличительные признаки частей речи; научатся анализировать текст.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.              
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; уметь слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы);
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь группировать предметы по их признаками свойствам, работать с текстом. 
Цель: учить опознавать часть речи как единицу языковой системы, имеющую грамматичекие и смысловые признаки.
Задачи:
Развивать речь детей,  познавательные психические процессы – внимание, память, мышление (группировка, анализ, синтез).Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Учить понимать задачу урока и стремиться её выполнять, работать в паре, в группе и оценивать свои достижения.
Ход урока.
Стимул.
Учитель: Добрый день. Рада видеть вас всех снова на уроке русского языка. Есть такой психологический рисуночный тест, называется «Несуществующее животное». Перед вами небольшие листочки, нарисуйте несуществующее животное. Теперь, назовите, что вы нарисовали. Что вам нужно для этого? Вам нужно назвать предмет. Ученые утверждают, что человек не может нарисовать того, чего не существует, и использует в работе над данным заданием уже известные ему формы ног, головы разных животных. Сделайте вывод. О чем мы будем сегодня говорить? (о словах). Сформулируйте тему урока? Слово как часть речи.
Задачная формулировка.
Учитель: Посмотрите, перед вами всего два слова (на доске). Скажите, на какие две части делят эти слова доску? (Принимаются даже самые неординарные ответы). Ответ: эти слова делят доску на две части: служебные части речи и самостоятельные части речи. Дополните две графы другими словами.
Служебные части речи Самостоятельные части речи
на доске
Итак, мы уже начали разделять слова на группы. Зачем?
Источник.
Сейчас мы будем анализировать научные тексты и работать будем по группам. Итак, первая группа будет работать со служебными частями речи, вторая с самостоятельными именными частями речи, третья – с самостоятельными глагольными.
Задания к текстам.
Прочитайте и пронаблюдайте:
1. Какую роль, функцию выполняют части речи в тексте?
2. Что обозначают части речи?
3. Какие грамматические признаки выражают изучаемые части речи?
4. Какую синтаксическую функцию выполняют изучаемые части речи?
Текст №1. Для первой группы.
Колхозницы Федоры дочурку все Аришкой-Трусишкой звали. До того трусливая была девчонка, — ну, просто ни шагу от матери! И в хозяйстве от неё никакой помощи.
— Слышь, Аришка, — скажет, бывало, мать, — возьми ведёрочко, натаскай из пруда воды в корыто: постирать надо.
Аришка уж губы надула.
— Да-а!.. В пруду — лягушки.
— Ну и пусть лягушки. Тебе что?
— А они прыгучие. Я их боюся.
Натаскает Федора воды сама, бельё постирает.
— Поди, доченька, на чердаке бельё развесь — посушиться.
— Да-а!.. На чердаке — паук.
— Ну и пусть паук.
— Он ползучий. Я его боюся.
Махнёт Федора рукой на дочь, сама на чердак полезет.
— А ты, Аришка, пока хоть в чулан сходи, молока крынку принеси.
— Да-а!.. А в чулане — мыши.
— А хоть бы и так! Не съедят они тебя.
— Они хвостатые. Я их боюся.
Ну, что с такой трусишкой поделаешь?!
Раз летом убирали колхозники сено на дальнем покосе в большом лесу. Аришка от матери ни на шаг, цепляется за юбку, — работать не даёт.
Федора и придумала:
— Ты бы, девушка, в лес сходила по малину.
Тут в лесу страсть сколько малины. Хоть лукошко набери.
Аришка — первая в колхозе сластёна. К ягодам липнет, как муха к сахару.
— Где, маменька, где тут малинка?
— Да вон на опушке. Идём, покажу.
Как увидела Аришка на кустах красные ягоды, так к ним и кинулась.
— Далёко-то в лес, слышь, не ходи, доченька, — наставляла Федора. — А напугаешься чего — меня кличь. Я тут рядом буду, никуда не уйду.
