Урок по химии для 9 класса Серная кислота, ее свойства и применение















Конспект АМО-урока
по химии для 9 класса по теме
«СЕРНАЯ КИСЛОТА, ЕЁ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ»




Автор: учитель биологии, химии Воронина Ю.В.






























с. Веселая Лопань, Белгородская область

2016 г

Организационная информация
Автор урока: Воронина Юлия Викторовна
Предмет: химия
Класс: 9 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: СЕРНАЯ КИСЛОТА, ЕЁ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ.
Автор учебника: учебник «Химия, 9 класс, О.С.Габриелян, М., Дрофа.
Тип урока: Урок проводится в рамках изучения темы 2 «Неметаллы». На момент изучения темы данного урока обучающиеся знакомы с понятием «кислоты», представителями кислот; умеют извлекать необходимую информацию из формулы вещества; пользоваться таблицей растворимости, записывать уравнения химических реакций, в которые вступают кислоты. Данный урок предназначен для развития уже имеющихся умений, обучения использованию общих химических понятий применительно к конкретным веществам (кислотам). Кроме этого, он расширяет знания учащихся о представителе кислот – серной кислоте, а именно учащиеся узнают особенности концентрированной серной кислоты, правила разбавления концентрированной серной кислоты в воде, ее применении, акцентируется внимание учащихся на качественную реакцию на сульфат ион. На уроке создается основа для осознанного понимания строения кислоты, ее физических и химических свойств, успешного овладения знаниями о свойствах кислот при изучении курса в дальнейшем и навыками выполнения химического эксперимента, понимания сущности генетической связи.
Цели урока/ занятия/ мероприятия: организовать закрепление знаний и способ деятельности учащихся
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
Образовательная: конкретизировать понятие «кислота»; выделять характерные химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты; познакомиться с правилом разбавления кислоты водой; продолжить развитие умения пользоваться таблицей растворимости, проводить химический эксперимент.
Развивающая: развитие умения генерировать идеи, проведения наблюдений, оформления результатов своей работы, развивать навыки работы в группе.
Воспитательная: продолжить формирование управлять своей учебной деятельностью; обучать умению осознавать свою готовность или неготовность высказывать свою точку зрения; устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами).
Формируемые УУД
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, контроль и оценка процессов результатов деятельности;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; распределение ролей и функций участников групповой работы;
Регулятивные: планирование действия в соответствии с поставленной задачей; волевая саморегуляция;
Личностные: действие смыслообразования; осознание значимости изучаемого учебного материала.

Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие АМО «Солнышко», «Ромашка», «Собери химическую лабораторию»
(ЗАИМСТВОВАННЫЙ, АДАПТИРОВАННЫЙ)
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
4 мин
1 этап. Приветствие АМО»Солнышко»
Цель этапа: совместное целеполагание.
Технология проведения: Обучающиеся и преподаватель встают в круг. Преподаватель начинает передавать «Солнышко», приветствуя, рядом стоящего и спрашивая, как у него дела. «Солнышко» передается из рук в руки. Каждый обучающийся должен поздороваться, ответить на вопрос, обратится к соседу с приветствием и тем же вопросом. Когда «Солнышко» возвращается в руки учителя, он просит учащихся определить о каком веществе идет речь?
Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
Ребята отвечают, что речь идет о серной кислоте и ее свойствах и называют вместе с учителем тему урока: – «Серная кислота и ее свойства».
2 этап Вхождение в тему урока (определение целей урока). АМО «Ромашка»
5 мин
Цель этапа: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения
Технология проведения: Шаблон ромашки находится у детей на столе. Количество лепестков соответствует количеству утверждения, с которыми ученики должны согласиться или отвергнуть. Например, утверждений 8. Это означает, что должно быть 8 красных (нет) и 8 белых (да) лепестков. На круглой середине места прикрепления каждого ответа обозначены цифрами.
Учитель читает утверждения, ученики соответственно их номерам прикрепляют ответ в соответствующем месте.
1) формула серной кислоты – H2SO4 (да)
2) сумма всех коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации серной кислоты равна 5 (нет)
3) серная кислота нерастворимая (нет)
4) серная кислота двухосновная (да)
5) реакция обмена между хлоридом натрия и серной кислотой идёт до конца (нет).
6) серная кислота образует 2 вида солей (да)
7) разбавленная серная кислота взаимодействует с медью (нет)
8) концентрированную серную кислоту перевозят в алюминиевых цистернах (да).
Далее учитель демонстрирует на доске (либо через экран, либо путем вывешивания аналогичной ромашки увеличенного размера) правильное расположение лепестков. Обучающиеся сравнивают свои ромашки с образцом. Определяются точки незнания.
Учитель озвучивает цель сегодняшнего урока: изучить характерные химические свойства серной кислоты, выяснить чем эта кислота отличается от других кислот.
3 этап Определение ожиданий и опасений учащихся. АМО «Собери химическую лабораторию»
3 мин
Цель этапа: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки.
Технология проведения: Обучающимся предлагаются бумажные фигуры химической посуды научной лаборатории, которая наполнена наполовину содержимым из различных фраз. Необходимо выбрать посуду с содержимым, которое соответствует ожиданиям участника. Необходимо дописать свои опасения. Заполненную посуду опустить в эксикатор (стеклянный сосуд с крышкой), который находится на демонстрационном столе
Фаза 2 «Работа над темой»
4 этап Закрепление изученного (обсуждение д/з)
АМО «Найди слово» (АДАПТИРОВАННЫЙ)
5 мин
Цель этапа: контроль и коррекция ранее изученного материала
Технология проведения: Работая в паре, необходимо выбрать формулы веществ, взаимодействующих с разбавленной серной кислотой. Из букв, соответствующих правильным ответам, учащиеся составляют название элемента. Пример карточки:
Выбери формулы веществ, взаимодействующих с разбавленной серной кислотой. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название элемента:
1. N2O-------------------------------------------С
2 NaOH-----------------------------------------Т
3. Hg---------------------------------------------Р
4. Ba(NO3)2 -------------------------------------Е
5. Fe(OH)2--------------------------------------Л
6. HCl--------------------------------------------О
7. Al----------------------------------------------Л
8. Fe2O3-----------------------------------------У
9. KNO3-----------------------------------------И
10. K2CO3---------------------------------------Р


