Программа воспитательной работы «Толерантность — дорога к миру» для 6-8 классов

_______ Директор МБОУ
От «__»________20_г. «Чибитская СОШ»
_______/Ю.М.Кучалу/




Толерантность-дорога к миру



Программа для детей от 12 до 14 лет
Срок реализации 3 года

Кучалу Сынару Аркадьевна
учитель 1 квалификационной
категории, классный руководитель







с.Чибит
2010 г.

Воспитательная программа « Толерантность-дорога к миру»
Директор школы Кучалу Юлия Михайловна
МБОУ «Чибитская средняя общеобразовательная школа»
Село Чибит Улаганский район ул. Кокышева 15, тел. 8388-46-28-3-30,
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автор программы: Кучалу Сынару Аркадьевна, классный руководитель
8 класса
МБОУ «Чибитская средняя общеобразовательная школа»
Цель: формирование личности способной к толерантному взаимодействию с окружающими и конструктивному разрешению конфликтов с целого предотвращения насилия.
Направленность: социально педагогическая
Срок реализации программы 3 года (с 2010-2013 годы)
Вид программы: модифицированный
Уровень реализации: основное общее образование
Уровень освоения: общекультурный
Способ освоения: креативный
Краткое содержание программы:
Программа адресована классным руководителям 6-8 классов, социальным педагогам. Содержит разнообразные по тематике и формам классные часы, которые объединены проблемами становления у участников воспитательного процесса целостной картины мира и усвоению ими общечеловеческих ценностей.






Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи
3. Тематическое планирование классных часов
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Материальное обеспечение программы
7. Предполагаемые результаты, критерии и их оценки
8. Литература
9. Приложения















1. Пояснительная записка.
Чем богаче внутренний, духовный мир личности, тем она многограннее и целостней, тем полнее осознание ею того непреложного факта, что каждый человек – это неповторимый мир.
Мир любой личности динамичен, он развивается, усложняясь и в то же время сохраняя свою основу. Путь подавления личности, «навязывания» ей определенных вкусов и пристрастий – тупиковый путь. Он может вызвать реакцию протеста. Подобная ситуация способна разрушить личность, она не согласуется с «культурой мира».
Основой « культуры мира» является одно из важнейших качеств в структуре личности – толерантность, т.е. искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей.
Толерантность и культура мира – важнейшие ценности межэтнических отношений в условиях роста многонациональности, поликультурности сообществ. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном или поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.
Толерантность вовсе не означает отказ от своих убеждений или потакание социальной несправедливости. Для человека, в структуре личности которого толерантность занимает важное место, аксиоматично, что люди различаются не только по внешности, но и по убеждениям, социальному статусу, речи, обычаям и национальным традициям, ценностным ориентирам, манере поведения. Толерантность является врожденной, а развивается, подвергается стимулированию и коррекции.
Для формирования толерантных взаимоотношений школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам.
В этот период у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка.
Программа «Толерантность – дорога к миру» разработана с учетом изменений в образовательной школе, с целью формирования отношения к толерантности как к важнейшей ценности общества.


Актуальность.
В процессе реализации данной программы в разнообразной деятельности класса создается атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других детей, признанию достоинств и различий.

Условия реализации программы:
Программа разработана для подростков 12-14 лет, которая реализуется в три этапа.
Подростковый период в жизни человека характеризуется большими изменениями в мышлении. Заметно развивается способность связывать критические раздумья о себе с наблюдениями под окружающим миром, начинает проявляться сомнения. Подросток словно испытывает себя, чтобы научиться наилучшим образом реализовывать индивидуальность в постоянно усложняющихся явлениях мира.
Программа призвана для внедрения и закрепления толерантности в сознании учащихся, превращения ее в одну из основных ценностей.
Этапы реализации программы:
Первый этап: «Жизнь в многоликом мире»
6 класс – 2010-2011 учебный год.
Второй этап: «Ответственность за сохранение мира»
7 класс - 2011-2012 учебный год.
Третий этап: «Ключи к миру»
8 класс – 2012-2013 учебный год.

Цели:
- формирование у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать другого;
- обучение способам толерантного взаимодействия с окружающими и конструктивного разрешения конфликтов с целью предотвращения насилия.

Задачи:
- организация целенаправленной педагогической деятельности в ходе работы по формированию толерантных взаимных отношений обучающихся;
-развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувства понимания и эмпатии;
-формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей.

