Урок по литературе Н.С. Лесков Левша


Тема урока: "Н.С. Лесков "Левша"
Цели:познакомить с биографией  писателя; дать представление о жанре сказа;
развивать умение работы с текстом;
заинтересовать  необычностью повествования;
воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная  доска, карточки с кроссвордом.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня  мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1, слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.
– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего  писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.
Из черной рамы смотрит мне в глазаГлазами жадными лицо Лескова,Как затаенная  гроза,В изображенье умного Серова. (Приложение 1, слайд 2)
2. Заочное путешествие в город  Орел
– Итак, мы в родном городе  Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот   родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.
Здесь, в Орле, был поставлен памятник  Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1, слайд 3)  В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков  современникам, таким изобразили его создатели  памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1, слайд 4)
Среди  них и знакомый нам тульский оружейник Левша, он колдует над наковальней с молоточком в левой руке. Мы замечаем  тисочки – рабочий инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел поковать удивительную заводную блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение талантливости нашего народа.Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он ежедневно  ходил  на службу В Орловскую  уголовную  палату  через речку Орлик  мимо церкви. (Приложение 1, слайд 5)
Рядом  с   памятником  находится  здание  мужской гимназии. (Приложение 1, слайд 6)  Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской  гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших  учителей  был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая  с  линейкой в руках , бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.
А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1, слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1, слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.
Кажется, что стены говорят: «  …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают:  «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит :»Повоюем еще, черт возьми…».
А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:
Дух вырос беспримерныйУ тихих окских волн,Своим осмыслен временемНаполовину он.С неправдой социальнойХудожник был в борьбе,Когда Левшу писал он,Писал он о себе.Рассказчик очарованный,Великий фантазер,Он и волшебник слова,И слов гипнотезер.И силы  в нем такие,И в нем талант такой  –Талант любить Россию,Любить народ родной.
Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.– Кто они, праведники, что это за люди?По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот. И пошел Лесков искать праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».
3. Знакомство с новым литературным термином
Запись в тетради:   Сказ  –  это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды.  Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?
4. Работа с иллюстрациями
–  Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1, слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.
– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?– Как вы думаете, какие черты характера и внешности  отображены?– За каким делом изображен Левша?– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?
5. Работа с текстом произведения
– Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения.– Какие чувства вы испытываете, читая  эти строки?Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. Можно представить себе, какое  чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе.– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово?– Подберите эпитеты к образу русского императора.– Последуем и мы за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи ,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (слайд 10)
– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.
Аболон полведерский    – Аполлон БельведерскийБуреметры морские  – барометры морскиеМерблюзьи мантоны –  верблюжьи мантоОгромные бюстры –  огромные бюстыПреламут – перламутрВерояции –  вариацииМелкоскоп –  микроскопЕгипетская  керамида –  египетская пирамидаНимфозории –  инфузорииВалдахин –  балдахинСмолевые непромокабли.
– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1, слайд 11)– Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?– Как изображены герои ? как переданы настроение и поведение героев произведения?– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот? (слайд 12)– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник добавил нового?
6. Словарная работа
– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2)
7. Проблемный вопрос
– Как вы думаете ,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?
8. Подведение итогов
– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:
Когда писал Левшу он,Писал он о себе.
Домашнее  задание:
1) Перечитать 4-10 главы.2) Подготовить пересказ понравившегося  эпизода.3) Нарисовать рисунок к этому эпизоду.