Разработка урока в 5 классе Казахский национальный орнамент

Разработка урока в 5 классе

Тема урока: Казахский национальный орнамент. Практическое выполнения орнамента методом аппликации.
Цель урока: расширение знаний учащихся об особенностях казахского национального орнамента, с разнообразием рисунка, цветового исполнения и композиции; обучение технике его выполнения.
Задачи:
развивающие: развивать нравственное представление об истории возникновения орнамента, его значение и роли в обществе.
обучающие: научить выполнять аппликацию из бумаги;.
воспитательные: воспитывать у детей аккуратность, развивать гармоничный и эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения урока:
- объяснительно-иллюстрированный: рассказ- беседа, демонстрация
- репродуктивный: инструктаж, практическая работа, самостоятельная творческая работа
- объекты труда: виды орнаментов, образцы национальных орнаментов
Наглядности: слайды «Классификация орнамента», «Цветовой круг и сочетание цветов»
Оборудование: Индивидуальный пакет с инструкционной картой, с инструментами и принадлежностями для выполнения практической части.
Практическая работа: выполнение орнамента из бумаги
Межпредметные связи: история, литература.


Ход урока:
Организационный момент
Проверка присутствующих, подготовка рабочих мест
2.Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства, таким как казахский национальный орнамент, его видами и способом создания.
3.Изложение нового материала.

Учащаяся подготовила реферат « История возникновения казахского национального орнамента»
Что же такое орнамент?
Орнамент – это узор составленный из ритмически чередующихся элементов
( показать слайд: геометрические, растительные, животные и т.д.)
Расположение орнаментов работы на плоскости, объединение и составление их в единое целое предполагает единую композицию.
Композиция – ритмичное расположение орнаментов на каком либо предмете, где строго должны соблюдаться размеры и синхронность, точность и эстетический вкус.
Повторение одной и той же группы элементов в узоре называют мотивом
(например многократное повторение в орнаменте бараньих рогов)
Основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (м_йіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша паласов, в изделиях из войлока, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.
"М_йіз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "Kошкарм_йіз" - бараньи рога;
"аркарм_йіз" - рога архара;
"бaCым_йіз" рога оленя;
"KырыKм_йіз" сорок рогов;
"Kосм_йіз" двойные рога;
"сыSарм_йіз" - однорогий;
"сыныKм_йіз" - сломанный рог;
а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц
"т™ртKaлаK" крестовина;
т_йетабан верблюжья ступня;
"сыSар™кше" единственная пятка;
"KосалKа" двойное ожерелье;
"Kaсканаты" птичьи крылья;
"Kазтабан" гусиные лапки.
Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги.
При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяют мастера в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику.
Синий – цвет неба;
Белый – символ истины;
Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали;
Зеленый – молодости, весны и т.д.
Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.
Повторение в орнаментах одного т того же элемента называется ритмом


4. Практическая работа
Прежде чем выполнять орнамент из ткани, мы поучимся выполнять орнамент из бумаги.
Работу выполнять согласно инструкционной карты, образцы орнаментов в пакете у каждого на столе.

5.Проверка работ и подведение итогов урока.

6.Домашнее задание .(принести ткань двух цветов: учитывать обязательно гармоничное сочетание цветов)










Инструкционная карта
по выполнению казахского орнамента из бумаги


Последовательность выполнения
Эскиз выполнения

1.








2.














Орнамент "м_йіз" – рог
Складываем бумагу в один раз (пополам)
Накладываем трафарет орнамента на сгиб,обводим контуры и вырезаем.
Орнамент "сыныKм_йіз" - сломанный рог

Орнамент "т™ртKaлаK" – крестовина.
Складываем бумагу три раза.
Накладываем трафарет орнамента на сгиб и обводим контуры, вырезаем.
Орнамент "ромб" ромб
Бумагу складываем втрое. Получается прямоугольник. Затем вдоль пунктирной линии, соединяющей противоположные углы, еще раз. Получается треугольная фигура в виде амулета тумара. Сторону, противоположную прямому углу, считают центром орнамента. От центра рисуем карандашом эскиз орнамента. Затем начинаем вырезать орнамент со стороны свернутого края треугольника.Вырезав эскиз целиком, начинаем не торопясь, аккуратно распрямлять бумагу.
Наклеиваем полученные орнаменты на листы другого цвета.



















Рисунок 2Рисунок 115