Тематическое планирование по программе

Темы классных часов
сроки



1
2
3
4
5
6
7
8
9



1
2
3
4
5
6
7
8
9



1
2
3
4
5
6
7
8
9

Жизнь в многоликом мире
( 6 класс)
Вводное занятие «Толерантность - что это?»
Разнообразие
Самосознание через самовыражение
Я-дома, я-в школе, я-среди друзей.
Сказка о дружбе и её потере.
Как правильно ссориться?
Воспитание чувства солидарности.
«Улыбка и смех приятны для всех»
Встреча разных культур.

Ответственность за сохранение мира
(7 класс)
Здравствуй, человек!
Расскажи мне обо мне.
Моя конвенция.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Поговорим об ответственности.
Уважение к религиозному многообразию.
Жить в обществе – жить по правилам.
«Настоящая дружба. Как ты его понимаешь?»
Бесконфликтное общение.

Ключи к миру.
(8 класс)
Страна, в которой мне хотелось бы жить.
Основы конституционного строя.
Как повысить культуру общения?
Учитесь улыбаться.
Быть белой вороной легко?
Конфликт
Примирение через сотрудничество.
Культура наших потребностей.
Учитесь говорить «Нет!»



Сентябрь

Октябрь

Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель



Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Март

Апрель
Май



Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май




Содержание программы
Первый этап:
Жизнь в многоликом мире.
Культивирование в школьной среде принципов и духа толерантности, межличностные отношения.
6 класс
1) Вводное занятие «Толерантность – что это?»
Краткое знакомство с историей становления общества и права, понятием «толерантность». Обсуждение и принятие правил толерантного поведения. Тест «Насколько вы толерантны».
2) «Разнообразие»
Формирование понимания того, что у людей много общих черт, но также много отличий. Выполнение упражнений «Мой одноклассник», «Отличает – сближает», практикум «Цветик – семицветик». Игры народов мира.
3) «Самосознание через самовыражение».
Формирование чувства любви, гордости и уникальности своей семьи. Семейные традиции. Выполнения задания «Музей моего Я».
4) Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей».
Развитие у обучающихся стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения при выполнении заданий: «Продолжи фразу», «Волшебная шапка», «Книга чувств».
5) «Сказка о дружбе и ее потере».
Чтение и обсуждение сказки Вачкова И.В. анализ психологических составляющих человеческой дружбы. Проведение рефлексии собственных качеств, необходимых для дружбы.
6) «Как правильно ссориться?»
Знакомство детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта. Формирование умения контролировать себя в конфликте. Выполнение упражнений «Мы начинаем и – выигрываем», «Запомни и передай товарищу» (см. приложение).
7) «Воспитание чувства солидарности».
Формирование навыков сотрудничества. Выполнение упражнений «Мир детства», « Поменяйтесь местами».
8) «Улыбка и смех приятны для всех»
Эмоционально – чувственная сфера детей. Положительная Я – концепция. Мажорное настроение в жизнедеятельности класса. Игра «Средства общения»
9) «Встреча разных культур».
Формирование осознания единства этнических принципов в многообразии религий и народов. Сопоставление обычаев и традиций русского и алтайского народов.

Второй этап: «Ответственность за сохранение мира»
7 класс.
«Здравствуй, человек!»
Формирование осознания связи людей между собой, которая дает возможность осмыслить себя, свои чувства, мысли. Форма работы -дискуссия.
2. «Расскажи мне обо мне»
Внутренний мир человека. Формирование представлений о себе, товарищах. Выполнения задания, «ассоциации на товарища», проведение рефлексии. Форма проведения – круглый стол.
3. « Моя конвенция»
Формирование у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Викторина «Сказочный калейдоскоп».

