Внеклассное занятие по математике в начальных классах Математический базар









Внеклассное занятие по математике
«Математический базар»






Учитель начальных классов: Патракова Н.Д.
Математический базар

(Слайд 1) Ребята, сегодня мы отправляемся на математический базар. Покупать будем баллы. Деньгами нам послужат наши знания.
Начислять баллы нашим командам будет многоуважаемое жюри. Представление жюри.
Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике. У вас задание было, придумать название команд. Пожалуйста, капитаны, представьте свои команды.

(Слайд 2) Пифагор (570 – 490 года до н.э.) – древнегреческий математик, философ. Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Основатель нумерологии.

Какую цифру вы любите больше всего? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить или не любить какие-то цифры? Однако не все так думают. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – «героиня» и «прима» всего счёта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.
Сейчас мы совершим первую покупку.
(Слайд 3) Конкурс "Разминка"
Каждая команда получает числа на карточках от 42 до 85. Ваша задача расставить числа по возрастанию. 1 команда расставляет в порядке возрастания четные числа, 2 команда- нечетные числа. Побеждает команда, которая быстрее справиться. Победителю – 2 очка. .

Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
А мы совершаем вторую покупку.
(Слайд 4) Конкурс «Быстро отвечай»
Я вам буду задавать вопросы по очереди. За правильный ответ 1 балл.
1 команда:
1.Шла старуха в Москву,а навстречу ей старик.Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)
2.Может ли при делении получится ноль?   (Да)
3.Сколько раз в году встает солнце?   (365)
4.У прямоугольника отрезали угол.Сколько углов осталось? (5)
5.Как называется результат сложения?  (Сумма)
6.Может ли быть в треугольнике 2 тупых угла? (Нет)
7.Петух весит на одной ноге 5кг 500г. Сколько весит петух на двух ногах?
2 команда
1.Может ли при умножении получится 0?  (Да)
2.Как называется результат вычитания? (Разность)
3.Бежала тройка лошадей.Каждая пробежала 6 км.Сколько км проехал ямщик? (6 км)
4.Назовите самое маленькое двузначное число? ( 10)
5.На дереве сидело 6 птиц.Охотник выстрелил и сбил 1 птицу.Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
6.Найдите четверть от числа 100. (25)
7. На двух руках 10 пальцев.Сколько пальцев на 10 руках? (50)

В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначает «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

(Слайд 5) Конкурс «Математические бусы» (5)

(Слайд 6)
Из разных чисел я сделала бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте мтематические знаки,
Чтоб данный получить ответ.

За правильный ответ команды получают 3 балла.

Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.




(Слайд 7) Конкурс: «Зоркий глаз»
Посмотрите в течение 10 секунд на нарисованные фигуры, запомните их по порядку и у себя на листе воспроизведите их как можно точнее.

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

(Слайд 9) Конкурс «Отгадай ребус»
А сейчас конкурс капитанов. На крыльях доски записаны слова, но они зашифрованы. Ваша задача отгадать как можно быстрее слова и записать напротив ребусов. За правильный ответ 1 балл.
(Слайд 10, переключение по щелчку)
C 3 Ж стриж
ВИ 3 НА витрина
ВО 100 К восток
ПРО 100 Р простор

Обратимся опять к Пифагору. Оказывается, он считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число.

(Слайд 11) Конкурс «Собери пословицу»
За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.
(Слайд 15) Каждая команда получает разрезанные пословицы. Вам нужно их собрать.
(Слайд 16)
Семь раз отмерь – один отрежь.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
В одно ухо влетело, в другое – вылетело.

Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Когда-то 7 была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где семь употребляется в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.

(Слайд 13) Задачки в стихах.
Каждой команде я буду зачитывать задачку. За правильный ответ – 1 балл, если отвечает другая команда – 2 балла, за нарушение дисциплины – минус 3 балла.

Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? (8)

К внукам бабушка пришла, Пирожков им испекла. По два румяных пирожка Бабушка каждому внуку дала: Машеньке, Саше, Аленке, Никите. А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)

Кормушку для птиц Мы к зиме смастерили, Зерен и ягод в нее положили. Гости себя не заставили ждать. Стали мы птиц на кормушке считать: Три свиристеля, четыре синицы, Пять снегирей да один воробей. Сколько всех птиц? Отвечайте скорей. (13)

В лес за грибами папа ходил, Из леса в корзине домой приносил: Девять лисичек, восемь маслят, Три сыроежки, двадцать опят, Один боровик да десять груздей. Сколько грибов? Сосчитайте скорей! (51)

Число 8 древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.
«Разгадай кроссворд».
Каждой команде на листе бумаги выдается кроссворд.Задача команды- за 5 минут разгадать кроссворд .Правильно разгадав кроссворд по вертикали сможете прочитать ключевое слово .Присуждается по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Самое большое однозначное число-9.Этому числу приписывали таинственную силу: в одно время-добрую,в другое- недобрую. « У девяти не будет пути»- говорили в древности. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве». А у древних греков за этим числом установилась добрая слава.Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.

Пока наше жюри подводит итоги, для вас следующее задание.

Пришло время узнать итог нашего занятия.
(Слайд 19) Подведение итогов.
Награждение победителей.




Семь раз отмерь – один отрежь

Одна голова хорошо, а две лучше

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать

В одно ухо влетело, в другое - вылетело

Семь раз отмерь – один отрежь

Одна голова хорошо, а две лучше

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать

В одно ухо влетело, в другое – вылетело


1.Линия, которую нельзя свернуть.
2.Отметка плохого ученика.
3.Часть прямой, но не луч.
4.Отгадайте ребус: в букве о число7.
5.Единица измерения длины.
6.Прямоугольник, у которого все стороны равны.
7.В треугольнике их
8.Инструмент для измерения длины.
9. Форма Солнца, часов(не окружность,а)
10.Результат сложения.

1.Линия,которую нельзя свернуть.
2.Отметка плохого ученика.
3.Часть прямой, но не луч.
4.Отгадайте ребус: в букве о число 7.
5.Единица измерения длины.
6.Прямоугольник, у которого все стороны равны.
7.В треугольнике их.
8.Инструмент для измерения длины.
9.Форма Солнца,часов( не окружность,а)
10.Результат сложения.