: «Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях», 5 класс


Тема: «Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях», 5 класс, 2012год
Цели урока:
Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при кровотечении: со способами временной остановки кровотечений.
Продолжить формирование умений определять виды кровотечений.
Развивать навык оказания первой медицинской помощи при кровотечении через практические действия.
Воспитывать чувство товарищества, милосердие, ответственность, уверенность в себе.
Реализация метапредметного подхода через формирование умения организовывать свою деятельность:
определять ее цели;
выбирать средства реализации поставленных целей (в практической работе);
взаимодействовать в паре в  достижении общих целей;
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении безопасности;
приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование надпредметных компетенций:
- речевые компетенции (аргументировать свою точку зрения, мнение);
- мыслительные компетенции (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
- ценностно-смысловые компетенции (осознавать свои действия и поступки, отвечать за свои решения и действия при оказании первой медицинской помощи при кровотечении).
По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать, правила оказания первой медицинской помощи при кровотечении: способы временной остановки кровотечения;
б) уметь определять виды кровотечений и останавливать их различными способами.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал (памятки, интеллект-карты, учебник, набор для оказания ПМП .
ХОД УРОКА1. Организационно-мотивационный этап. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок Основ безопасности жизнедеятельности проведу у вас я, Надежда Юрьевна, и считаю свой предмет одним из самых главных в школьном расписании. Как вы думаете, почему я так считаю? (знания, полученные на ОБЖ, помогают спасать жизнь).
Подготовка к восприятию нового материала.
- Очень многие, ещё в детстве, имели порезы, ссадины. Каковы причины?
- Ситуационная задача. Вы с друзьями играли в прятки. Неожиданно один из мальчиков упал и поранился. Из раны на руке течет кровь. С чего необходимо начать первую медицинскую помощь при кровотечении?
- Какие знания вам нужны, чтобы правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении? Ответы ребят (способы остановки кровотечений)
- Какова тема урока? Назовите цели?
Пусть эпиграфом станут слова знаменитого путешественника Андрея Ильина«Умение рождает уверенность. Уверенность вытащит из любой, самой экстремальной ситуации. Я знаю – любой человек способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что делать.»
спасателя Иркутской области:будьте внимательны к себе и окружающим, не проходите мимо, если кому-то нужна помощь.
Сегодня помощниками будут ваши «индивидуальные аптечки», и в них вы будете работать, производить записи. Запись темы в «аптечках» -интеллект-картах.
Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений.
А) - Перед вами 2 вида кровотечений. Вам нужно назвать вид и дать ему характеристику. (Слайд)

