Мастерская творческого письма в 6 классе по УМК Г.С.Меркина. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ


Мастерская творческого письма Муниципальное казённое общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 5 с. Подлесного Труновского района Ставропольского края Подготовила учитель русского языка и литературыГРИГОРЬЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА Урок в 6 классе по УМК Г.С. Меркина Подготовка к сочинению-воспоминанию «Спешите делать добрые дела!». Л. Н. ТОЛСТОЙ Цели: Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;Формирование коммуникативных навыков, умения выделять главное в сообщении учи- теля и учащихся, составлять устные выска- зывания на заданную тему.Развитие нравственно-эстетических пред-ставлений учащихся в ходе выявления лек-сического значения слов добро, доброта, работы со словарями, составления устных высказываний. Метапредметные результаты умение организовать учебное сотрудничество и со-вместную деятельность с учителем и сверстниками;Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласо-вания позиций и учета интересов;Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Воспитание квалифицированного читателя со сфор-мированным эстетическим вкусом, способного аргу-ментировать своё мнение и оформить его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров. Предметные результаты Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.Умение понимать и формулировать тему, идею, нравст-венный пафос литературного произведения.Собственная интерпретация изученных литературных произведений.Написание творческих работ.Понимание роли изобразительно-выразительных языко-вых средств в создании художественных образов лите-ратурных произведений. Личностные результаты Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма.Самопожертвование во имя добра и любви. СОВЕРШЕНСТВО САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ДОБРОТА Л.Н. Толстой «Что такое искусство?» Викто́р Мари́ Гюго1802-1885 И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» (1842) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция)» (1859) Сравните описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовский «В бурю». 1872 г. И.К.Айвазовский «Буря». 1886 г. Сравните описание событий в рассказе и на репродукциях картин Анализ рассказа Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.Расскажите об отношении Жанны к мужу. Какие слова вы выберете для характеристики?Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развернутый ответ. Вопросы для работы в группах 1 группа - Какие детали подчёркивают крайнюю бед-ность семьи Жанны? Выпишите ключевые слова и сло-восочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж?2 группа - Расскажите об отношении Жанны к мужу. Составьте синквейн на тему взаимоотношений Жанны с мужем.3 группа – Какие детали указывают на бедственное по-ложение семьи Симон? Запишите их. У кого из героев рассказа есть имена? Как вы думаете, почему?4 группа - Попытайтесь дать собственную оценку ре-шению Жанны и её мужа. Есть ли глубинная, внутрен-няя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развернутый ответ. Сравните описание деталей быта в рас-сказе и на репродукциях картин Л. Галле. Семья рыбака (1848) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874) Сравните описание деталей быта в рас-сказе и на репродукциях картин В.М. Максимов. Бедный ужин (1879). Ответь на вопросы: • Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа? Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно — любить людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев. • Можно ли отнести это прозаическое переложение стихотворе-ния В. Гюго к жанру стихотворений в прозе? Аргументируйте свой ответ. Это небольшое прозаическое произведение напоминает по своему характеру лирическое стихотворение, но лишено сти-хотворной организации речи. Помимо этого, можно выделить ряд типических признаков, присущих стихотворению в прозе: краткость, изображение характера в отдельном его проявле-нии, а не в относительно законченном кругу событий, повы-шенная выразительность повествовательного строя речи, ритмичность речи. Подготовка к сочинению «Спешите делать добрые дела!». Работа в группах. 1 этап• Задание 1 группе. Найдите в словаре слова с корнем -добр-. Прочитайте список в классе. Добро, добродетель, добродушный, доброжелатель, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, добрый, добряк. • Задание 2 группе. Найдите в словаре толкования слова добро, доброта. Прочитайте их в классе. 1. ДОБРО, -а; ср. 1.Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Д. побеждает зло. Д. торже-ствует над злом. От завистливого человека добра не жди. Желать добра кому-л. Не к добру (о чём-л., предвещающем беду, несчастье). Быть, находиться за пределами добра и зла (о чём-л., что не вме-щается в эти понятия). * От добра добра не ищут (Посл.). Нет худа без добра (Посл.). // Хорошее, доброе дело, поступок. Делать д. Помнить д. Отплатить добром за зло.2. собир. Разг. Вещи, имущество, скарб. Добра наживать. Уложить всё добро в повозку. Своё, чужое д. Много добра (у кого-л.).3. Пренебр. О чём-л. плохом, негодном, ненужном. Этого (такого) добра и даром не надо. ◊ Добро пожаловать! Приветствие гостю, участникам чего-л., прибывшим куда-л. Добро пожало-вать на наш праздник! Дать, получить добро (на что). Дать, получить разрешение, согласие на что-л. Дать д. на вылет. Хирург просил у главврача разрешения на операцию и получил добро. < Добром, нареч. Разг. 1.По-хорошему. Кончить дело д. Поминать кого-л. д. -2. По своей воле, без принуждения. Д. отдай. Добришко, -а; ср. Уничиж. (2-3 зн.).2. ДОБРО. I. нареч., в функц. безл. сказ. Разг. Хорошо. Ты уже всё сделал? Ну и д. II. частица. Нар.-разг. Употр. при подтверждении, одобрении чего-л., согласии с чем-л.; ладно, пусть, так. Д.! сделаю всё, что ты просишь. < Добро бы; добро б, в зн. союза. Разг.Выражает условно предположительное допущение; если бы, пусть бы. Д. бы ещё слышал что-нибудь, а то совсем глухой стал. Д. бы важная персона, а то грузчик простой!ДОБРО... Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: добрый. Добросердечие, бропорядочность, доброезжий. Подготовка к сочинению «Спешите делать добрые дела!». Работа в группах. 2 этап• Задание 1 группе. Прочитайте -высказывания Л.Н. Тол-стого, объясните их значение.«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».• Задание 2 группе. Прочитайте высказывания Л.Н. Толс-того, объясните их значение.«Делая добро, будь благодарен за это».«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни». Домашнее задание Написать сочинение-воспоминание о добрых делах.Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Какие мысли и чувства вызывает у меня рассказ Л.Н. Толстого?». Подобрать к своему сочинению эпиграф.Индивидуальное заданиеПодготовить экскурсию в Литературно-мемориальный музей В. Г. Короленко Групповые задания1 группа. Вспомните о тех добрых делах, которые вы совершили в своей жизни. Поделитесь с товарищами воспоминаниями. Расскажите о наиболее интересном случае в классе.2 группа. Вспомните о тех добрых делах, которые для вас совер-шили ваши родственники, друзья, знакомые. Поделитесь с то-варищами воспоминаниями. Расскажите о наиболее интересном случае в классе.Выступление с сообщениями о наиболее интересных случаях.