Учащиеся, справившиеся с заданием первыми, называют ключевое слово – ТЕЛЛУР.
5 этап Инпут «АМО «Поход в кино» (АДАПТИРОВАННЫЙ)
5 минут
Цель метода: сообщение нового материала.
Необходимые материалы: «Билеты» в кино с заданиями разной сложности, видеофрагмент.
Предварительная подготовка: подготовить «билеты» в кино – вопросы по теме, видеофрагмент
Технология проведения: Учитель предлагает учащимся посмотреть «кино» - видеофрагмент о серной кислоте. Но сначала предлагает учащимся каждой группы «купить» билеты в «кино» - задания разного уровня сложности, которые имеют разную стоимость, а значит, и разную сложность. Каждая группа выбирает билет. После просмотра учащиеся имеют возможность пообщаться внутри группы, обсудить просмотренный видеофрагмент и согласно выбранным «билетам» отвечают на вопросы. Содержание «билетов»:
1) На чём основано применение серной кислоты: стаканчик с концентрированной серной кислотой оставим зимой между рамами и стекло не замёрзнет?
2) Почему серную кислоту называют «хлебом химической промышленности»?
3) На заводе долгое время перекачивали серную кислоту из хранилища в цех по стальному трубопроводу. Но однажды трубы дали течь, и цех был залит кислотой. Выяснение обстоятельств аварии показало, что, нарушая правила технологии, трубопровод целый год использовали для транспортировки кислоты, имеющей не 93%, а 45% концентрацию. Почему изменение концентрации кислоты вызвало коррозию трубопровода? Приведите уравнение реакции.
4) Составить реакцию взаимодействия магния с концентрированной серной кислотой:
Мg + H2SO4конц.=MgSO4 + ???
Расставить коэффициенты методом электронного баланса.
После просмотра видеофрагмента, каждая группа отвечает на вопрос своего «билета». Ответы оцениваются учителем вместе с учащимися.
6 этап Проработка содержания темы АМО «Давайте похимичим» (собственный)
16 мин.
Цель метода: усвоение нового материала
Необходимые материалы: инструкции для проведения химического эксперимента, наборы химических реактивов
Предварительная подготовка: подготовить инструкции для проведения химического эксперимента, наборы химических реактивов
Технология проведения: На столах у каждой группы есть инструктивные карты, каждый член группы выполняет определенное задание: читает инструкцию, выполняет эксперимент, пишет уравнения проведенной реакции на доске, выступает с отчетом пред классом.
Учитель обращает внимание учащихся, на то, что на столах каждой группы есть подробные инструкции, напоминает о правилах ТБ.
Каждая группа будет изучать отдельное свойство серной кислоты.
1 группа рассмотрит взаимодействие кислоты с металлами
2 группа – с основаниями
3 группа – с солями
4 группа – проведет качественную реакцию на сульфат-ион.
Содержание заданий
1 группа
1. В группе выполните лабораторный опыт «Изучение свойств разбавленной серной кислоты: взаимодействие с металлами»
2. Налейте в пробирку 2 мл раствора серной кислоты.
3. Опустите в одну пробирку с серной кислотой кусочек цинка, в другую медь. Что вы наблюдаете?
4. Заполните таблицу
Что делаю
Что наблюдаю
Уравнения реакции.
Вывод

1.



