Игра-КВМ, Клуб Веселых Математиков


Игра: Клуб Весёлых Математиков.
Участники: две команды 8-х классов.
Учитель: Мезова Анета Хасанбиевна, учитель математики МКОУ СОШ с.п. Герменчик.
Цели игры:
1.Фронтальное повторение учебного материала по математике.
2.Повышение познавательной активности у учащихся.
3.Развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос.
Оборудование: математические газеты, ребусы, плакаты, карточки с формулами.
Девиз игры: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»
Игра состоит из семи туров, результаты которых оцениваются жюри, состоящим из учителей математики и учащихся 10-11-х классов.
1 тур. Разминка.
2 тур. В мире формул.
3 тур. Продолжить сказанное.
4 тур. Математические ребусы, шарады.
5 тур. Темная лошадка.
6 тур. Ты - мне, я – тебе.
7 тур. Конкурс художников.
Вступление:
Стихотворение о математике (М. Борзаковский.) Читают два ученика из обеих команд.
1-ый ученик:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня разговор.
2-ый ученик:
Не случайно ей такой почёт.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
1-ый ученик:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
2-ый ученик:
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
Вместе и 1-ый и 2-ый ученик:
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 тур. Разминка.
Каждой команде предлагается за 2 минуты ответить по возможности на большее число вопросов, за каждый правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы первой команде
1. 1% от 1 тысячи руб. (10 руб.)
2. Единица скорости на море. (Узел.)
3. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
4. Можно ли при умножении чисел получить 0? (Да.)
5. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет.)
6. Наименьшее натуральное число. (1)
7. Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь? (25)
8. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве. (Стереометрия)
9. Как называется утверждение, принимаемое без доказательства?(Аксиома.)
10.Как называется вторая координата точки? (Игрек.)
11. Что больше: 20 или 25? (Одинаковы: 25=20)
12. Найдите третью часть от 60. (20)
13. Найдите корень уравнения х2= - 4. (Корней нет.)
14. Как называется функция у = кх+в? (Линейная.)
15. Как называется функция вида y=kx+b? (Линейная.)
16. Вычислите - 1 ∙ (-1). (1)
17. Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. (Параллелограмм.)
18. Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (Нет.)
19. Параллелограмм, у которого все углы прямые. (Прямоугольник.)
20.Отрезок, соединяющий противолежащие вершины. (Диагональ.)
Вопросы второй команде
1. Как называется сотая часть числа? (Процент.)
2. Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат.)
3. Можно ли любое число разделить на нуль? (Нет)
4. Первая женщина-математик. (С.В. Ковалевская.)
5. Площадь квадрата 49 см2. Найдите периметр. (28)
6. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (Планиметрия.)
7.Как называется утверждение, требующее доказательства? (Теорема.)
8. Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1)
9. Как называется первая координата точки? (Икс.)
10. Что больше: 5 или 28? (25 < 28)11. Разделите 100 на половину. (200)
12. Как называется знак корня? (Радикал)
13.Найдите корень уравнения x2= 9. ( x1,2 =±3)
14. Как называется уравнение вида ax2+ bx + c? (Квадратным.)
15. Как называется функция вида у = kx? (Прямая пропорциональность.)
16. Вычислите - 4 ∙ 2. (-4)
17. В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны?
(Ромб.)
18. Четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны. (Трапеция.)
19. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда.)
20. Сумма длин всех сторон многоугольника. (Периметр.)
2 тур. В мире формул.
«Спешите видеть, ответить, решить». Каждой команде предлагается назвать формулы, записанные на карточках, за каждый правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы первой команде
1. x2- y2 = (x - y) (x + y). (Формула разности квадратов двух выражений.)
2. (x+y)2 = x2+2xy+ y2. (Формула квадрата суммы двух чисел.)
3. c2 = a2 + b2. (Теорема Пифагора. Нахождение гипотенузы.)4. D = b2 – 4ac. (Формула дискриминанта квадратного уравнения.)
5. аm∙ аn = аm+n. (Формула произведения степеней с одинаковыми основаниями.)
6. (ab)n = аn∙ bn. (Формула возведения произведения в степень.)