- Почему кровь артериальная ярко-красная, а венозная – темного цвета?
- Какие еще кровотечения мы не назвали?
- Что вы знаете о капиллярном кровотечении?
Ребята дают характеристику, ведут записи в интеллект-карте.
- А вы знаете, что на 1см2 находится 60 тысяч капилляров, если их выложить одной линией, то этого хватило бы на 2, 5 раза обогнуть весь земной шар.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Надо заметить, что неопасных кровотечений не бывает. Большая кровопотеря представляет огромную угрозу для жизни. А вы знаете, что в организме содержится около 5 литров крови и потеря 1 литра крови ведет к гибели человека.
Какими способами можно остановить кровотечение? (ответы ребят с опорой на жизненный опыт).
При артериальном кровотечении:
Наложить жгут на 3-5 см. выше раны.
Прижать пальцами артериальный сосуд несколько выше кровоточащей раны.
При венозном кровотечении.
Наложить давящую повязку.
Максимально согнуть конечность.
Придать поврежденной конечности возвышенное положение.
Физминутка.
Быстро встали из-за парты
За окошком месяц март
Глубоко вздохнули носом
Протянулись вслед за солнцем.
Руки вверх и руки вниз,
Кровь по жилам разбегись,
Кислородом мозг наполним,
Дай энергию рукам.
Как боксеры бьют рекорды?
Побоксуем тут и там.
А вы знаете, как в древности останавливали кровотечение? (слайд)
Древние люди умели останавливать кровотечение: для этого применяли сдавление ран, тугие повязки, раны заливали горячим маслом, присыпали золой. В качестве своеобразного перевязочного материала использовали сухой мох, листья.
Древняя Греция:
ГИППОКРАТ (лат. Hippocrates, греч. Иппократис), (около 460 Гиппократ – отец медицины и
родоначальник научной хирургии:
Гиппократ был выдающимся человеком своего времени, от него берет начало вся современная медицина. Поэтому именно клятву Гиппократа произносят люди, готовые
Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему всю свою жизнь посвятить этой тяжелой, но прекрасной профессии.
Арабская медицина Крупнейшим представителем древней Восточной медицины был ИБН-СИНА, в Европе больше известный под именем АВИЦЕННА (980-1037 гг.). Ибн-Сина был ученым — энциклопедистом, образованным в философии, естествознании и медицине, автором примерно 100 научных трудов. Ибн-Сина написал "Канон врачебного искусства" в 5 томах, где изложил вопросы теоретической и практической медицины. Эта книга стала основным руководством для врачей на протяжении нескольких последующих веков
Давайте вспомним великого русского поэта А. С. Пушкина. Ребята, отчего он умер?
Ученик. Он был ранен на дуэли. Пуля повредила артерию, поэт потерял
очень много крови и умер.
Учитель. А могли бы спасти поэта, если бы он жил в наше время? Как это
можно было сделать?
(Нужно зашить поврежденный сосуд и сделать переливание крови).
Учитель. А где взять нужную кровь? Кто поможет пострадавшему?
Ученик. Помочь может другой человек, дав ему свою кровь. Он как бы дарит жизнь больному. Поэтому его называют греческим словом «донор» -
даритель. Это совсем не опасно для донора. Ведь у него берут всего около
стакана крови. Эта потеря быстро восстанавливается организмом.
Примение знаний. Практическая работа. Работа в парах (на каждом столе набор для оказания ПМП при кровотечении: жгут, бинты, одноразовые салфетки).
Работа в группах по применению способов остановки кровотечений.
Многие люди считают, что они умеют оказывать ПМП. Однако в реальной ситуации зачастую или боятся, или не могут справиться с этой задачей. А ведь от правильной и своевременно оказанной первой помощи зависит судьба человека, а зачастую и жизнь. И главное не растеряться, вспомнить, оценить обстановку и действовать, но действовать правильно.
Решение ситуационных задач
У пострадавшего кровотечение на левой руке. Кровь ярко красного цвета, вытекает пульсирующей струёй. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Митя ехал на велосипеде навестить бабушку, но на повороте не справился с управлением. На коленях - раны. Кровь сочится по всей её поверхности. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Два друга Иван и Николай срезали с сирени ручной пилой старые засохшие ветки, но у Ивана рука дрогнула и пила скользнула по его левой руке. Открылось кровотечение. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает равномерно, спокойно. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Друзья играли в прятки. Неожиданно Катя упала. Ребята увидели, что у неё на руке из раны, чуть выше запястья, фонтаном бьет кровь алого цвета. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Для решения ситуационных задач вам поможет учебник на странице 158-160., дополнительная литература, раздаточный материал, аптечка( интеллект – карта).
Выступление групп.5. Подведение итогов.
- Какие знания вам нужны, чтобы правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении? (нужно знать виды кровотечений, уметь их отличать, знать, как оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении).
Подводя итог нашему уроку, ответьте на очень важный вопрос, любой ли человек, обладающий знаниями, применит их в экстремальной ситуации? (возвращаемся к эпиграфу урока)
Домашнее задание
- О каком кровотечении сегодня мы не говорили? (носовом)- Можно ли на шею накладывать жгут?
Мне очень хочется верить, что любой из вас в подобной ситуации будет способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать.
И вы будете знать, что делать.
Самая первая помощь
Илья Бойко, спасатель
Артериальное кровотечение самое опасное. Как его отличить? Ну, уж конечно не по цвету крови. Во-первых, оттенки красного и так-то не всегда различишь, а тут еще стрессовая ситуация. Легко ошибиться. Впрочем, именно артериальное кровотечение вы узнаете без труда. Представьте, что из узенькой трубочки через небольшую дырочку под давлением поступает вода. Прикинули, какой фонтан будет? То-то. Именно по напору и высоте фонтана крови безошибочно опознается артериальное кровотечение. И тут уж медлить нельзя, жизнь уходит из человека с каждой секундой.
Так что не надо искать жгут или веревку, снимать с себя ремень. Сразу быстро зажимайте, хоть пальцем. Где? В местах, где артерии ближе всего подходят к поверхности тела и менее прикрыты - пах, подмышки. Ваша задача - прижать артерию, дождаться остановки кровотечения, а уж потом приладить на место жгут. И поскорее в больницу. Кстати, жгут накладывают на одежду, чтобы его было видно. Записку с временем наложения жгута лучше написать маркером... на руке или на лбу пострадавшего. Так больше шансов, что информация не потеряется.
____________________________________________________________________________________
Самая первая помощь
Илья Бойко, спасатель
Артериальное кровотечение самое опасное. Как его отличить? Ну, уж конечно не по цвету крови. Во-первых, оттенки красного и так-то не всегда различишь, а тут еще стрессовая ситуация. Легко ошибиться. Впрочем, именно артериальное кровотечение вы узнаете без труда. Представьте, что из узенькой трубочки через небольшую дырочку под давлением поступает вода. Прикинули, какой фонтан будет? То-то. Именно по напору и высоте фонтана крови безошибочно опознается артериальное кровотечение. И тут уж медлить нельзя, жизнь уходит из человека с каждой секундой.
Так что не надо искать жгут или веревку, снимать с себя ремень. Сразу быстро зажимайте, хоть пальцем. Где? В местах, где артерии ближе всего подходят к поверхности тела и менее прикрыты - пах, подмышки. Ваша задача - прижать артерию, дождаться остановки кровотечения, а уж потом приладить на место жгут. И поскорее в больницу. Кстати, жгут накладывают на одежду, чтобы его было видно. Записку с временем наложения жгута лучше написать маркером... на руке или на лбу пострадавшего. Так больше шансов, что информация не потеряется.



