Разработка открытого урока технологии по теме: Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Свойства тканей.


Организационный момент
Эпиграф к уроку «Каково волокно – таково полотно»
Подведение к теме урока
- Определим тему и цели урока. Для этого выполним следующее задание.
Самостоятельная работа.
Задание № 1
Продолжи…
1. Одежду шьют из
2. Волокно растительного происхождения
3. Первое волокно, которое человек использовал для получения нити
Проверка самостоятельной работы по слайду.
- Внимательно посмотрите на своё рабочее место, оборудование кабинета и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Учащиеся называют тему урока, записывают в тетрадь.
IV.Постановка целей урока
- Какие бы цели вы поставили для себя на уроке?
- Как вы думаете, что нового вы сегодня узнаете?
- Чему вы должны научиться?
- Оценивание знаний вы сегодня будете вести с помощью «Оценочного листа» в форме самооценки, а в завершении урока каждый из Вас, в соответствии с набранным количеством баллов получит соответствующую оценку.
- Оцените свою работу за первое задание, и выставите оценку за выполнение этого задания в оценочный лист.
V. Подготовка к изучению нового материала
- Перед тем, как приступить к изучению нового материала, я предлагаю обратиться к истории возникновения тканей.
- Как вы считаете, когда появилось первое волокно?
Учащиеся читают сообщения.
Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько к ней привыкли, что даже не задумываемся, как получаются ткани и из чего? Сейчас трудно представить, как при свете лучины в тёмных избах наши прабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок.
Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы.
Учащиеся слушают сказку.
VI.Изучение нового материала
- Работу по теме урока начнём с изучения теоретического материала по теме урока.
- Вам будет прочитана лекция. Объединившись в пары, вы должны будете ответить на вопросы, которые представлены в карточке № 2.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в парах.
- Что же такое волокно? Это гибкое прочное тело, длина которого больше поперечного разреза. А вот текстильное волокно – это волокно, которое используют для изготовления пряжи, ниток, ткани. Все волокна делятся на растительные (лён, хлопок) и животные. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Ткани широко применяются в быту, из них шьют одежду, бельё. Изготавливают ткани из волокна на текстильных фабриках из волокна получают нити (пряжу), а из нитей - ткань.
Вывод: таким образом, ткань состоит из тонких, переплетённых между собой нитей, а каждая нить в свою очередь содержит несколько отдельных, скрученных между собой тоненьких волокон. (наблюдения, лупа)

Производство пряжи, нити – сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на разных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчёсывают, вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.
Процесс, в результате которого из волокон получают нить – называют прядением. Основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань.
Процесс получения ткани из пряжи называют ткачеством – изготавливают ткани на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получается путём переплетения нитей.
Нити, идущие вдоль ткани – нить основы. (прочные, длинные, тонкие, по растяжении не меняют своей длины).
Нити, расположенные поперёк – уток. (менее прочные, более толстые, короткие, при растяжении – увеличивают свою длину).
Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому, вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.
Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самые простые – полотняное (шахматный порядок).
Краеведческий материал.
Учащиеся работают в парах.
Задание № 2
Как называется процесс получения ткани из пряжи. (ткачество)
Назовите нити, из которых состоит ткань.
Сколько сторон имеет ткань?
Чем отличаются ткани друг от друга?
Выполняется проверка работы в парах с места.
Оцените свою работу по второму заданию, и выставите оценку за выполнение этого задания в оценочный лист.
VII. Работа в группах.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить работу в группах. Целью данной работы - исследовать нити в тканях. Разбейтесь на 3 группы. Каждая группа будет выполнять задание по карточкам, опираясь на теоретический материал и дополнительную литературу.
Беседа по технике безопасности.
Задание 1 группы:
Определение в ткани направления нитей основы утка.
Задание 2 группы:
Определение лицевой и изнаночной сторон.
Задание 3 группы:
Свойства тканей из хлопка и льна.
Выполняется проверка работы в группах. Выступает один представитель от группы.
Оцените свою работу по этому заданию, и выставите оценку за выполнение этого задания в оценочный лист.
VIII. Закрепление изученного материала.
С целью закрепления изученного материала выполним тестирование.
Учащиеся выполняют тестирование.
Выполняется проверка работы теста, взаимопроверка.
Оцените свою работу по тесту, и выставите оценку за выполнение этого задания в оценочный лист.
IX. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашему уроку.
- Достигли ли мы поставленной цели?
Эпиграф: «Каково волокно – таково полотно»
X. Рефлексия
Метод незаконченных предложений:
- На уроке я научился…
- Теперь я могу…
- Мы ещё раз повторили…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
XI. Самооценка
Оцените свою работу на уроке…
Домашнее задание