Поурочный план по химии на тему Серная кислота (9 класс)


Урок химии в 9 классе
по теме
«Серная кислота»

Класс: 9
Тема: Серная кислота
Цель: изучить строение, свойства, получение и применение серной кислоты.
Задачи урока:
-образовательная: познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами концентрированной и разбавленной серной кислоты; рассмотреть ее получение; показать народнохозяйственное значение этой кислоты и ее солей;
-развивающая: развитие речи, памяти, логического мышления, умений совместной деятельности; развитие и закрепление умений и навыков работы с лабораторным оборудованием;
-воспитательная: формирование мировоззрения, навыков сотрудничества,
приемственности знаний; осуществление межпредметных связей; воспитание разумного отношения к природе, экологической грамотности.
Технология обучения: технология организации адаптационно-развивающих диалогов
Метод урока: словесно-наглядный.
Межпредметные связи: биология (воздействие кислот на органические вещества).
Оборудование: штатив с пробирками, индикатор (лакмус, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага), держатель для пробирок, стеклянная палочка, спички, спиртовка, фильтровальная бумага, химический стакан.
Реактивы: H2SO4 (конц.), H2SO4 (разб.), CuO, NaOH, Cu(OH)2 BaCl2, С, S, H2O, сахароза.
Ход урока
I. Актуализация знаний (2-5 мин.) (см. презентацию, на экране проецируется тестовое задание по предыдущей теме).
Самостоятельная работа учащихся:
Закончите уравнения возможных реакций: (слайд №2)
SO2+NaOHизб→SO2+O2→SO3+H2O→SO2+CaOH2→H2S+O2→SO2+HCl→Заполнить таблицу формулами кислот: (слайд №3)
Название кисл. Формула
БромоводороднаяСероводородная Азотная Угольная Соляная Фосфорная Серная II. Изучение нового материала (0.5 мин.)
Сегодня изучим при помощи лабораторных опытов свойства серной кислоты как разбавленной, так и концентрированной, закрепим умения в составлении уравнений реакций различных видов, познакомимся с применением серной кислоты. Образно серную кислоту называют «кровь химии». Нет кислоты, которая бы была нужнее и применялась бы чаще, чем серная.
План работы на уроке: (слайд №4)
Историческая справка;
Серная кислота в природе;
Строение молекулы;
Физические свойства кислоты;
Химические свойства кислоты;
Химические свойства разбавленной кислоты;
Химические свойства концентрированной кислоты;
Получение;
Применение;
Закрепление;
Домашнее задание.
III. Историческая справка (2 мин.) (слайд №5)
Открытие серной кислоты.
В 1260 году алхимик и епископ Альберт Великий (Альберт фон Больштедт) в поисках «эликсира молодости» решил попытаться выделить его из железного купороса. Засыпав в реторту порошок купороса, он стал ее нагревать. Епископ собрал немного жидкости и размешал ее оструганной деревянной палочкой; палочка вскоре почернела. Альберт Великий назвал полученную жидкость «купоросным маслом». Позднее, в 1590 году, немецкий алхимик и врач Андреас Либавий, смешал серу и селитру, а потом нагрел смесь. «Кислый спирт» - так назвал полученную жидкость Либавий.
Это была концентрированная серная кислота, которую долгое время называли «купоросным маслом» (см. презентацию, на экране проецируются фота учёных).
IV. Серная кислота в природе (1 мин.) (слайд №6)
Серная кислота встречается:
Кислотное озеро на глубине вулкана Малый СемячикКипящее озеро (Курильские острова)
Облака планеты Венера
Европа – спутник Юпитера
VI. Строение молекулы. (5 мин.)
В состав кислоты входит Вода и Оксид Серы (VI), то она в своём составе имела водород, кислород, серу. Вспомним её состав и строение. (слайд №7)
Задание в тетради: написать электронную и графическую формулу кислоты. Определить степень окисления серы в этом соединении. (слайд №8)
– Виде какой геометрической фигуры представлена молекула H2SO4 строение? (ответ: тетраэдр) (слайд №9)
VII. Физические свойства. (3 мин.)
Чистая (100% «дымящая») серная кислота представляет собой бесцветную тяжелую вязкую жидкость, при небольшом охлаждении затвердевающую с образованием бесцветных кристаллов. Обычно используют не чистую кислоту, а концентрированный 98% раствор (см. презентацию, на экране проецируются физические свойства серной кислоты). (слайд №10)
Следует соблюдать определенные правила при разбавлении серной кислоты: нужно осторожно, тоненькой струйкой, вливать кислоту в воду, непрерывно помешивая. «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда». Видео разбавление серной кислоты (слайд №11)
VIII. Химические свойства. (15 мин.) (слайд №12)
Свойства H2SO4 разб. H2SO4 конц.
