Рабочая папка-тетрадь по учебному модулю Светская этика

Лореш Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Азовская СОШ №2»
Азовского ННМР
Омской области

Рабочая папка-тетрадь по учебному модулю «Основы светской этики» как одно из средств духовно-нравственного воспитания четвероклассников

Учебный курс ОРКСЭ изучается в 4 классе в урочное время (1 час в неделю). Он является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
Учебный модуль «Светская этика» знакомит детей с духовно-нравственной культурой, даёт представление о нормах нравственности и морали. Ученики в процессе изучения модуля должны получить представление о положительных поступках людей, о нравственных ориентирах и ценностях в нашей жизни. Одна из главнейших задач предмета – способность детей к саморазвитию, к самосовершенствованию в условиях современного мира. [4; 7]
Для успешного освоения годового курса, помимо учебника, различных дидактических материалов, предоставляемых ученику, необходимы не стандартные средства обучения. (Речь идет не только о работе с компьютером, но и о том, с чем ребенок взаимодействует постоянно.) Выполнение заданий в обычной тетради не вызывает живого интереса, не даёт возможности эстетично выполнить творческие задания. Для более эффективной работы мной создана тетрадь-папка. [4; 8 ]
Цель работы с тетрадью-папкой: успешное освоение учебного курса «Основы светской этики» с практическим применением в повседневной жизни.
Самостоятельно разработанная тетрадь-папка по учебному модулю «Основы светской этики» представляет собой: папку с файлами, в которую вложены листы А4 с распечатанным материалом по теме (собственно рабочая тетрадь). Также в папке четвероклассники размещают свои творческие работы (рисунки, схемы). В конце тетради-папки вложены листы с рубриками «Полезные советы», «Мои идеи», «Система самооценивания». Пополнение материалами тетради-папки по светской этике организует трехстороннее взаимодействие: учитель-ученик-родитель.
Задания ориентируют ребенка не только на самостоятельное выполнение, но и совместную работу с родителями. Кроме того, родителям гораздо проще отслеживать успехи детей в тетради-папке.
В рабочей тетради материалы расположены по темам согласно программе курса, планированию.
Задания, включаемые в темы, можно разделить на следующие блоки:
1. Словарная работа. Работа с предлагаемыми терминами по теме. Например, задание: запиши «Родина – это», впиши слово «Под понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность выслушать любую точку зрения».
2. Работа с текстом. Ребята работают с рассказами, сказками, притчами и т.п., определяя тему, рассматривая поступки героев, отвечая на вопросы, связанные с морально-нравственной темой.
3.Задания творческого характера могут быть представлены в двух вариантах:
а) Рисование. Например, задание: «Раскрась государственный флаг в необходимые цвета».
б) Создание текста. Например, задания: «Составь слоган, посвященный России», напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем.
4. Задания на развитие устной связной речи. Дети знакомятся с пословицами, поговорками, афоризмами, стараясь объяснить значение.
5. Задание на развитие логики, мышления. Для определения темы, для выделения основополагающих понятий в теме ученики решают шарады, ребусы, загадки.
В конце темы урока ребятам предлагается оценить себя.
Варианты, предлагаемых рефлексий:
1. Настроение. Ребята в пустом кружочке рисуют «улыбку», отражающее настроение «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
2. Самооценивание – по балльной системе. (5б. – был активен на уроке: на все вопросы знал ответы, выйдя из кабинета могу поделиться с другими; 4б. – был активен на уроке: но не на все вопросы знал ответы, выйдя из кабинета могу поделиться с другими; 3б. – недостаточно активен на уроке: на некоторые вопросы знал ответы, выйдя из кабинета могу поделиться с другими; 2б. – отвечал 1 раз, но выйдя из кабинета могу поделиться с другими; 1б. – не отвечал, но мне понятна тема обсуждения; 0б. – не отвечал и ничего не понял).
3. Продолжи предложения. Например, «Я узнал », «Было интересно ».
В рубрику «Мои идеи» ребята могут записывать предложения, которые они считают необходимыми, полезными для себя, для коллектива, для учителя.
В рубрике «Полезные советы» размещены различные рекомендации для детей и их родителей. Например, «Как воспитать в себе честь», «Правила дружбы».
Таким образом, работа с папкой-тетрадью по учебному модулю «Основы светской этики» позволяет:
Повысить эффективность работы учеников на уроке.
Сократить время выполнения письменных заданий (часть заданий в тетради, как правило, прописана).
Систематизировать задания по определённым блокам.
Развивать связную, устную, письменную речь.
Развивать творческие способности учащихся.
Вызвать больший интерес к предмету, так как это не просто тетрадь.

Список литературы:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.Я. Данилюк. – М.: «Просвещение», 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»: рабочая тетрадь / авт. Р.М. Попова.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.



15