Методическая разработка заданий 2 класс (система Эльконина — Давыдова)


Методическая разработка
учебных заданий, направленных на формирование
универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
(Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

2 класс

МАТЕМАТИКА

Задание 1 (базовый и повышенный уровни)

Из данного ряда выбери число и построй систему мерок. Мерка Е1 равна одной клеточке. По системе мерок и числу построй величину.
Время выполнения задания 10 минут.
Сравни свою работу с работой соседа. Если в твоей работе или в работе соседа обнаружились ошибки или неточности, исправь их.

1) 1258; 2) 2123; 3) 2134; 4) 13710 .

Комментарий: данное задание нацелено на проверку умения ученика по данному числу в определённой системе счисления построить систему мерок, исходя из данной ему мерки Е1, а затем в соответствии с числом начертить величину.

Образец правильно выполненного задания: правильно построена система мерок в троичной системе счисления. Верно начерчена величина в соответствии с выбранным числом. В положенное время учащиеся уложились.



Е1 Е2 Е3










Критерии достижения: базовый уровень: система мерок построена правильно, при построении величины может быть допущена одна ошибка (например: вместо двух мерок Е1 нарисована одна, или мерка при построении величины оказалась из-за невнимательности меньшего размера на одну клеточку);
повышенный уровень: вся работа выполнена без ошибок.

РУССКИЙ ЯЗЫК


Задание 2 (базовый и повышенный уровни).
Прочитай народную пословицу.

[ос,ин, з гр,ибам,и] – [з,има с п,ирагам,и].

Инструкция.
Дети работают индивидуально.
1. Запиши слова этого предложения в столбик. Орфограммы слабых позиций пропускай. Найди для них буквы. Проверочные слова запиши рядом.
Дети работают в парах.
2. Выясни, удалось ли соседу по парте правильно проверить орфограммы слабых позиций.
3. Какие слова он проверил, изменив их?
4. Каким способом он проверил орфограмму в слове ос_нь? Этим же?
Работа с классом.
5. Докажите, что слова осень и осенний – разные слова, а не изменения одного и того же слова: сравните основы этих слов.
6. Слова разные. Почему же тогда одно из этих слов помогает проверить другое?


Комментарий.

1. Текст задания содержит материал, обнаруживающий разрыв между тем, что учащиеся уже знают, что умеют, и новым для них условием решения орфографической задачи.

Критерий достижения базового уровня. Дети выполнили работу так:
ос_нь – проверить нельзя;

с грибами – гриб;
+
зима –зимы;
+
с п_рогами – п_рог;
+
Ос_нь с грибами, зима с п_рогами.

Ученики проверили орфограммы слабых позиций изменением самого слова только в основе, не смогли доказать выбор букв для предлога «с»
(в первом случае произносится [згр,ибам,и], а во втором - [сп,ирогам,и ])
и выбор буквы в окончаниях слов грибам[и], пирогам[и] для звука [и], который находится в слабой позиции.

Критерий достижения повышенного уровня.

Работа учеников:
ос_нь – осенн_й;
+
с грибам_ – с мукой, гриб; проверить не могу, слабая позиция в окончании;
+ +
зима –зимы;
+
с п_рогам_ – с мукой, п_рог, проверить не могу, слабая позиция в окончании;
+ +
Ос_нь с грибам_, зима с п_рогам_.

Комментарий: учащиеся проверили все орфограммы слабых позиций изученными способами, а орфограмму в основе слова ос_нь с помощью родственного слова, т.е. способом, который ещё не изучался.
Учитель задал вопрос: - Почему так проверили?
Ребята ответили:
- Мы изменяли само слово по-разному, но найти сильную позицию не смогли. А эти слова очень похожи друг на друга по смыслу. Осенние дожди – дожди, которые бывают осенью. Они как будто родственники, поэтому мы решили, что такая проверка подойдёт.
Интуиция подсказывает детям, что такая проверка возможна, но объяснить этот способ они пока не могут. Так возникает задача на анализ нового для детей способа проверки орфограмм слабых позиций.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


Задание 3 (базовый и повышенный уровни).
1) Придумай и запиши поучительную историю, которую можно завершить одной из указанных в учебнике пословиц (учебник «Литературное чтение», 2 класс, автор Е.И. Матвеева, стр.17-18).

2) Выразительно прочитай историю в классе.

3) Можно ли твоё сочинение назвать рассуждением? Почему?

4) Какие особенности отличают твоё сочинение? Поставь значок напротив каждой из них, если она встретилась в твоей работе.

Случай из жизни (твоей, другого человека)


Урок, который тебе удалось извлечь из этого случая


Пословица, подтверждающая это урок



5) Спроси у ребят, верно ли выполнена твоя работа.


Коды составленных заданий:

Критерии оценки качества учебного задания
Задание 1
Задание 2
Задание 3

Формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии




Формирование навыков самоорганизации и саморегуляции




Формирование навыков сотрудничества




Формирование навыков коммуникации




Формирование навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций




Формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний









А





15