Внеклассное мероприятие по теме: Всеобщая Декларация Прав человека

Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию для 8 класса.
Подготовила: Шумейко М.Я. - учитель истории и обществознания Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя « Средняя общеобразовательная школа №46»
Тема: «Всеобщая Декларация прав человека»
Цель: побудить ребят пользоваться своими правами в реальных ситуациях, не нарушая права человека.
Задачи: рассмотреть Всеобщую Декларацию прав человека; определить основные права человека, акцентируя внимание на то, что они носят всеобщий характер; обратить внимание учащихся на важность права на жизнь.
Ход мероприятия
Слово учителя. Концепция прав человека зародилась давно. Но лишь после создания Организации Объединенных Наций права человека, наконец, получили официальное и всеобщее признание.  Наиболее широко признанным во всем мире документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека. Основным содержанием Декларации является провозглашение неотъемлемой самоценности каждого человека. Декларация была принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Всеобщая Декларация была одобрена подавляющим большинством стран мира, только 10 членов ООН проголосовали против нее или воздержались. В их число входил Советский Союз. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был главным автором, которому помогали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и многие другие.
В ней излагается перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации провозглашается, что правительства обязуются отстаивать права
не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран. Иными словами, национальные границы не являются препятствием в оказании помощи другим людям в борьбе за признание их прав. С 1948 года Всеобщая декларация выполняет роль международного стандарта по правам человека. Участники проходившей в 1993 году всемирной конференции, представлявшие 171 страну, в которых проживает 99% всего населения мира, вновь подтвердили свою приверженность защите прав человека. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] появилась как реакция на ужасающие события второй мировой войны. В преамбуле говорится о том, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества», и подчеркивается, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Пока этот документ имеет только статус рекомендации, но на основании его строятся 2 обязательных для участников договора: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Декларация была переведена на множество языков мира (более 300, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] назвала Декларацию «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека). В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ООН учредила праздник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отмечаемый в день принятия Декларации. Права человека это неотъемлемые права каждого человеческого существа. Мы можем предъявлять моральные требования независимо от того, установлены ли они законом. Например, все люди имеют право на жизнь независимо от того, принят или нет закон, подтверждающий это право. Под правами человека обычно понимаются такие права, которые присущи человеку с самого рождения. Понятие прав человека предполагает, что каждый отдельный человек может пользоваться своими правами человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов, национального или социального происхождения, имущественного положения, родителей или другого статуса. (Для того, чтобы дать ясное представление о человечестве как о совокупности индивидуумов, преподаватель работает с учащимися над значением понятия «человеческий» в форме «Микрофона»). Люди создания социальные; мы обладаем индивидуальностью, но всему остальному учимся, живя вместе с другими людьми. А что означает быть людьми?
(Учитель помещает перед классом большую вазу: это - гость из другой части Вселено)
Гость хочет узнать о существах, которые называют себя «людьми». Обсудите следующие вопросы: Что означает быть «человеком»? Чем его жизнь отличается от простого существования или «борьбы за выживание»? (Статья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВДПЧ; статья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] КПР) Игра «Послание в бутылке». Учитель просит учащихся вообразить, что из космоса были получены сигналы. Организация Объединенных Наций намерена направить на специальном космическом корабле информацию о людях. Задача учащихся выбрать, что они хотели бы послать (например, музыку, фигурки людей, одежду, литературу, предметы религиозного культа). (Указанные выше виды деятельности должны помочь учащимся начать осознавать себя людьми и понимать смысл человеческого достоинства. Это очень важно для того, чтобы они в дальнейшем смогли ощутить себя представителями человечества, ответственными перед ним во всем его многообразии и разнообразии. Определение того, что из себя представляет человечество в целом, помогает понять, что может быть бесчеловечным.) (Статья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВДПЧ; статья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] КПР) Слово учителя. Люди, живущие в обществе, это сложнейшие существа. Давайте посмотрим на право на жизнь с точки зрения начала и конца жизни индивидуума:
-Где начинается жизнь? Может ли она когда-либо быть отнята? (Статья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВДПЧ; статья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] КПР)
Какие факторы определяют наши взгляды на то, что означает «жизнь»? (Педагог знакомит учащихся с рассказом «Крошка») Цель: Эта сложная нравственная история, поднимающая вопрос права на жизнь, заставляет задуматься над тем, как права работают в реальной жизни. Ключевая идея для усвоения: «Каждый человек имеет право на жизнь».
«19 мая 1884 года из Англии в Австралию отплыла яхта под названием «Крошка». На ее борту были капитан Томас Дадли, его помощник Эдвин Стивенс, матрос Нэд Брукс и 17-летний юнга Ричард Паркер. 5 июля огромная волна пробила бок яхты, и она начала тонуть. Моряки только и успели, что схватить буквально пару консервных банок и вскочить в спасательную шлюпку, затем «Крошка» затонула. Четверо несчастных оказались посреди Атлантического океана, в 1600 милях от земли, ничего не имея, кроме нескольких банок овощных консервов. Через три дня плавания в открытом океане голодным морякам удалось поймать черепаху.
