Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе по книгам Д.С.Лихачева Земля родная, Письма о добром и прекрасном

МБОУ «Русско-Ошняковская ООШ»




Разработка урока внеклассного чтения
в седьмом классе по книгам Д.С.Лихачева «Земля родная»,
«Письма о добром и прекрасном».



Урок разработан и проведен
учителем русского языка
и литературы первой
квалификационной
категории Садыковой Т.В.






Апрель 2014 г.
Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Д.С.Лихачева «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном».
Цели:
1)Углубить представления учеников о публицистическом жанре в литературе.
2)Показать значение публицистики Лихачева.
3)Развивать навыки монологической речи, навыки анализа текста, умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать, излагать письменно свои мысли.
Задачи:
1)Приблизить нравственный опыт Д.С.Лихачева к жизни современного ребенка, помочь ребенку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я.
2)Помочь задуматься ребенку о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях.
3)Воспитывать отзывчивость, чуткость, душевность.
4)Прививать умения сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями.
5)Показать значение эпистолярного жанра в жизни людей.
Методические приемы: беседа, пересказ, сочинение, пояснения учителя, чтение и обсуждение текста.
Оборудование урока: портрет Д.С.Лихачева, презентация, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром», Санкт-Петербург, Издательство “LOGOS”, 2007.
Ход занятия:

На доске эпиграф к уроку:
Человек должен жить в сфере добра.
Д.С. Лихачев
1.Оргмомент.
Слайд №1. Тема урока.
Сообщение темы учителем. Прочтение эпиграфа.
2.Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний).
На прошлом занятии мы с вами познакомились с отдельными главами из книги Д.С.Лихачева «Земля родная».
-Почему жанр публицистики стал так популярен в последние десятилетия?
-Как объясняет Д.С.Лихачев слово «судьба»?
-Как вы понимаете это слово?
-Д.С.Лихачев пишет: «Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным» Есть ли у вас подобное ощущение?
-Как вы понимаете фразу «Наша молодость – это и наша старость»?
-Какие особенности русской культуры отмечает Д.С.Лихачев?
-Почему «вернейшим способом узнать человека» Д.С.Лихачев считает нужным «прислушаться к тому, как он говорит»?
-Какие наблюдения за речью людей вам показались особенно интересными?
-Выделите правила публичных выступлений, сформулированные Лихачевым.
-Ответьте на вопросы №1,2.
3.Вступительное слово учителя.
-Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его научных трудах, размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло». Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле были связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.
Слайд №2.
«Добро выше практической нужды!» утверждал Дмитрий Сергеевич.
-Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он всегда черпал силы для добродетельной жизни. В добре он находил незыблемые основы для повседневной жизни. Проще сказать Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!
Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». (Демонстрация книги).
Слайд №3.
В этой книге 46 писем, и каждое из них это замечательный и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».
-Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.
Слайд №4.
«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро».
Слайд №5.
«Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло дробит общество. Оно „сепаратно“ по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов».
Сепаратно - отдельный, обособленный от других (по словарю Ефремовой и Ожегова).
Слайд№6.
«Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.
Добро выше практической нужды!»
(Высказывания читают учащиеся).
-Может быть, кому-то рассуждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо перемешиваются добро и зло
-Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. А он дальше пишет: 
Слайд №7
«Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.
Слайд №8
Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. <> А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
Слайд №9
И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.
Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества».
- Что же такое «добро» в понимании Д.С. Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма во всем, в любых м
·елочах, и забота о другом человеке.
Слайд № 10
Забота о людях!
«В основе всех хороших манер лежит забота забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши вряд ли это во всех случаях возможно».
«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их».
На вопрос: «Что объединяет людей?» Лихачев отвечает: «Этажи заботы», «забота объединяет людей».
Слайд 11.
«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны».
3.Слово учителя.
-«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», любил говорить Д.С. Лихачев.
Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места»  шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить. Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но, может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!
Добро неотделимо от нравственности, а нравственность от милосердия и сострадания.
Амбициозный – чрезмерно, обостренно самолюбивый.
«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания,  пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития». Свою книгу Д.С. Лихачев завершает письмом под названием «Путями Доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные“ выбраны вами правильно»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.Вывод.
-Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С. Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего... ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты... Навык добра приобретается из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».
Выражение «путь добра» очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.
У путей добра вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл это движение дальше дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.
5.Слушание песни «Дорогою добра» Марка Минкова и Юрия Энтина.
6.Слово учителя.
- Почему Д.С.Лихачев выбрал для своего произведения эпистолярный жанр – «письма»?
-Давайте обратимся к истории развития эпистолярного жанра.
Слайд №12.
Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки. В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.
Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IV А.Курбским.
«Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, «Записки первого путешествия», содержащие письма Д.И.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения эпистолярного жанра в России.
К эпистолярному жанру следует отнести «Философские письма» П.Я.Чаадаева, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, «Письма из Франции и Италии» А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди» и в других произведениях этого автора.
Слайд №13.
В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение (Письма А.А.Блока к жене», «Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка» и т.д.) В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приемом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной форме раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике. Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности.

7. Подведение итогов.
-С каким жанром литературы мы познакомились сегодня на уроке?
-В чем состоит значение этого жанра?
-Попробуйте сами написать письмо на тему «Как я понимаю слова «Творить добро». Письмо постарайтесь написать в публицистическом жанре. Адресовано оно пусть будет вашим сверстникам. Подумайте, что вы напишете в начале письма, как вы обратитесь к вашему адресату.
8. Домашнее задание. Написать письмо на заданную тему.