Конспект урока по литературному чтению на тему: Поход в музейный дом А. Мещерский «У лесного озера»


Класс: 3
Предмет: Литературное чтение
Тема: Поход в музейный дом А. Мещерский «У лесного озера».
Цели:
1. Продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) и выражений лиц, представлять себе черты их характера.
2. При помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст.
3. Закрепить знания школьников о сходстве и отличии между героем сказки и героем рассказа
Оборудование: Учебник «Литературного чтения» Чурикова Н.А. 3 класс, 2ч. Рабочая тетрадь, презентация.
Этап урока Ход урока Примечания
1.Оргмомент
2. Актуализация знаний
3. Сообщение темы урока.
4. Изучение нового материала
5. Итог урока
- Давайте вспомним, кто такой герой?
- Какие поступки совершает герой?
- Какие черты присущи герою?
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Сегодня в «Музейном Доме» мы рассмотрим картину Арсения Мещерского «У лесного озера».
Всем она очень понравилась.
- А вам она понравилась?
Выслушиваем мнения детей
– Художник Мещерский был младшим современником поэта Некрасова.
Мещерский Арсений Иванович родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, в 1834 году. В 1854 году он был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф. А. Бруни, С. М. Воробьева, Т. А. Неффа. Далее он уезжает в Швейцарию, где становится учеником известного пейзажиста Калама, влияние которого было несомненным, но именно оно позволило Мещерскому выработать свой стиль в пейзаже.
В 1864 году Мещерский получил звание академика, а в 1876 — звание профессора пейзажной живописи. На холстах Мещерского запечатлены виды Крыма и Кавказа, Малороссии и окрестностей Петербурга. Зима и лесные чащи — любимые мотивы в творчестве художника.
Умер Арсений Иванович Мещерский 13 ноября 1902 года.
Нужно уточнить, как дети понимают, что такое «младший современник». Пояснить это тем, кто не понял, можно очень просто: учитель говорит о том, что все люди, которые живут в настоящее время,– разного возраста. У детей есть бабушки и дедушки. Это самые старшие их современники. У детей есть мамы, папы и учителя. Это просто старшие их современники. У детей есть старшие братья и сестры, в школе есть старшеклассники. Они тоже современники детей, которые ненамного их старше. Таким образом, сами дети являются младшими современниками своих старших братьев и сестер, своих родителей и прародителей.
– Давайте рассмотрим фрагмент с мальчиком.
– Скажите мне: озеро, на котором мальчик рыбачит, – это большое озеро?
Как ты ответишь на этот вопрос? Подтверди свое мнение, используя детали картины.
Дети должны заметить, что противоположный берег озера едва виден: так далеко он находится.
- Сравни изображение неба над деревьями и над озером.
- Где небо кажется более высоким и величественным?
Чтобы ответить на этот вопрос, дети должны будут положить лист бумаги вертикально на репродукцию картины и закрыть им почти всю ее, оставив незакрытым лишь узкий участок картины справа –где высокая ель и большой камень, стоящий углом. Тогда будет понятно, что небо над высокими деревьями – это просто небо. А когда дети снимут лист бумаги с репродукции и посмотрят на небо над озером, они убедятся в том, что в данном случае небо кажется могучим и бескрайним: простирающимся и вверх, и вдаль; небо кажется высоким и величественным, а тучи представляются пугающе большими и тяжелыми.
-Какой (по размеру) кажется тебе фигурка мальчика рыбака по сравнению с озером, лесом, небом, камнями?
Какой представляется художнику Мещерскому ПРИРОДА по сравнению с ЧЕЛОВЕКОМ?
Фигурка мальчика рыбака по сравнению с озером, лесом, небом, камнями кажется маленькой и незначительной. Природа по сравнению с человеком представляется художнику Мещерскому могучей, бескрайней и величественной.
– Этот мальчик напоминает мне Валежникова, – сказал Миша Иванов.А тебе напоминает?
- Если “да”, то чем именно?
Мальчик, изображенный на картине, так же как и герой стихотворения Некрасова, чувствует себя в мире природы очень свободно и спокойно. Можно сказать, что он ощущает себя частью природы.
– Музыка тоже может создавать впечатление величия природы.
– Чтобы вы в этом убедились, давайте послушаем Сергея Рахманинова – вторую часть Концерта No2 для фортепьяно с оркестром до минор. Будем слушать Главную партию – начало второй части.
- Чувствуешь необыкновенный простор? Гладь воды? Свежесть утра?
А теперь послушаем вторую часть Симфонии No1 соль минор Василия Калинникова, – предложила Волшебница.
У тебя появилось ощущение, что время как будто застыло, что повторяются одни и те же впечатления? Так бывает, когда долго смотришь на воду во время рыбалки...
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор этого произведения? Слайд