Час психологии «КОНФЛИКТ: столкновение или пересечение интересов?»


МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга
Час психологии
«КОНФЛИКТ: столкновение или пересечение интересов?»
педагог-психолог – Маланьева Альбина Валерьевна
Цель: создание условий по развитию навыков общения и социального взаимодействия у подростков.
Задачи:
Способствовать формированию позитивного отношения к людям;
Ознакомить с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация»;
Способствовать проявлению интереса подростков к сотрудничеству, взаимопониманию.
Количество и возраст участников: от 10-25 человек, в возрасте 13-17 лет
Форма занятия: урок-мудрость
Оборудование: проектор; экран; ноутбук; компьютерная презентация.
План занятия:Приветствие. Обозначение темы занятия.
Тест «Конфликтный ты человек или нет?»
Информационный блок «Стили поведения в конфликте»
Работа в группах «Формула конфликта»
Игра «Конфликтная ситуация»
Рефлексия
Ход занятия:
Приветствие. Обозначение темы занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас снова видеть! Как настроение? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (подростки озвучивают предположения)
Слайд 1.

Педагог: А поговорим мы сегодня о конфликте? Мы с вами узнаем, что это, кто может выступать участником конфликта, стать третейским судьей? Ребята, так что же такое «конфликт», по-вашему? (ребята озвучивают свои варианты ответов).
Педагог: Итак, конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Слайд 2.


Педагог: Кто может выступать участником конфликта? И какие конфликты бывают? (ответы ребят)
Педагог: Участник конфликта – сам человек или группы людей. Виды конфликтов: межличностностный и внутриличностный. Как вы думаете, что значит межличностный, внутриличностный? (ответы подростков)
Слайд 3

Проведение Теста «Конфликтный ты человек или нет?»
Педагог: Я предлагаю пройти небольшой тест (Приложение 1), с помощью которого мы узнаем, конфликтный ты человек или нет.
Инструкция:
В каждом вопросе выберите по одному ответу, соответствующее Вашему поведению (подростки отвечают на тестовые вопросы). Теперь подсчитаем количество баллов.
Слайд 4.

Информационный блок «Стили поведения в конфликте»
Педагог: Надеюсь, что результаты теста вас не огорчили! Каждый человек когда-либо, да и бывал в конфликтной ситуации, и это неизбежно – такава природа человека. Но каждый из нас выбирает свой способ реагирования на конфликт. Я предлагаю рассмотреть стили поведения в конфликтной ситуации, который являются и способом выхода из конфликтной ситуации. А как вы думаете, что под этим подразумевается? (ответы ребят)
Слайд 5

Педагог: А теперь предлагаю подробнее рассмотреть стили поведения в конфликтной ситуации, которые также являются и стилями разрешения конфликта. И проверим, насколько ваши предположения были верны

Слайд 6.

Соперничество
Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, авторитет, манипуляции и т. д.
Избегание
Стратегия ухода отличается тем, что человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение характерно, если предмет конфликта не имеет большого значения. Как правило, это взаимная уступка, т.е. обе стороны готовы избежать ситуации спора, чтобы сохранить положительные отношения.
Слайд 7.

Уступка
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Временами уступка может оказаться лишь тактическим приемом на пути достижения главной стратегической цели – отдать малое, чтобы выиграть большее.
Слайд 8.

Компромисс
Мнение, что компромисс - лучшее решение конфликта, довольно распространено. Однако в большинстве случаев компромисс, нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Это лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы.
Слайд 9


Сотрудничество
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации, как на собственные интересы, так и на интересы соперника.
Сотрудничество – самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол.
Слайд 10.

Работа в группах. «Формула конфликта»
Педагог: В математике, физике, химии и в других точных науках есть правила и формулы, при помощи которых можно без проблем найти правильный ответ. Как вы думаете, можно ли вывести «Формулу» конфликта? И как она будет выглядеть? (Ребята определяют и выводят формулу)
Слайд 11.


Игра «Конфликтная ситуация»
Педагог: Давайте с вами поиграем! Игра называется «Конфликт интересов». В игре участвуют 6 человек, которые делятся на 2 группы. Также выходит 7-ой участник (торговый представитель), который знает обо всех нюансах игры. Первая группа – фармакологическая компания, которая разрабатывает очень важные медицинские препараты от рака, СПИДа и т.д., вторая группа – представители компании по безопасности страны, которые собираются создать сверхсильное оружие. Ситуация: в Испании или другой какой-либо стране, осталась последняя большая партия апельсинов необычного сорта, которая нужна как первой команде, так и второй. Задача для каждой команды, уговорить торгового представителя продать эту партию только одной из компаний (подростки проигрывают конфликтную ситуацию).
Вопросы к игре:
-Как вы себя чувствовали в предложенных вам ролях?
-Что показывает эта игра?
Слайд 12.

Педагогам на заметку!
В этой игре с первого раза никто не находит правильного решения! Ребята проигрывают, неосознанно, все стили поведения в конфликте. Как найти выход из сложившейся ситуации?
Задавайте правильные вопросы, в первую очередь себе! Что необходимо 1-й и 2-й командам от апельсинов? Может, в разработке лекарства нужна только кожура от апельсинов, а другим косточки, что находятся в этих же апельсинах?
Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Что вы для себя узнали нового? Конфликт может быть положительным? Что было интересным, что нет? Полезная эта информация для вас? Что бы вам хотелось еще обсудить на следующем занятии? Ваши пожелания для меня, для остальных ребят. (Ребята делятся своими впечатлениями)
Слайд 13.

Педагог: Спасибо, что посетили занятие и приняли в нем активное участие! До новых встреч!
Список литературы:
Богатова Л.А., Герасимова В.В., Кудряшова Л.А. Сборник психологических тестов. – Казань КНПО ВТИ, 2007 .
Интернет-ресурсы:
1. http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/mezhlichnostnye-konflikty-i-sposoby-ikh-effektivnogo-raz-2 – Заголовок с экрана: Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения2. http://studbooks.net/30996/psihologiya/stili_povedeniya_konfliktnyh_situatsiyah – Заголовок с экрана: Стили поведения в конфликтных ситуациях
Приложение 1
ТЕСТ «КОНФЛИКТНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?»
Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению. Над вопросами долго не задумывайся. Знай, что правильных и неправильных ответов нет.
Вопросы:
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?
а) нет;
б) только если для этого имею веские обстоятельства;
в) критикую по любому поводу.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от замечаний.
5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не
участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять
реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение
Подсчет результатов:
Каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0. Подсчитайте сумму набранных баллов.
От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.
От 10—18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.
От 1 - 8 баллов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.