Различные формы контроля на уроках информатики

Различные формы контроля на уроках информатики.
Учитель информатики Жеревчук Н.А

Наличие компьютерного класса предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, вместе с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для закрепления умений работы на компьютерах и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.
Методы контроля результатов обучения, используемые мной в работе, можно разделить на два типа:
"проверка за столом"
"проверка за компьютером".
"Проверка за столом" включает методы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические методы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).
Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе.
Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике.
Работа в рабочих тетрадях на печатной основе позволяет закреплять знания, полученные на уроке. Задания, выполненные дом в рабочих тетрадях, позволяют проверить уровень усвоения материала.
Различные виды самостоятельных позволяют разнообразить работу на уроке. На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности, важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения. Особенно нравится ребятам исправлять ошибки в предложенных программах. Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить знания операторов языка программирования в легкой, непринужденной форме. Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Составление алгоритма решения задачи - этот метод позволяет развить логический и абстрактный способы мышления ребят.
Предложить идею решения задачи на оценку - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и навыки работы на компьютере.
Контрольные и самостоятельные работы проводятся как "теоретически», так и за компьютером.
Различные виды лабораторных работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся. Примеры лабораторных работ – в 10 и 11 классах разработка информационных моделей в электронных таблицах «Математическая модель – расчет полета объекта», «Биологическая модель- Расчет увеличение численности животных в естественной среде» и т. д.
Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.
Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.
Очень продуктивной оказалась работа с творческими группами на лабораторных работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.
И задача "дальнего прицела" решается в творческой группе. Эта задача - конструирование компьютерной игры или обучающей программы. Для выполнения этой работы требуются все знания, которые ребята получили за два года. Нет ничего увлекательнее создания своего программного продукта. Увлечение играми может незаметно и совершенно естественно перейти в интерес к информатике, а в дальнейшем и к математике и другим точным наукам. А также это прекрасный способ проверить знания ребят.
Чтобы уроки не были скучными, и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом.
Примеры таких уроков: «Информационные модели» - 9 класс, «Векторная графика» -8 класс, «Всемирная паутина Интернет» - 8 класс и т.д.
По каждой теме, по каждому виду контроля накоплено такое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

Заголовок 115