Организация работы с обучающимися, имеющими спообности к научной,творческой деятельности














ПРОГРАММА
работы с одарёнными детьми
по информатике.




























1. Паспорт Программы.
2
Основания для
разработки
Программы
Конвенция о правах ребенка;
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года;
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года №2148-р;
Программа развития муниципального казенного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Баксана на 2013-2016 годы

Цель Программы
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного образования в сфере ИКТ.
Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;
Развивать у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
3.Укрепление положительной мотивации к учению.

Задачи
Программы
совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках математики, информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по математике и информатике;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
-активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы
реализации
Программы
Этапы реализации программ
Программа включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных

3

возможностей.
Первый этап - выявление одарённых учащихся.
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по информатике. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование жизненных ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование ситуаций и др. Одно из направлений работы - выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.
Третий этап- реализация их потенциальных возможностей.
Уже с шестого класса привлекаю их к проектно-исследовательской работе. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций.

Ресурсное
обеспечение
программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд - наличие литературы
ИКТ

Критерий
эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
Отсутствие неуспевающих по предмету;
Повышение качества сдачи итоговой аттестации по математике;
Увеличение количества обучающихся выбирающих информатику как экзамен с успешной сдачей его;
Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня:
Результаты реализации программы

Ожидаемые
результаты
реализации
программы
Программа призвана способствовать:
созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
повышению качества образования по информатике;
формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.

Основные
мероприятия
программы
разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых
детей;
использование технологии личностно - ориентированного обучения;
приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
организация исследовательских и творческих работ школьников.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы.
15

п\п
Форма
Задачи

1.
Факультатив
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

2.
Ученическая
конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся.

3.
Предметная
неделя
(декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.

4.
Научное
общество
учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

5.
Кружки,
студии,
объединения
Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе.




Циклограмма мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» по информатике

Мероприятия
Сроки

1.
Диагностика одаренных детей
Январь. Ежегодно

2.
Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся
Май.
Ежегодно.

3.
Организация и проведение школьных олимпиад.
Октябрь.
Ежегодно.

4.
Участие в школьной и районной олимпиадах
Ноябрь, декабрь. Ежегодно.

5.
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»
Январь.

6.
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
Постоянно.

7.
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.
Постоянно.

8.
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Постоянно

9.
Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по информатике.
Сентябрь.
Ежегодно.

10.
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей
Постоянно

11.
Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по информатике
Постоянно.

13.
Творческий отчет
Ежегодно, май.

14.
Обобщение опыта работы с одаренными детьми
Ежегодно.

15.
Распространение опыта работы с одаренными детьми
Ежегодно

16.
Проведение предметных недель
Ежегодно.

Циклограмма индивидуальной работы с одарённым ребёнком
Формы мероприятий
Темы
Сроки
проведения
Результаты




Участие
Призовое
место

Участие в муниципальных предметных олимпиадах
Олимпиада по информатике
1 раз в год декабрь



Участие в конкурсе «Кенгуру»
По математике
1 раз в год март



Участие в школьных предметных олимпиадах
Олимпиада по математике и информатике
1 раз в год октябрь



Участие в Интеллектуально-личностном марафоне
Задания на выявление знаний по предметам




Участие в научно-практических конференциях школьного уровня





Конкурсы школьного уровня

В течение года



Конкурсы муниципального, регионального уровня

В течение года



16
Взаимодействие с родителями
В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям.
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.
В планировании совместной деятельности педагоги нашей школы опирается на следующие принципы:
родители должны быть посвящены в особенности воспитательного и образовательного процесса;
предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;
необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.
Работа с родителями ведется в четырех направлениях:
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам детской одаренности.
Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности педагогического коллектива с родителями по вопросам развития детской одаренности являются:
открытые занятия секций НОУ, на которых присутствующие родители - участники действия;
педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;
дискуссии, круглые столы - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем.
Специально для родителей разработан цикл занятий родительского лектория «Мой ребенок - восьмое чудо света».
Индивидуальное психологическое консультирование родителей способного ребенка Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:
расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это - замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей - помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего - ребенок.
Информационная доступность.
На сайте школы размещена информация о работе школьного НОУ «Искатель», результатов олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций. Даны рекомендации педагога-психолога по выявлению развитию детской одаренности.
Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей.
17
Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях.
Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
Родителям даются рекомендации по проведению совместного отдыха с детьми, так как совместные с детьми экскурсии, интересные и полезные дела и творческие работы, вызывают у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний, желание творить. Совместные коллективно-творческие работы, способствуют созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
5. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы
Работа родителей поддерживается и поощряется школой. В нашей школе ежегодно 25 мая проводится праздник «Последний звонок». На сцену выходят не только дети, которые являются Честью и Славой школы, но и их родители.
Наша система работы с родителями позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а так же формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.
Система информирования родителей (информационные печатные сборники «Вестник для родителей», «Родительский дневник» и др., сайт школы в сети Интернет).
Родительские собрания, проводимые в индивидуальной форме (индивидуальная беседа каждого родителя с членами администрации, классными руководителями, учителями- предметниками, психологами).
Знакомство родителей (законных представителей) с достижениями учащегося.
Организация психологических тренингов для родителей (законных представителей) с привлечением педагога-психолога
Круглые столы, посвященные решению классных проблем.
Общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников.
Список литературы:
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МО ДЕК, 2002.
Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. // Автореферат дисс...докт. пед. наук. - СПб, 1999. - 53с.
Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 4-е изд. М.: Вита-Пресс, 2002. 88 с.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000 - 224с.
Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над
традиционными? - Директор школы, №7, 2004.
Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий,- Ростов -н/Д.,2001.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272 с.
Образовательная программа - маршрут ученика: ч.2 //Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.,2000. - 228с
Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.
ПРОГРАММА «Одаренные дети» по информатике на 2012 - 2015 г.г. Автор: учитель географии МБОУ Петровская СОШ - Тицкая Л.И.
18