5. Прослушай результаты проведенных опытов других групп, запиши уравнения реакций.
а) взаимодействие серной кислоты с основаниями
б) взаимодействие серной кислоты с солями
в) качественная реакция на сульфат-ион.
2 группа
1. В группе выполните лабораторный опыт «Изучение свойств разбавленной серной кислоты: взаимодействие с основаниями»
2. Налейте в пробирку 2 мл раствора серной кислоты.
3. Добавьте гидроксид натрия. Что вы наблюдаете?
4. Заполните таблицу
Что делаю
Что наблюдаю
Уравнения реакции. Вывод

1.



5. Прослушай результаты проведенных опытов других групп, запиши уравнения реакций.
а) взаимодействие серной кислоты с металлами
б) взаимодействие серной кислоты с солями
в) качественная реакция на сульфат-ион
3 группа
1. В группе выполните лабораторный опыт «Изучение свойств разбавленной серной кислоты: взаимодействие с солями»
2.В пробирку поместите мел. Прилейте в пробирку 1-2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?
3. Заполните таблицу
Что делаю
Что наблюдаю
Уравнения реакции. Вывод

1.



4. Прослушай результаты проведенных опытов других групп, запиши уравнения реакций.
а) взаимодействие серной кислоты с металлами
б) взаимодействие серной кислоты с основаниями
в) качественная реакция на сульфат-ион
4 группа
1. В группе выполните лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион»
2. Налейте в одну пробирку 1-2 мл раствора серной кислоты
3.Добавьте в пробирку по каплям раствор хлорида бария.
4.Что вы наблюдаете? Заполните таблицу. Почему данная реакция является качественной?
Что делаю
Что наблюдаю
Уравнения реакции. Вывод





5. Прослушай результаты проведенных опытов других групп, запиши уравнения реакций.
а) взаимодействие серной кислоты с металлами
б) взаимодействие серной кислоты с основаниями
в) взаимодействие серной кислоты с солями
После выполнения работы группы выступают с отчетами о выполненной работе. Правильность выполнения эксперимента, уравнения химических реакций проверяют по матрице на слайде. Совместно с учителем дается оценка работы каждой группы.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
7 этап Эмоциональная разрядка, АМО «Транспорт»
4 мин
Цель метода: снятие напряжения, усталости, расслабление и восстановление энергии
Необходимые материалы: изображения с транспортными средствами: теплоход, автобус, поезд, самолет.
Предварительная подготовка: подготовить изображения с транспортными средствами: теплоход, автобус, поезд, самолет
Технология проведения: Группам предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до Кислотной страны.
1. Теплоход
2. Автобус
3. Поезд
4. Самолет
В пути, чтобы не заскучать, можно придумать речёвку (кричалку, девиз) на химическую тему.
8 этап Рефлексия АМО «Волшебные колбы» (АДАПТИРОВАННЫЙ)
Время 4 мин
Цель метода: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
Необходимые материал: 2 пустые колбы с надписями «Разбавленная H2SO4» и «Концентрированная H2SO4», медные монеты
Предварительная подготовка: подготовить 2 колбы с надписями «Разбавленная H2SO4» и «Концентрированная H2SO4», медные монеты
Технология проведения: На столе учителя стоят 2 колбы, в одной имитация разбавленной, а в другой концентрированной серной кислотой. На столах учащихся лежат медные монетки. Учитель обращается к учащимся со словами: "Если урок вам понравился, и вы получили прочные знания, которые не исчезнут и не растворятся со временем, то опустите монетку в колбу с разбавленной кислотой.
Если же в своих знаниях вы не уверены, урок не оставил у вас никаких впечатлений, то оставьте свою монетку в колбе с концентрированной кислотой.

Отметки за урок выставляются с учетом работы на уроке, сложности и правильности выполнения заданий.

Домашнее задание
Время 1 мин
п.23, упр. 3
Дополнительно:
Составить схемы, рисунки, изображающие правило разбавления концентрированной серной кислоты водой.









13PAGE 15


13PAGE 14315



Т

Е

Л

Л

У

Р



Заголовок 315