* * *
Славно поработалось в тот день Федоре: ни разу её из лесу Аришка не окликнула.
Пришло время полдничать. Только собралась Федора за дочуркой в лес, глядь — Аришка сама идёт. Все щёки у неё в малиновом соку и в руках — полное лукошко ягоды.
— Умница, доченька! — обрадовалась Федора. — И где же это ты столько много ягоды набрала?
— А там подальше, за ручьём, в большом малиннике.
— Ишь расхрабрилась, куда забрела! Говорила ведь я тебе: далеко в лес не заходи. Как там тебя звери не съели?
— Какие там звери? — смеётся Аришка. — Один медвежонок всего и был.
Тут уж Федоре пришёл черёд пугаться.
— Как… медвежонок? Какой такой медвежонок?..
— Да смешной такой, хорошенький. Мохнатый весь, носик чёрненький, а глазки зелёные-зелёные!
— Батюшки-светы! И ты не испугалась?
— И не подумала! Я ему: «Здравствуй, Мишук!» А он, бедненький, напугался — да на дерево от меня. Я ему кричу: «Слазь, Мишенька, слазь! Дай только поглажу!» А он выше да выше. Так и не слез ко мне. Поди, и сейчас на том дереве сидит, с перепугу-то.
У Федоры так сердце и оборвалось.
— А в кустах, доченька, никого там не приметила?
— Был кто-то, ходил, сучьями потрескивал да всё ворчал толстым голосом. Тоже, верно, малинку собирал. Уж я звала-звала: «Дяденька, пособи медвежонка поймать!» Да не вышел он ко мне.
— Дитя неразумное! — всплеснула руками Федора. — Да ведь это не иначе как сама медведиха кругом ходила, своего медвежонка берегла! Да как только она тебя насмерть не разорвала!
А колхозники, как такое услыхали, сейчас подхватили кто топор, кто вилы — да в лес!
В малиннике за ручьём и на самом деле нашли медведицу. Только она им не далась, ушла от них с другим своим медвежонком.
А того медвежонка, что на дерево залез, колхозники изловили и Аришке в подарок на ремешке привели.
Случилось это всё в прошлом году.
Теперь медвежонок с большого медведя вырос, а от Аришки ни на шаг, как, бывало, Аришка от матери. Сама Аришка — та всё ещё маленькая, только ещё в первый класс пошла, и над партой её чуть видно. Мишука своего нисколько не боится, хоть он вон какое страшилище вырос: лошади от него шарахаются и трактор на дыбы становится.
Нынче уж Федорину дочурку никто Аришкой-Трусишкой не зовёт — все Аришей с Мишей величают. Она старательная такая стала, всем девчонкам в пример, матери помощница. И за водой на пруд, и в погреб, и на чердак ходит.
Вот и пойми её, чего она раньше мышей-то боялась!
(Виталий Бианки. Аришка-трусишка)Текст №2. Для второй группы.
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море и прямо против меня - фигуру Макара Чудры, старого цыгана, - он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.   Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют ее, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра. (Максим Горький. Макар Чудра.)Текст №3. Для третьей группы.
Пятиминутка
Басня Сергея Михалкова
 
Собрались однажды вместеИностранные котыИ расселись, честь по чести,Распушив свои хвосты. Из посольств они явились,Там, где мыши завелись,Помяукав — сговорились,Помурлыкав — разошлись… У себя, в своих квартирах,И от дома вдалекеГоворят все кошки мираНа кошачьем языке. Означают по-турецки«Мяу-мяу» и «мур-мур»,Точно так же и по-шведски,По-французски и немецки —«Мяу-мяу» и «мур-мур». Мог единством похвалитьсяТех котов недолгий сбор.А послы договоритьсяВсё не могут до сих пор!… 
Инструмент проверки.
Учитель: Теперь каждая группа выступает. Все остальные слушают, дополняют, исправляют и выставляют обоснованные оценки.