Презентация к теме Транспортн. логистика, д-на Логистика


Тема 2.2. Транспортная логистика Цикл лекций Преподавателя Ламтевой Н.В. Сущность и значение транспортной логистики Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг * Тема 2.2. Транспортная логистика * Логистика транспорта оптимизация грузопотока, т.е. процесса перемещения груза из одной фиксированной точки в заданную потребителем точку. * * Сущность и значение транспортной логистики Задачи транспортной логистики: Выбор вида транспортаВыбор типа транспортных средств.Разработка рациональных маршрутов движения.Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.Планирование транспортного процесса на различных видах транспорта (мультимодальные перевозки)Согласование тарифов. * * Сущность и значение транспортной логистики Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. * * Сущность и значение транспортной логистики Логистика решает вопрос: создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наёмный транспортСпецифические задачи транспортной логистики решаются при управлении материальными потоками на транспортных участках. * * Сущность и значение транспортной логистики При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся:Затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средствЗатраты на оплату услуг транспортных, транспортно –экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировкеСкорость транспортировкиКачество транспортировки (надёжность доставки, сохранность груза и т.п.)В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм. * * Сущность и значение транспортной логистики Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):Работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);Работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.Также как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. * * Сущность и значение транспортной логистики Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок. Приоритетным объектом изучения и управления в транспортной логистики является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования. * * Сущность и значение транспортной логистики Сущность и значение транспортной логистики Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс. * * Организация логистики состоит из этапов: выбрать способ транспортировки и вид транспорта (назе-мный, морской, автомобильный, железнодорожный и пр.);определить транспортное средство и его назначение;определиться с выбором перевозчика, а также подрядчиков, которые выполнят роль провайдеров в течение самой перевозки;определиться с необходимостью хранения грузов на промежуточных и конечных точках;учитывая все определенные выше параметры оптимизировать транспортные затраты. Для оптимизации лучше рассматривать сразу несколько вариантов и выбрать наименее затратный. * * Выбор транспортного средства для осуществления оптимальных перевозок * * * * Железнодорожный транспорт Железнодорожный транспорт Достоинства Недостатки Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления).Недостаточно высокая сохранность груза. * * * * Водный транспорт: морской Водный транспорт: морской Достоинства Недостатки Возможность межконтенентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоёмкость перевозок. Ограниченность перевозок.Низкая скорость доставки (большой время транзита груза).Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. * * * * Водный транспорт: речной (внутренний) Достоинства Недостатки Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоёмах.Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоёмкость. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов.Зависимость от неравномерности глубин рек и водоёмов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза. * * Водный транспорт: речной (внутренний) * * Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт Достоинства Недостатки Высокая доступность.Возможность доставки груза «от двери до двери»Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.Недостаточная экологическая чистота. * * * * Воздушный транспорт Воздушный транспорт Достоинства Недостатки Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.Недостаточная экологическая чистота. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географичекая доступность. * * * * Трубопроводный транспорт Трубопроводный транспорт Достоинства Недостатки Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоёмкость. Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов. * * Характе-ристика Железнодорожный транспорт Автот-ранспорт Водный транспорт Воздушный транспорт Трубопро-воды Скорость 3 2 4 1 5 Доступность 2 1 4 3 5 Надежность 3 2 4 5 1 Грузоподъемность 2 3 1 4 5 Частота 4 2 5 3 1 Скорость 3 2 4 1 5 Суммарная оценка * * Относительные характеристики видов транспорта Протяженность транспортной сети России Вид транспорта ПротяженностьТыс.км Железнодорожные линии 158 Речной 100 Автомобильный 929 Нефтегазопроводы 213 Воздушные линии 1000 * Кафедра горнозаводского транспорта и логистики * Виды транспорта - по назначению Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным организациям. * * Транспортировка грузов Основные функции транспортировки:1. Транспортное обеспечение (или транспортно-логистическое) является деятельностью, направленное на планирование, разработку и организацию доставки материалов, сырья и продукции от точки производства до точки потребления . * * Основной принцип разработки - транспортного обеспечения оптимизация расходов на все выполняемые операции и процедуры, с учетом максимально полного удовлетворения заказа клиентов. * * Транспортировка грузов Основные функции транспортировки:2. Экспедирование - полная процедура сопровождения грузов – оформления, подготовки документации, договоров, расчета тарифов, организации и осуществления погрузки и разгрузки, в случае необходимости предоставления складских помещений, управления объемом поставок – дробление или укрупнение партий, страхования, прохождения таможенного досмотра и оформления и многих других операций и функций. * * Транспортировка грузов Маршрут – это направление движения объекта, относительно определённых географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов Процесс транспортировки включает:Формирование и подготовку грузовой единицы.