Возрастные особенности детей 6-7 лет. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школе.


Возрастные особенности детей 6-7 лет. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школе. Возраст 6 – 7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. К семи годам ребёнок должен: Выполнять задания, не отвлекаясь, около 25 минут. Находить 10 отличий между предметами. Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу. Копировать в точности узор или движение. Уметь находить одинаковые предметы. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Ребенок с легкостью может разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. К семи годам ребёнок должен: Объединять предметы в группы по определённым признакам. Находить закономерность в построении ряда предметов. Выделять предмет, не подходящий к общим признакам. Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам. Решать логические задачи. Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними. Воображение.  Идет развитие творческого воображения. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребёнка задатков к ним. Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребёнка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий.  Развитие речи. К концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас. Ребенок Может выделить звук в начале, середине и конце слова. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. Правильно использует предлоги, строит предложения. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой. Передаёт интонацией различные чувства. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВКРИЗИС 7 ЛЕТ«Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей «ловит» его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентировать не стоит. Симптомы кризиса 6–7 лет-Негативизм –ребенок перестает слушаться; отрицательное отношение к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый.- Упрямство- ребенок требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.-Строптивость. Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, на отрицание распорядка и уклада, который ребенку пытаются навязать: ходить в сад, вставать рано, сидеть на занятиях, и т.п.-нелепое вредное поведением;-искусственная наигранность;-плохая усидчивость и вертлявость;-во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;-Клоунада -привлечение к себе внимания. Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже. Возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет. Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания. Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Что делать?Первое. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.Второе. Помните, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и поговорите о приятных событиях.Третье. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Проявляйте больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки. Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Возрас­тает уровень запросов ребенка к самому себе, к собственному успе­ху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».У ребенка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Наиболее быстрое и безболезненное прохождение кризиса Успешность обучения и во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.Готовность к школеФизическая готовностьПсихологическая готовность-интеллектуальная-личностно-социальная-мотивационная-эмоционально-волевая «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер Физическая готовность-Общее состояние здоровья-Развитие мелких групп мышц (ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями)-Координация движений в соответствии с возрастной нормой-Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам-Развитие движений и пространственная ориентация -Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо) Психологическая готовность- это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: -в играх, -в труде -в общении со взрослыми и сверстниками. Личностно – социальная готовность-Умеет ли ребенок общаться с детьми. -Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. -Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. -Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. -Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. -Принятие позиции школьника У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Интеллектуальная готовность Интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами.-Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. -Ориентировка ребенка в окружающем. -Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание. -Организация деятельности 1.Выполняет задание до конца. 2. Находит и исправляет ошибки в работе. 3. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 25 минут. 4. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. 5. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание. 6. Не отказывается от заданий. -Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник). -Хорошо владеет ножницами, ручкой, карандашом, раскрашивает предметы не выходя за контур. Мотивационная готовность -Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. -Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе. У ребёнка высокая учебная мотивация, если он: хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний. Эмоционально-волевая готовность предполагает -Способность управлять своими эмоциями и поведением. -Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. --Стремление преодолевать трудности. -Стремление к достижению результата своей деятельности. -Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. -Умение ориентироваться на заданную систему требований. -Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками  Проявляет мало инициативы .Не может включиться в общий режим работы класса Не может сосредото - читься на уроке, часто отвлекается Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками  «Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выходит». (Народная мудрость). Как помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир?Советы родителям:-Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе.Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.-Умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.-Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.-Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней. -Готовность руки к письму. Развивайте мелкую моторику руки: вместе с ребенком рисуйте, раскрашивайте (стараясь не залезать за границы рисунка); лепите; собирайте мозаику. -Умение считать. Закрепляйте с ребенком состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);умение ориентироваться в числовом ряду ( «соседи» числа 5 – это 4 и 6);Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).-Умение читать. Закрепляйте представления ребенка о звуках, слогах, словах и предложениях. Предложите ребенку назвать звук, с которого начинается слово. Именно звук, а не букву. Очень важно уметь делить слово на слоги. -Умение общаться со сверстниками. При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Не критикуйте сверстников ребенка! Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх. -Умение общаться со взрослыми. Организовывайте с ребенком совместную деятельность. Не обсуждайте при нем взрослых. Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми. -Хорошее физическое развитие. Не забывайте о физических упражнениях. Утренняя гимнастика должна стать привычной. Включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться. Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений. Не стоит забывать, что ребенка нельзя отдавать в школу если ему еще не исполнилось 6,5 лет на момент 1-го сентября.  Успехов - вашим детям, терпения, мудрости и душевных сил – Вам!