Они продержались на ее мясе и крови 9 дней. Все еще находясь в 1000 миль от земли, без пищи и имея только дождевую воду для питья, моряки дошли до отчаяния. Капитан написал в письме своей жене, что если не пройдет какой-нибудь корабль, то «мы скоро умрем... Прости, что я ушел в такое путешествие...». Оставался только один шанс продлить жизнь на несколько дней, по крайней мере для троих из них. Кто-то один должен был стать пищей для остальных. Капитан предложил тянуть жребий, но Стивенс и Брукс не согласились. «Если мы должны умереть, сказали они, то мы должны умереть вместе». Молодой Ричард Паркер, лежавший почти без сознания на дне лодки, молчал.
Они продержались еще два дня без еды и воды, и капитан убедил Стивенса, что один из них должен быть принесен в жертву ради спасения других и что лучший кандидат Ричард Паркер. Он был сиротой, у него не было ни жены, ни семьи, и он уже был на пороге смерти: только изредка приходил в сознание, глотал морскую воду, от которой ему становилось еще хуже. Они знали, что их лодчонка дрейфовала в районе, где проходили морские пути. В любой день они могли увидеть корабль. Все согласились, что, если на следующий день к ним не придет помощь,
они убьют юнгу. Не прошел ни один корабль. Матрос Брукс не хотел принимать участия в убийстве и забился в угол лодки, укрывшись пиджаком. Дадли и Стивенс наклонились над потерявшим сознание Ричардом. «Ричард, мой мальчик, прошептал капитан, пришло твое время». Стивенс стоял наготове, чтобы держать ему ноги, но в этом не было необходимости. Ричард был слишком слаб, чтобы оказывать сопротивление. Капитан вынул складной нож и вонзил его в шею, мгновенно убив его. Все трое пили кровь и ели сердце и печень Ричарда в течение следующих трех дней. На четвертый день их увидел немецкий корабль «Монтезума». Все трое были очень слабы. Капитана и его помощника втаскивали на борт на веревке.
Они прибыли в Англию 7 сентября. Дадли, Стивенс и Брукс немедленно пошли к властям и объяснили причину смерти юнги.
Ученики отвечают на следующие вопросы:
Считаете ли вы, что трое моряков поступили неправильно?
Следовало ли им предъявить обвинение в совершении убийства?
Следовало ли их всех обвинить в совершении одного и того же преступления?
(Учитель читает продолжение истории):
«Подобные инциденты случались и раньше, поэтому Дадли, Стивенс и Брукс были очень удивлены, когда им незамедлительно были предъявлены обвинения в совершении убийства, хотя обвинение в отношении матроса Брукса позже было снято. Их история вызвала огромный интерес, о ней подробно сообщали все газеты. Были собраны деньги для оплаты их защитников на суде. На суде не было разногласий по поводу представленных фактов дела, но перед жюри присяжных стояла трудная задача. Они сочувствовали троим обвиняемым и хотели бы считать, что убийство другого человека ради спасения собственной жизни не является преступлением. Но присяжные также понимали и то, что умышленное убийство человека, когда он не угрожает ничьей жизни, должно считаться убийством. Судья
предложил им выход, позволив принять необычную меру вынести «особый вердикт». В нем присяжные изложили факты дела, но оставляли принятие решения о том, виновны ли Дадли и Стивенс в совершении убийства, суду в составе пяти судей».
(Учитель предлагает классу ответить на следующие вопросы:
Если бы вы были одним из пяти судей, признали ли бы вы Дадли и Стивенса виновными в совершении убийства?
Почему?
Если они виновны, то какое наказание им следует назначить?)
А что произошло в действительности:
«Суд вынес обвинительный приговор Дадли и Стивенсу в совершении убийства.
Совершение убийства каралось смертной казнью, но в данном случае она была заменена 6 месяцами тюремного заключения. Для того времени и по сравнению с наказаниями, назначаемыми другим матросам в подобной ситуации, многие считали этот приговор слишком суровым».
Вопросы:
Право Ричарда Паркера на жизнь было нарушено. А что вы думаете в от-
ношении права на жизнь других людей, находившихся в лодке?
Что бы сделали вы? Вы бы предпочли смерть убийству другого человека?
Эта история произошла за 64 года до провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Меняет ли это что-либо применительно к праву на
жизнь Ричарда Паркера?
Что произошло бы, если бы трое моряков не сообщили властям об убийстве юнги? Что они испытывали бы лет через 10 в отношении своего поступка? Испытывали бы они чувство вины? Почему?
Как бы вы отреагировали, если бы были другом Ричарда? (Класс приходит к согласию со статьей 3 Всеобщей Декларации прав человека, определяющей право на жизнь: «Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»).
