Статья Организация учебно-исследовательской деятельности одаренных детей в образовательном учреждении


А.Г. Кацевич
Лицей-интернат поселка имени Маршала Жукова
Курская область
Организация учебно-исследовательской деятельности одаренных детей в образовательном учреждении
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. В феврале 2010 г. Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится развлетвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их реализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения [1]. Одаренные дети – это будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.
Необходимо четко определить, что будем понимать под одаренными детьми. Это не гении, да и таланты рождаются не часто. Но в каждой школе есть достаточно много просто способных обучающихся, которым учитель обязан помочь реализовать свои способности, научить творчески мыслить. Одним из факторов личностного развития ребенка является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.
В лицее создано научное общество «Первые шаги в науку», представляющее собой добровольное творческое объединение обучающихся и преподавателей, занятых научно-исследовательской и проектной деятельностью. Цель деятельности НОУ - выявление и развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Задачи деятельности НОУ: расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки; выявление наиболее одарённых обучающихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей; создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности; знакомство школьников с методами и приемами научного поиска. Для этого нужно научить ребят работать с научной литературой, справочниками, словарями, пользоваться специальной терминологией, учить отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, а в итоге — готовить себя к будущей исследовательской деятельности в вузе.
Секции научного общества «Первые шаги в науку» сформированы по трем основным направлениям:
1) физико-математическое направление, которое включает в себя секции: математика, информатика, теоретическая и прикладная физика;
2) гуманитарное направление, которое включает в себя секции: история, языкознание, литературоведения, социально-политические науки;
3) стественнонаучное направление, которое включает в себя секции: география, химия, экология, биология.
В течение учебного года в научном обществе проводятся секционные занятия по направлениям наук. Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве обучающегося и руководителя. В научном обществе педагоги учат работать с научной литературой, писать вводную часть реферата, тезисы к защите, излагать проблемы и гипотезы работы, обосновывать актуальность темы, формулировать цели и задачи. Вся эта планомерная, систематическая работа развивает творческие способности обучающихся, интеллект, расширяет кругозор, помогает сформировать коммуникативные навыки.
Какое значение для обучающихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Главный вопрос для обучающихся в начале учебного года – выбор проблемы исследовательской работы. На данном этапе ученик и его научный руководитель должны чётко сформулировать тему, цель работы и сформулировать задачи, необходимые для достижения поставленной цели. Вторым шагом является составление плана работы, где предполагаются основные этапы работы и сроки выполнения. В дальнейшем предполагается сбор информации о конкретной выбранной проблеме (литературный обзор) и выбираются методы исследования, которые будут использованы в работе. Проведение исследования это самый трудоёмкий этап работы. Полученные результаты должны быть обработаны: лучше представлять такие данные в виде таблиц, графиков, схем. Обработка полученных результатов является основой для составления выводов по работе, соответствующих цели, задачам и гипотезе исследования.
Работа должна состоять из следующих разделов:
1. Введение
2. Обзор литературных источников по данной теме
3. Краткое описание методики работы
4. Практическая часть работы с результатами исследования
5. Выводы по результатам исследования.
6. Рекомендации по практическому применению результатов работы
7. Список литературы.
8. Приложения.
Правильное оформление конкурсной работы создаёт первое впечатление о проведённом исследовании, необходимо обращать на это внимание. Если работа участвует в конкурсном прослушивании, то необходимо подготовить не только компьютерную презентацию, но и использовать стендовое оформление. Могут прилагаться фотографии и различные коллекции к работе. Наиболее важную роль играет научный руководитель. На него возлагаются следующие функциональные обязанности: выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка плана работы; детализация отобранного содержания, обеспечение контроля за работой, выявление недоработок, оказание помощи в подготовке к защите проекта. Выполненные работы рецензируются учителями и представляются на различных уровнях. Учебное заведение предоставляет возможность ученикам выступить с результатами своей работы. Это помогает ученику сформировать навык публичного выступления, повысить самооценку. Обучающиеся так же могут выступать в различных конкурсах, представлять своё исследование на уроках, классных часах. Необходимо отметить, что работа ведётся постоянно, в течение всего учебного года. Наиболее значимыми занятиями для членов НОУ являются психологические тренинги («Технология публичного выступления»), методические занятия («Структура и содержание исследовательской работы»), библиотечные часы. Каждая работа проходит две ступени рецензирования, что даёт возможность корректировать работу до её завершения.
Результатом исследовательской работы школьников является общешкольная научно-практическая конференция.
Организация исследовательской работы в школе обеспечивает реализацию одной из важнейшей на сегодняшний день задачи, намеченной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - поддержки талантливых детей. Понимание тех возможностей, которое предоставляет исследовательская деятельность для развития ребенка, и обусловило то, что в нашем лицее уделяется большое внимание её организации. За прошедшие годы наше ученическое научное общество подготовило и воспитало победителей и призёров областных и всероссийских творческих конкурсов, научных конференций.
Результатом участия школьников в НОУ является развитие интереса к занятиям научной работой в дальнейшем, склонность будущего студента к научной деятельности в вузе, желание и умение ею заниматься. Занимаясь сегодня исследовательской работой на уровне школы, мы решаем вопросы завтрашнего дня. И каждый шаг в этом направлении принесет в будущем пользу не только самому ученику, становящемуся творческой личностью, но и обществу.
Литература:
1.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Исследовательская работа школьников.2001.№ 1. С. 24-34.
2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) / «Завуч». 2005. №6. С. 4-24.
3. Беленкова О. В. Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования. Электр. версия: http://festival.1september.ru4. Нестерева Н. Г. Работа школьного научного общества «Наш край». Электр. версия: http://pedsovet.org/component