Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск Республики МордовияГорбуновой Елены Ивановны ГОРБУНОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА Образование – высшее.Название учебного заведения, год его окончания – МГУ им. Н.П. Огарева, 1996г.Специальность по диплому - филолог, преподаватель русского языка и литературы.Место работы – МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск.Должность – учитель.Педагогический стаж - 19 лет.Стаж работы в занимаемой должности - 19 лет.Квалификация – первая. «ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЛЮБИТ ХОТЯ БЫ ИЗРЕДКА СМОТРЕТЬ НА СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ЦЕНИТ ПАМЯТЬ О НИХ, ОСТАВЛЕННУЮ В САДУ, КОТОРЫЙ ОНИ ВОЗДЕЛЫВАЛИ, В ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ИМ ПРИНАДЛЕЖАЛИ, ЗНАЧИТ, ОН НЕ ЛЮБИТ ИХ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЛЮБИТ СТАРЫЕ УЛИЦЫ, СТАРЫЕ ДОМА, ПУСТЬ ДАЖЕ И ПЛОХОНЬКИЕ, ЗНАЧИТ, У НЕГО НЕТ ЛЮБВИ К СВОЕМУ ГОРОДУ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШЕН К ПАМЯТНИКАМ СВОЕЙ СТРАНЫ, ОН, КАК ПРАВИЛО, РАВНОДУШЕН К СВОЕЙ СТРАНЕ».  Д.С.ЛИХАЧЁВ.  Методическая тема:«Региональный компонент как средство формирования общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы» ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА. ЕГО ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Актуальность и перспективность  педагогического опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению, соответствует:• социальному заказу государства, общества;• Закону об Образовании;•  прогрессивным тенденциям социального развития общества;• региональной образовательной политике. ; В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.    Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог  создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.    Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий. ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА. На формирование ведущей педагогической идеи оказали влияние следующие факторы:изучение методической литературы,изучение опыта коллег,курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;участие в работе городских методических объединений .Ведущей педагогической идеей ставлю для себя максимальное развитие ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, культурного, умственного и физического совершенствования. КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах: Уважение мнения ребенка . Индивидуальный подход к каждому. Мотивированность обучения. Проблемность обучения. Сотрудничество и сотворчество. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Теоретической базой наработанного мною опыта явились работы ученых - методистов: О.В. Кочеваткиной, А.П. Алукаевой. Введение регионального компонента в учебный процесс: Учебное пособие. Автор/ составитель: Алукаева А.П., Кочеваткина О.В. Мордовский республиканский институт образования, 2005 г. Под региональным компонентом следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка и литературы , но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18]. Общекультурные компетенции подразумевают социальное ожидание того, что ученик, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности этого общества : патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т. д . В своей деятельности я отдаю предпочтение следующим методам:      проблемному, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует логическое мышление;     исследовательскому, который способствует самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниям. Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Познакомить школьников с культурой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников . АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЫТА Ежегодно я представляю открытые уроки русского языка и литературы на школьной предметной неделе. Ввожу в свои уроки региональный компонент. В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается :раскрыть всесторонние способности обучающихся;повысить заинтересованность ребят предметом http://www.proshkolu.ru/user/eigorbunova05/folder/972116/ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. Результатом моей работы можно считать наличие исследовательских и проектных работ учащихся, участие учеников в республиканской олимпиаде по школьному краеведению. Применение данного опыта работы способствует положительной динамике учебных достижений учащихся, формированию общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы. http://www.proshkolu.ru/user/eigorbunova05/folder/972116/ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ. Свой опыт работы над методической темой представляла на педагогическом совете МОУ «СОШ № 21» http://www.proshkolu.ru/user/eigorbunova05/folder/972116/ ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА  Трудоемкость опыта заключается в организации учебного материала , в логичности использования регионального компонента в курсе русского языка и литературы. Только в таком случае учащиеся на занятиях становятся не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователями, ведущими активную поисковую деятельность, формируют широкий спектр личностных качеств. Важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА Рекомендуется использовать этот опыт всем педагогом, интересующимся культурой и историей Мордовии, как на уроках русского языка и литературы, так и в проектной, научно – исследовательской деятельности. Возможность тиражирования.   Описание всех форм и приёмов, уроков с их использованием, фотографий с уроков, размещены на личной страничке:  http://www.proshkolu.ru/user/eigorbunova05/    НАГЛЯДНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