Сравнение «правовых» документов (Учащимся розданы экземпляры Всеобщей Декларации прав человека (ВДПЧ) и Конституции Украины.).
Дети их сравнивают их на предмет содержания следующих прав, а также выявить соответствующую статью (статьи):
1. Право на образование 2. Свобода выражения мнений (включая средства массовой информации) 3. Свобода выбора супруга 4. Равенство всех лиц, в том числе женщин и национальных меньшинств 5. Свобода выбора количества детей 6. Свобода от пыток и бесчеловечного обращения 7. Свобода мысли, совести и вероисповедания 8. Право на владение собственностью 9. Право на хранение огнестрельного оружия 10. Достойное питание 11. Достойное жилище 12. Достойное здравоохранение 13. Право на свободное передвижение внутри и за пределами страны 14. Право на мирные собрания 15. Право на чистый воздух и воду (5-7 минут ребята работают в группах) Обсуждение следующих вопросов: Какие сходства и различия вы обнаружили? Как вы можете объяснить их? Все ли документы предусматривают обязанности и права? Имеют ли граждане вашей страны какие-либо права, помимо тех, которые включены в вашу Конституцию или местное законодательство? Все ли документы предусматривают обязанности и права? Имеют ли граждане вашей страны какие-либо права, помимо тех, которые включены в вашу Конституцию или местное законодательство? Учитель отмечает, что права гарантируются не только международными документами, такими, как Всеобщая декларация (ВДПЧ), но и региональными, национальными и местными сводами законов, например Конституцией Автономной Республики Крым. Слово учителя. С момента окончания второй мировой войны произошло 150 конфликтов, и это показывает, что в мире продолжается вооруженное насилие. В зависимости от уровня класса может быть целесообразным провести изучение международных политических и экономических проблем, которое даст возможность учащимся понять, почему сохранение мира является таким тяжелым делом. Продолжают сохраняться несбалансированность развития и экологические проблемы; они не только являются острыми по своей природе, но и сами могут сеять семена войны. Война же особенно ядерная война пусть даже небольшая, может привести к экологической катастрофе.
Вопрос детям: «Как вы думаете, почему в нашем мире с его локальными конфликтами и угрозой войны мир является столь важным?» Какова взаимосвязь между миром и правами человека? (Статьи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВДПЧ) Ролевая игра «Действуем!» Цель: Эта ролевая игра побуждает ребят пользоваться своими правами в реальных ситуациях.
Ключевая идея для усвоения:
Нарушения прав человека совершаются в повседневных ситуациях, и простые люди могут противостоять им.
Класс делится на маленькие группы по 34 человека. Раздайте ролевые игры и попросите ребят определить нарушения основных прав. Попросите класс, используя Всеобщую декларацию, определить, какие конкретные ее статьи были нарушены. Ниже приведены некоторые возможные ответы, но они далеко не исчерпывающие. Отведите на это 510 минут. Повторите это для второй и третьей ролевых игр. К первой ролевой игре относятся статьи 2, 6, 7, 13. Ко второй ролевой игре относятся статьи 20, 23.
К третьей ролевой игре относятся статьи 19, 20, 24.
К четвёртой - статьи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВДПЧ
Ролевые игры:
Первая: Ида хочет пересечь границу соседней страны, чтобы повидаться со своей дочерью, которая вышла замуж за человека, проживающего в этой стране. Пограничники отказываются пропустить ее. Они говорят, что она слишком бедна, чтобы заплатить за гостиницу в их стране.
Вторая: Иван работает на мойке машин. Зимой он поранил руки острыми льдинками. Его босс сказал, что не купит ему перчатки, потому что они очень дорогие. У Ивана нет денег на то, чтобы купить их самому. Он просит свой профсоюз помочь ему. Когда об этом узнает его босс, Иван теряет работу.
Третья: Последний парк в городе собираются превратить в гараж для машин. Десять человек из этого района устраивают мирную демонстрацию в парке, говоря, что им необходимо место для отдыха и для игр их детей. Прибыла полиция и сказала, что им не разрешается проводить демонстрацию и они должны разойтись. Демонстранты отказываются и садятся на землю. Полиция разгоняет их силой, причиняя травму одному из участников демонстрации.
Четвёртая. «Вы журналист. Вы написали статью в вашей газете, которая вызвала гнев человека, занимающего высокое положение. На следующий день неизвестные ворвались в ваш дом и увезли вас. Вас избили и поместили в одиночную камеру. Никто не знает, где вы. Никто не предложил помочь вам. Вы находитесь там уже несколько месяцев».
В заключении мероприятия каждый ученик выразил одним словом, что он(а) думает или чувствует в связи с рассмотренной темой.
Выводом ребят стали слова: «Каждый может пользоваться своими правами в реальных ситуациях, не нарушая прав других людей».
Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 615