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заместитель директора по УВР © 2011[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Забродин Ю.М.,Бурменская Г.В.Одаренные дети. М.:Прогресс 1991.-376 с.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2002.
Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. - 2011. -№10. Т.2. - 181-184с.
Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. - 2003. - № 6. - С. 45-51.
Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. / Пер.с англ. - М.: Наука. 1976г.
Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.
Приложение 1 к программе «Работа с одаренными детьми по информатике»
Сайты конкурсов для обучающих и педагогов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]фактор роста.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]мир конкурсов от уникум
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]мир конкурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]педагогический сайт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]центр развития мышления и интеллекта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]«ССИТ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]международная педагогическая олимпиада.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Конкурсы.Гранты.Премии.Фестивали.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ООО «МИНОБР.ОРГ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]фонд поддержки талантливых детей и молодежи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]методический центр
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]центр развития одаренности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Институт Реформы образования Образовательного портала Мой университет!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]педагогическая планета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]планета школ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]методическая служба.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]издательство «Образование и информатика»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Проект информатизации образовательных учреждений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]центр поддержки инициатив в области образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]конкурс сайтов
19
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]талант с колыбели
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]центр дистанционного образования
Приложение1 к программе «Работа с одаренными детьми по информатике» Анкета «Как распознать одаренность»
Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч Цель анкеты «Как распознать одаренность»: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
Если...
он энергичен и все время хочет двигаться
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности,
Если.
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование,
Если.
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант,
Если.
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
20
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности
Если ребенок...
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение- украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях Способности к научной работе,
Если ребенок.
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных
событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант,
Если ребенок.
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект,
Если ребенок.
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал; задает очень много продуманных вопросов; любит читать книги, причем по своей собственной программе; обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников; обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла; очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте
21
коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б - балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У - общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Приложение 2 к программе «Работа с одаренными детьми по информатике»
Анкета выявления одаренности Анкета № 1
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
В сфере изобразительно-художественной одаренности:
в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;
любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и
клеем;
может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
В сфере музыкальной одаренности:
проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
хорошо поет;
вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
любит музыкальные записи;
стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку
хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
сочиняет собственные оригинальные мелодии.
В сфере литературной одаренности:
любит писать и сочинять рассказы и стихи;
может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события
22
Что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
В сфере артистической одаренности:
легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
интересуется актерской игрой;
меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает
с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
любит игры-драматизации.
В сфере технической одаренности:
интересуется механизмами и машинами;
может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;
любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);
быстро и легко осваивает компьютер.
В сфере лидерской одаренности:
инициативен в общении со сверстниками;
сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
легко общается с детьми и взрослыми;
-улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
часто руководит играми и занятиями других детей;
склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
В сфере спортивной одаренности:
энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
физически выносливее сверстников.
В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):
23
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Приложение 3 к программе «Работа с одаренными детьми по информатике»
Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (по Богоявленской Д.Б., Брушлинскому А.В.)
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) Да;
б) нет, они и так достаточно хороши;
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.
Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) Да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) Да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
а) Да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
а) Да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) Да, это меня привлекает
б) нет, меня это не привлекает;
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
24
Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?
а) Да;
б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
Если проблема не решена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
а) Да;
б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет.
Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) махнете рукой на затеи;
в) продолжаете делать свое дело.
Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) Да;
б) не совсем легко;
в) болезненно.
Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?
а) Не всегда.
б) при хорошем настроении;
в) в основном стараюсь это делать.
Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
а) Да, конечно;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспоминать не могу.
Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?
а) Да, без затруднений
б) да, если этот термин легко запомнить;
в) нет.
Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.
На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
а) средний;
б) достаточный;
в) оригинальный.
Во время отдыха вы предпочитаете:
а) решать проблемы, связанные с работой;
б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить элю дело, если:
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:
25
за ответ «а»- 3, «б» - 1; «в» - 2.
Результаты
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного. саморегулирования интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Приложение 4 к программе «Работа с одаренными детьми по информатике»
Работа с родителями - Рекомендации родителям









Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи,а к одаренным детям это относится в большей степени.
Оценивайте уровень развития ребенка.
Избегайте длинных объяснений или бесед.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Развивайте в своих детях следующие качества:
уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Приложение 5 к программе «Работа с одаренными
детьми по
»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Работа с родителями - Рекомендации родителям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
26
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Учите ребенка выражать мысли письменно, обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку
приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
Воспитывайте детей игровыми средствами.
Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное
зрелище.
Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь
работу.
Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных, жизненных ситуациях.
Приложение 6 к программе «Работа с одаренными детьми по географии»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа с родителями - Рекомендации родителям
Януш Корчак
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не
тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб.
Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Ребенок это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови.
Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.
Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Приложение 7 к программе «Работа с одаренными
детьми по
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
27
»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа с родителями - Рекомендации родителям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Если ребенка часто критикуют - он учится
осуждать,
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
28











15