4. «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Упорядочить знания учащихся об уголовной ответственности несовершеннолетних, ознакомить с видами наказаний, применяемым к несовершеннолетним преступникам. Форма проведения – беседа.
5. «Поговорим об ответственности».
Ответственность за свои поступки, прогнозирование последствия своих действий. Умение анализировать свои поступки.
6. «Уважение к религиозному многообразию».
Формирование интереса к мировым религиям, уважения к их особенностям. Групповая работа «Религиозное многообразие», мастерская « Поздравительная открытка».
7. «Жить в обществе – жить по правилам»
Правила в обществе и следование или как в своих интересах, так и в интересах всего общества. Игра – эстафета «Зачем нужны правила», ролевая игра «О чём пишут газеты».
8. «Бесконфликтное общение»
Агрессия. Типы агрессии: ситуативная и над ситуативная. Меры защиты от агрессии. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Третий этап: «Ключи к миру»
8 класс
1. «Страна, в которой мне хотелось бы жить»
Формирование гражданственности и ответственности, желания быть полезным своей стране. Анкетирование учащихся, работа в парах, группах.
2. «Основы конституционного строя».
Конституция РФ, основы конституционного строя. Характеристика российского государства . Права человека и гражданина. Органы государственной власти.
3. «Как повысить культуру общения?»
Культура общения. Языковые средства, отражающие индивидуальность. Тест «Общительность».
4. «Учитесь улыбаться».
Приемы саморегуляции. Формирование положительной Я - концепции. Составление памятки – рекомендации «Как научиться улыбаться».
5. «Быть белой вороной легко?»
«Необычные» люди. Непохожесть людей друг на друга. Формирование терпимости, внимательности по отношению друг к другу. Групповая работа.
6. «Конфликт».
Что такое конфликт? Способы разрешения конфликта. Синквейн «Конфликт», групповая работа «Способы разрешения конфликта»
7. «Примирение через сотрудничество».
Понятия «примирение», «сотрудничество». Формирование практических навыков ведения переговоров. Упражнение «Приглашение к сотрудничеству», имитация переговоров.
8. «Культура наших потребностей»
Духовные и материальные потребности, культура потребностей человека. Тест «Добры ли вы?», тренинг.
9. «Учитесь говорить «Нет»!»
Формирование социальных навыков. Эмоциональное состояние учащихся, выбор жизненных целей и волевых качеств. Противостояние давлению на личность. Тренировка умения уверенного отказа.
5. Методическое обеспечение программы
Формы и методы воспитания:
Словесные методы:
- беседа;
- анализ текста из художественных произведений.
Наглядные методы:
- показ видеоматериалов и иллюстраций;
- показ исполнение педагогом;
- наблюдение.
Частично – поисковые:
- участие детей в коллективных делах.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях.
- групповая;
- индивидуальная;
- парная;
- коллективная.
Формы проведения занятий:
Занятие – игра, викторина, беседа, сказка, конкурс, праздник, диспут.

6. Материальное обеспечение программы
Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, компьютер, интерактивная доска, схемы, таблицы, музыкальные произведения
7. Мониторинг реализации программы
Предмет изучения
Критерии оценки
методики

Самоактуализированность личности
Представление учащихся о себе самих


Определение уровня коммуникативных склонностей.

Определение изменения, происшедшие в личности школьников в течение учебного года.

Определение нравственных приоритетов личности.

«Автопортрет – коллаж».
Педагогическое наблюдение

Тест на общительность.



анкета «Какие качества я себе воспитал»





Методика неоконченных предложений, ранжирование понятий.

Коммуникативный потенциал
Состояние межличностных отношений

Оценивание своих позиций в коллективе.

Определение степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Социометрия, педагогическое наблюдение
Микропрактикум «Мой класс», «Мишень», «Какой у нас коллектив?» (разработка А.Н.Лутошкиным).
«Наши отношения» Фридман Л.М.
«Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г. Жедунова.

Нравственная развитость
Определение изменений, происшедших в личности учащихся.
Формирование толерантных отношений
Оценочный лист системы ценностных приоритетов. Тест «На сколько вы толерантны?»




Предполагаемый результат – самоактуализирующая личность, которой присущи:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- установление с окружающими людьми, хотя не со всеми, вполне доброжелательных отношений;
- открытое и частное поведение во всех ситуациях.



















Литература для учителя
1. С.В.Баныкина. Учимся толерантности /М., АРКТИ.2007,-128с.
2. А.Г.Козлова. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: словарь/под общ.ред. А.Г. Козловой – СПб: Речь, 2007.-331с.
3. М.В. Полякова. Дружный класс/М: УЦ «Перспектива», 2008,-160с.
4. О.А.Северина. спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности/М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008-240с.
5. И.А. Агапова, М.А.Давыдова. Общество хороших манер/Волгоград: Учитель, 2009.-348с.
6. Е.В.Королев Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие, М. АРКТИ, 2006,-80с.
7. Л.С. Бескоровайная. Настольная книга классного руководителя\ Ростов На Дону: изд. «Реникс», 2002 – 352с.

Литература для детей и родителей.
1. И.Н. Горелов «Умеете ли вы общаться?». Книга для учащихся. М : Просвещение 1991 – 138с.
2. Т.В. Попова Родительские собрания. Учимся понимать подростка./ Волгоград: Учитель, 2008 – 175с.