Аптечка
«Будьте внимательны к себе и окружающим,
не проходите мимо, если кому-то нужна помощь».

Виды кровотечений
___________________________кровотечение
Кровь темно-вишневого цвета, вытекает из раны непрерывно, спокойно.
кровотечение (излияние крови на поверхность тела).

кровотечение (излияние крови во внутренние органы, полости, ткани.)
___________________________кровотечение
Кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струёй.

___________________________кровотечение
Кровь сочится по всей поверхности раны.

кровотечение



Тема урока______________________________________________________________________________________________________________________________
Способы остановки кровотечений
2.
1.

5.
4.
3.

Пальцевое прижатие артериального сосуда 2. Наложение жгута при артериальном
кровотечении



Наложение давящей повязки 4. Максимальное сгибание конечности

Придание поврежденной конечности возвышенного положения


У пострадавшего кровотечение на левой руке. Кровь ярко красного цвета, вытекает пульсирующей струёй. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
__________________________________________________________________
Митя ехал на велосипеде навестить бабушку, но на повороте не справился с управлением. На коленях - раны. Кровь сочится по всей её поверхности. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
_____________________________________________________________
Два друга Иван и Николай срезали с сирени ручной пилой старые засохшие ветки, но у Ивана рука дрогнула и пила скользнула по его левой руке. Открылось кровотечение. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает равномерно, спокойно. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
___________________________________________________________________
Друзья играли в прятки. Неожиданно Катя упала. Ребята увидели, что у неё на руке из раны, чуть выше запястья, фонтаном бьет кровь алого цвета. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
___________________________________________________________________
У пострадавшего кровотечение на левой руке. Кровь ярко красного цвета, вытекает пульсирующей струёй. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
__________________________________________________________________
Митя ехал на велосипеде навестить бабушку, но на повороте не справился с управлением. На коленях - раны. Кровь сочится по всей её поверхности. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.__________________________________________________________________
Два друга Иван и Николай срезали с сирени ручной пилой старые засохшие ветки, но у Ивана рука дрогнула и пила скользнула по его левой руке. Открылось кровотечение. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает равномерно, спокойно. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.______________________________________
Друзья играли в прятки. Неожиданно Катя упала. Ребята увидели, что у неё на руке из раны, чуть выше запястья, фонтаном бьет кровь алого цвета. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.