ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО САМОПОЗНАНИЮ НА ТЕМУ: «С чего начинается дружба» Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группы


Білім беру саласы/ Образовательная область/: социум
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекет түрі/
/раздел организованной учебной деятельности/: самопознание
Тақырыбы/ Тема/: «С чего начинается дружба?»
Мақсаты/ Цель/:научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;создание дружного и сплочённого коллектива.
Білімділік міндеті/ Образовательная задача/:Выявить способы поведения для поддержания дружеских взаимоотношений.
Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/:Развивать умение высказываться и слушать высказывания собеседника.
Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/:воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
Әдіс-тәсілдер/ методы-приемы/: словесный, практический, наглядный, беседа
Көрнекі құралдар/ используемый материал/:аудиозапись "Дружба начинается с улыбки", аудиозапись "Друзья" модель дружбы, пословицы.
Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/:дос- друг, нағыздос, берікдостық 
Іс-әрекет кезеңдері/
Этапы деятельности Тәрбиешісінің іс-әрекеті/
Действия воспитателя Балалардың іс-әрекеті/
Деятельность детей
Мотивациялық-қозғаушылық/
Мотивационно-побудительный Я приглашаю вас в круг радости:
"С улыбкой солнце дарит свет
Нам посылая свой ПРИВЕТ!Давайте дружно все в ответе Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!"
Встали в круг не размыкая рук. А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие. А теперь соседу справа. Дети становятся в круг радости, берутся за руки и приветствуют друг друга словами:
Ұйымдастыру-іздестіру/
Организационно-поисковый Введение в тему:
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня.(аудиозапись "Дружба начинается с улыбки".)
- Вы догадались, о чем пойдет разговор?
Да, сегодня мы с вами отправимся на волшебную планету под названием «Дружба».
- А девизом всего нашего путешествия будет хорошее высказывание кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно»
Итак, что означает слово «Дружба»? с чего она начинается? Как проявляется? Как вы понимаете «Настоящий друг»? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг.
Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Ребята, послушайте пословицу
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
Подумайте и скажите, в чём мудрость этих слов?
Согласны ли вы с этим?
Действительно ли друзья дороже денег или же всё наоборот? (Обсуждение).
Много мнений мы услышали, но главное – это то, что дружбу считаете важнее денег.
Вы сделали правильный вывод, ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.
- А когда рядом друг, разве можно быть одиноким и
несчастным?
А какие еще пословицы вы знаете о дружбе?
Друг без друзей, как дерево без корней.
Друзья познаются в беде.
Дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь.
- Ребята, я хочу вам рассказать сказку, услышав, которую, вы уже точно будете знать, что лучшедрузья или деньги.
« Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него было
много друзей. Но однажды случилась беда. В одну из ночей, каким – то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и
угнать всех овец.Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством,он сел и горько заплакал: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы.Весть о краже разнеслась по окрестным сёлам, уже на следующий день увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с пустыми руками- каждый из них вёл за собой маленькое
стадо овец. Когда все друзья собрались и подарили другу своих овец, у него снова получилось стадо, даже больше, чем прежнее».
Вот такая история произошла давным – давно.
Как вы думаете, что произошло бы с этим
человеком, если бы у него не было таких друзей?
Правильно! Без друзей человек одинок, без друзей его мало, а с друзьями – много.
- А были ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали своему другу или наоборот, вам помогали, когда было трудно? Расскажите о них.
А знаете ли вы, что у дружбы есть определенные правила? Давайте с ними познакомимся:
Правила  дружбы
- – Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много Правил дружбы. Вот некоторые из них
 •Помогай другу: если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с друзьями:если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
• Останови друга,если он делает что-то плохое.
• Не ссорься с друзьями:старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; 
не завидуй друзьям– надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания других ребят
- Если вы будете выполнять эти правила,то сможете стать настоящим другом.
А сейчас приглашаю вас на игру “ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА”.
Давайте встанем в большой круг плотнее, ручки вытянем вперед. Ваша задача прокатить мяч по кругу в ладошках и не уронить его. (под музыку).
- Ребята, а как вы думаете, почему у нас не упал мяч?
Молодцы, вы дружно поиграли. Дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.
Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
Мы с вами выяснили, кто такой друг и что такое дружба. И я надеюсь, что у каждого из вас есть верные друзья.
Ребята, для того чтобы дом на планете «Дружба» не был пуст, пусть каждый из вас нарисует своего друга и поселит его в нашем доме.(Дети рисуют своих друзей, в это время звучит песня о дружбе).
Посмотрите, какая яркая и весёлая стала планета «Дружба», каким населённым стал наш дом. И там будет весело и счастливо жить всем. Слушают аудиозапись
(О дружбе)
Отвечают
Слушают
Рассуждают
Делятся своими ответами
Вспоминают
Слушают
Делятся своими впечатлениями
Находят пару
Проявляют интерес
Рисуют своего друга и помещают его в домик
Рефлексивті-түзетушілік/
Рефлексивно-корригирующий Приглашаю вас в круг от сердца к сердцу.
«Давай с тобой обнимемся
И над Землёй поднимемся,
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним!»Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья! Становятся в круг от сердца к сердцу.
Күтілетіннәтиже/ Ожидаемый результат/:
Нені біледі/ что ребенок знает (Знать)/:что означает слово «Дружба», и кого можно называть настоящим другом.
Қандай түсініктерді игерді/ как ребенок освоил материал (Иметь)/:навык в разрешении какой- либо ситуации связанной с его другом
Меңгерген дағдылар мен іскерліктері/ как освоенный материал ребенок применяет в деятельности (Уметь)/:отвечать на вопросы по содержанию притчи и сказки, рассуждать, делиться впечатлениями, полученными от притчи, давать оценку поведению героев сказки, уметь выразить свое отношение к услышанному. Уметь разъяснять смысл пословиц о дружбе.