Индикатор:
а) лакмус
б) метиловый оранжевый Опыт 1: Действие кислот на индикаторы
Красный
Розовый Не изменяет окраску индикаторов
Диссоциация кислоты в воде H2SO4=H++HSO4-HSO4=H++SO4-2НЕ ДИССОЦИИРУЕТ
С металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений до водорода H2+SO4+Zn0=H20↑+Zn+2SO4H+- окиститZn0-восстановит (слайд №14) 4H2S+6O4+3Zn0=3Zn+3SO4+S0↓+4H2OS+6-окислитZn0-восстановит5H2SO4+4Ca=4CaSO4+H2S↑+4H2OНа холоде пассивирует за счет образования пленки оксидов их соли с Fe, Cr, Ni, Bi, Co, Mg, Al
(слайд №21)
Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами
(слайд №15) Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами
(слайд №22)
С металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений после водорода НЕ РЕАГИРУЕТ
(слайд №15) Cu+2H2SO4→СuSO4+SO2↑+2H2OCu0-2e-→Cu+2восстановительS+6+2e-→S +4 окислительНе реагирует с Au и Pt (слайд №21) и (слайд №22)
С основными оксидами Опыт 2: Взаимодействие с основными оксидами (слайд №16)
H2SO4+CuO→CuSO4+H2O2H++SO42-+CuO→Cu2++SO42-+H2O2H++CuO→Cu2++H2OС основаниями Опыт 3: Взаимодействие с щелочами (реакция нейтрализации) (слайд №17)
H2SO4+2NaOH→Na2SO4+2H2O2H++SO42-+2Na++2OH-→2Na++SO42-+2H2O2H++2OH-→2H2OОпыт 4: Взаимодействие с нерастворимыми основаниями (слайд №18)
H2SO4+CuOH2↓→CuSO4+2H2O2H++SO42-+CuOH2↓→Cu2++SO42-+2H2O2H++CuOH2↓→Cu2++2H2OКачественная реакция на SO42- Опыт 5: Доказательство наличия сульфат-иона (слайд №19)
H2SO4+BaCl2→BaSO4↓+2HCl2H++SO42-+Ba2++2Cl-→BaSO4↓+2H++2Cl-Ba2++SO42-→BaSO4↓С неметаллами Опыт 6: Взаимодействие с неметаллами (слайд №23)
НЕ РЕАГИРУЕТ 2H2SO4+C→CO2↑+2SO2↑+2H2OC0 - восстановительS+6 - окислитель2H2SO4+S→3SO2↑+2H2OS0 - восстановительS+6 - окислительОрганические вещества Опыт 7: Взаимодействие с органическими веществами (слайд №24)
НЕ РЕАГИРУЕТ C12H22O11+H2SO4→12C+H2SO4∙11H2Oобугливание древесины, клетчатки, сахарозы (слайд №25)
IX. Получение (1–2 мин.) (слайд №28)
1 сера-S
2 железный колчедан- FeS2 - SO2 - SO3 - H2SO4
3 сероводород - H2S
Например, сырьем для производства серной кислоты служит железный колчедан – пирит FeS2, который подвергают обжигу. Газ, выходящий из обжиговой печи, нагревается в теплообменнике до 4500 С и поступает в контактный аппарат, где происходит его окисление до серного ангидрида (SO3). Внутри контактного аппарата на специальных решетках находится катализатор – оксид ванадия (V). Образовавшийся SO3 поглощают концентрированной серной кислотой. Образуется олеум – раствор серного ангидрида в серной кислоте
X. Применение (1–2 мин.) (слайд №29)
Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы. Она широко используется в народном хозяйстве (сообщения уч-ся)
1. Производство минеральных удобрений.
2. Очистка нефтепродуктов.
3. Синтез красителей и лекарств.
4. Производство кислот и солей.
5. Производство шелка.
6. Производство эмали.
XI. Закрепление: (1–6 мин.) (слайд №30)
Ответьте на вопросы:
Сера в серной кислоте имеет степень окисления?
Серная кислота (р-р) взаимодействует с :Лакмус в растворе серной кислоты:
С образованием СО2 серная кислота (к) взаимодействует с :Задача (ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ НА УРОКЕ ТО РЕШАЕТСЯ ЗАДАЧА) (слайд №31)
На 12,8 г меди подействовали 300 г 88,2 %-ного раствора серной кислоты. Определите объем газа (н.у.) выделившегося в результате реакции. Решение.
Дано:
m (Cu) = 12,8 г
m (р-ра H2SO4 ) = 300г
w = 88,2% = 0,882
V (газа ) - ?
Решение:
Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O
1 моль 2моль 1 моль
n (Cu) = m/M = 12,8г/64г/моль = 0,2 моль
m в-ва (H2SO4) = w x m =300г x 0,882 = 264,6г
3) n (H2SO4) = 264,6г/98г/моль = 2,7моль
В недостатке количества вещества меди. Считаем по недостатку.
4) n (Cu) = n(SO2) = 0,2 моль
5) V (SO2) = n x Vm = 0,2моль x 22,4л/моль = 4,48л
Ответ: V (SO2) = 4,48 л
XII. Вывод. (1-2 мин)
Ребята, на этом уроке мы с вами познакомились с открытием, строением молекулы серной кислотой. Мы узнали, что чистая (100% «дымящая») серная кислота представляет собой бесцветную тяжелую вязкую жидкость. Рассмотрели получение серной кислоты контактным способом. Мы рассмотрели с вами химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты, а также использование её солей.
XIII.Рефлексия, (1–2 мин.) (слайд №32)
Закончите предложения или дайте ответ на поставленный вопрос.
Мне больше всего понравилось…
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Меня удивило…
Я научился (лась)…
Теперь я могу…
XIV. Домашнее задание (0,5-1 мин.) (слайд №33)
Параграф 27 (с. 197-202).