Введение грузовой единицы в грузовой поток.Доставка до места назначения, выведение из грузового потока.Грузовая единица - это некоторое количество груза, который погружают, выгружают и хранят как единое целое (контейнер, короб и т. п.). * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов: это максимально возможная интеграция транспортных средств, собственно самого производства, необходимого для него снабжения, а также сбыта, в результате которого предприятие получает прибыль. * * В процессе транспортировки участвуют, как правило три стороны: грузоотправитель, грузополучательперевозчик. Для того, чтобы эффективно управлять процессом транспортировки, логисту необходимо знать транспортную систему.Транспортировка может осуществляться как собственным транспортом, так и привлеченным. * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов Маятниковый - это маршрут при котором путь следования автомобиля между двумя грузовыми пунктами повторяется :с обратным холостым пробегом, с обратным не полностью груженым пробегом, с обратным груженым пробегом. Задача при составлении маятникового маршрута: найти кратчайший путь движения,обеспечить обратный груженый пробег * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов:ВИДЫ МАРШРУТОВ: Маршрут Лучевой- этот метод применяют:Небольшая грузоподъемность транспорта, В распоряжении компании находится один автомобиль, при большом объеме перевозимого груза из одной (исходной) точки * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов:ВИДЫ МАРШРУТОВ: Кольцевой маршрут - следование автомобиля по замкнутому кругу, соединяющему несколько получателей или поставщиков Метод применяют когда:когда один автомобиль развозит мелкие партии товаров наоборот, «собирает» мелкие партии товаров. Главная задача - определить наиболее экономичный маршрут движения, где не должно быть пересечения и возвратов. * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов:ВИДЫ МАРШРУТОВ: * * Затухающий грузопотокВозрастающий грузопотокРавномерный грузопоток * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов:ВИДЫ МАРШРУТОВ: Выбор маршрута - это составление рациональной схемы железных и автодорог, водных и воздушных путей для перевозки груза. Перевозка должна осуществляться наикратчайшим расстоянием и временем, а также их комбинациями. Если маршруты созданы, определены и соблюдаются сроки поставки, то производственные и товарные запасы покупателей могут сокращаться в 1,5- 2 раза. Для разработки маршрутов используют математические методы, методы сетевого планирования и др.Современные транспортные компании имеют специальные пакеты компьютерных программ для разработки маршрутов. * * Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов Принцип составления транспортных маршрутов по перевозке грузов * * Правильное построение логистики в компании является критерием успешной и эффективной деятельности компании. Целью этого является оптимальная организация материального потока в производстве и минимизация потерь и издержек на перевозку грузов в процессе производства, сбыта и снабжения. Тарифное регулирование на транспорте связано с функциональной деятельностью организаций (предприятий) внутри логистической производственно-транспортной системы или логистической транспортно-сбытовой системы. Основная цель тарифного регулирования — воздействие на систему отношений между участниками товарного и транспортного рынков в процессе производства, транспортировки и сбыта товаров. * Кафедра горнозаводского транспорта и логистики * Транспортные тарифы и правила их применения Тарифная система представляет собой систему транспортных ставок (тарифов) на грузовые и пассажирские перевозки. Расчеты за услуги, оказываемые транспортной организацией, осуществляются с помощью транспортных тарифов. * * Транспортные тарифы и правила их применения Тарифы включают в себя: 1) платы, взыскиваемые за перевозку грузов;2)   сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;3)   правила исчисления плат и сборов.Система тарифов для различных видов транспорта имеет свои особенности. * * Транспортные тарифы и правила их применения На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие тарифы:общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов;исключительные тарифы — тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности;льготные тарифы, — они применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;местные тарифы, — их устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги. Эти платы называются сборами (плата за дополнительные услуги, связанные с перевозкой) и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, за их дезинфекцию, за экспедирование грузов. * * Транспортные тарифы и правила их применения На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:1)   сдельные тарифы на перевозку грузов;2)   тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;3)   тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;4)   тарифы из покилометрового расчета;5)   тарифы за перегон подвижного состава;6)   договорные тарифы. * Кафедра горнозаводского транспорта и логистики * Транспортные тарифы и правила их применения На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:1)   расстояние перевозки;2)   масса груза;3)   объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. * * Транспортные тарифы и правила их применения По показателю «объемный вес груза» все перевозимые автотранспортом грузы подразделяются на четыре класса:грузоподъемность автомобиля;общий пробег;время использования автомобиля;тип автомобиля. * * Транспортные тарифы и правила их применения * * Транспортные тарифы и правила их применения * Кафедра горнозаводского транспорта и логистики * Спасибо за внимание * *