7. S = a2. (Площадь квадрата.)
Вопросы второй команде
1. (x - y) (x + y) = x2- y2. (Произведение разности и суммы двух выражений.)
2. (x-y)2 = x2-2xy+ y2. (Формула квадрата разности двух чисел.)
3. a2 = c2 - b2. (Теорема Пифагора. Нахождение катета.)4. x1,2 = -b±b2-4ac2a. (Формула корней квадратного уравнения общего вида.)
5. аm аn = аm-n. (Формула при делении степеней с одинаковыми основаниями.)
6. (аm) n = аm∙n. (Формула возведения степени в степень.)
7. S = ab. (Площадь прямоугольника.)
3 тур. Продолжить сказанное.
Каждая команда по очереди продолжает предложенную фразу, за каждый правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы первой команде
1. В равнобедренном треугольнике углы … (при основании равны.)
2. Сумма углов в треугольнике равна … (1800.)
3. Квадратным уравнением называется уравнение вида … (ax2+ bx + c.)
4. Ромб - это … (параллелограмм, у которого все стороны равны.)
5. Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника называется … (средней линией.)
Вопросы второй команде
1. Медиана, проведенная из вершины равнобедренного треугольника к его основанию, является … (биссектрисой и высотой.)
2. Сумма смежных углов равна … (1800.)
3. Параллелограмм - это … (четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.)
4. Средняя линия трапеции … (параллельна основаниям и равна их полусумме.)
5. Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется … (отношение прилежащего катета к гипотенузе.)
4 тур. Математические ребусы, шарады.
Каждой команде предлагается отгадать по два ребуса и одной шараде, за каждый правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы первой команде
Ребусы:
1. (Лобачевский.)
2. (Вектор.)
Шарада:
Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова «голубцы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты всё верно,
То в математике раздел получишь ты такой.
(Три-го-но-ме-три-я.)
Вопросы второй команде
Ребусы:
(Отрезок.)
(Пирамида.)
Шарада:
Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это - первое словечко,
А второе - просто «на».
Ну а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая
Слово задом наперед.
(Снег-на-ток. Котангенс.)5 тур. Темная лошадка.
Вопрос задается обеим командам: кто быстрее и правильно ответит.
Сказка-вопрос.
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далёкое путешествие. На пути им встретилась река. Она сказала, что переплывут её только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем?
(Ответ: квадрат.)
6 тур. Ты - мне, я - тебе.
Команды задают друг другу по одному заранее подготовленному вопросу, связанные со старинными мерами длины.
Вопрос первой команде
- Что такое аршин?
(Ответ. От восточных купцов пошла единица «аршин». Существовали турецкий аршин, персидский аршин и т.д. Поэтому и возникла поговорка: «Мерить на свой аршин».
1 аршин = 28 дюймам или 1аршин = 71 см.)- Что такое линия?
(Ответ. Это старинная русская единица длины, равная 2,54 мм (0,1 дюйма) или равная ширине пшеничного зерна. Использовалась для обозначения диаметра нижней части (горловины) стекла керосиновых ламп. В настоящее время обозначает калибр - диаметр канала ствола огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда, выражен в линиях или в миллиметрах. Отсюда и название - «трёхлинейная винтовка», - имеющая калибр 7,62 мм (2,54 ∙ 3 = 7,62).
7 тур. Конкурс художников.
«Каждой руке – свое дело».
Каждой команде дается задание на время, правой рукой начертить одну фигуру, левой - другую, одновременно.
Первой команде
Правая рука чертит окружность, левая - ромб.
Второй команде
Правая рука чертит треугольник, левая – параллелограмм.
Подведение итогов игры
Вот закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре он отличился?
Жюри объявляет результаты. Называет команду победителя игры, а так же отличившихся игроков, по мнению жюри. Награждение победителей.
Использованная литература
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы. Под редакцией С.А. Теляковского.- М., Просвещение, 2011.
2. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы.- М., Просвещение, 2010г.
3. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.- М., Просвещение, 2009г.
4. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.- М., Просвещение, 2010г.
5. Кордемский Б.А. Математическая смекалка.- 1963г.
6. Математика, № 48/97.