Конспект урока по ОРКСЭ модуль Светская этика тема Золотое правило нравственности


Конспект урока по ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры
по теме
«Золотое правило этики»

Методический комментарий: Модуль «Основы православной культуры» знакомит с основами православной культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
УМК, авторы «Школа России», «Перспектива»; учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры 4-5 класс»
Класс 4
Предмет ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
Тема урока «Золотое правило этики»
Тип урока открытие нового знания
Место урока в системе уроков по данной теме 13 урок по планированию курса
Цель урока: Ознакомить учеников с понятиями «нравственность», «этика», «неосуждение» и с золотым правилом нравственности.
Задачи (относящиеся к деятельности учителя):
обучающие - познакомить с этимологией и смыслом слова «нравственность»; научить понимать христианское значение слов «ближний», «неосуждение».
воспитательные - усвоить, что дела добрые в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются;
развивающие - развивать умения работать с текстом учебника, коммуникативную компетенцию учащихся, способствовать проявлению самостоятельности суждений, вести диалог, развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, решать учебные задачи.
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
предметные - формировать у учащихся ценностное отношение к нравственности человека;метапредметные - активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.
личностные - создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам;
Основные термины и понятия урока: «нравственность», «этика», «неосуждение», «Золотое правило этики».
Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический): мультимедийная презентация, мультфильм «Крошка Енот», учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры 4-5 класс»Межпредметные связи (указать предметы и темы):
Литературное чтение: работа с тестом учебника, связный пересказ текста, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение.
Окружающий мир: представление о целостной картине мира, правилах поведения между людьми.
Изобразительное искусство: умение видеть и понимать прекрасное (картина «Христос и грешница» В.Поленова)
Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):
Самоопределение к деятельности.(1 мин)
Актуализация знаний.(3 мин)
Постановка учебной задачи.(15 мин)
Открытие нового знания.(10 мин)
Первичное закрепление.(10 мин)
Включение нового в систему знаний и повторение.(3 мин)
Домашнее задание.(2 мин)
Рефлексия (подведение итогов урока) (3 мин)
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте, ребята! Давайте подарим друг другу хорошее настроение: улыбнитесь, поприветствуйте друг друга. И пусть доброе настроение длится весь урок. Всем желаю удачи!
2. Актуализация знаний.
-С какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?(милосердие и сострадание)
-Как человек должен относиться к близким? (с любовью)
3.Постановка учебной задачи.
-Молодцы! Тему прошлого урока вы усвоили хорошо. А сейчас я покажу вам мультфильм из моего детства, а вы попробуете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока (просмотр мультфильма «Крошка Енот» 9 мин).
-Какие главные слова сказала мама своему сыну? Почему?
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о том, что надо поступать с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой).
-Давайте найдем в учебнике ответ на вопрос, как эта тема звучит в православии (работа с текстом учебника с. 46-47). Несколько учеников читают текст вслух по очереди.
4.Открытие нового знания.
-Почему правило называют «золотым»? (главное, лучшее)
- Какие примеры приводит автор учебника в доказательство того, что правило действительно «золотое», «главное»? (выборочное чтение)
Рассматривание картины В. Поленова «Христос и грешница» и обсуждение сюжета.
5.Первичное закрепление.
- Кто сможет привести примеры из своей жизни, когда вы не соблюдали правило и что из этого вышло? (ответы детей)
Чтение второй части текста в учебнике самостоятельно.
- Что такое «неосуждение»? (ответы детей с примерами из учебника и своего жизненного опыта ) 6.Включение нового в систему знаний и повторение.
- Ранее на наших занятиях мы говорили с вами о чем – то похожем на «золотое правило этики»? (Да, это заповеди, которые учат нас любить ближнего, не лгать, не воровать, почитать старших и всегда помнить о Боге).
- Очень хорошо, что вы помните об этом, увидели связь между этими темами, значит, наши беседы проходят не зря.
7.Домашнее задание:
- Дома подумайте и сформулируйте свои правила, как уберечься от осуждения людей. Эти правила запишите в тетрадь или оформите в виде рисунков.
8.Рефлексия (подведение итогов урока).
- О чем мы беседовали на сегодняшнем уроке?
-Как звучит это правило в православии?
-Спасибо за урок!