Разработка программы по внеклассной работе, кружок Озорной карандашик

Муниципальная общая средняя общеобразовательная школа №16
Города Артема Приморского края.






ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(2015-2016 учебный год)










Направление: проектная деятельность.








Руководитель: Олейникова ОО
учитель ИЗО

Пояснительная записка
Проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.
Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, модель, скульптура, сказка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, макет и т.д.
Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты. Например, такие темы: школа, одежда, растения, коллекции, выставки, сказки, праздники, герои детских книг и т.д.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
находить источники информации;
извлекать информацию, относящуюся к теме;
планировать работу над проектами;
сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
доводить начатое дело до конца.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
сбор сведений по теме проектной деятельности;
работа над самими проектами, включенными в содержание темы.
Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям.
После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
К таким приемам относятся:
одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта создание энциклопедии или тематической картотеки.
Этапы проектной деятельности
ПЕРВЫЙ БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Знакомство с темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).
Сбор информации детьми.
Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.
ВТОРОЙ БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
Реализация проектов.
Презентация проектов.
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
видом деятельности
создание творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.)
проведение исследований;
количеством участников
индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, коллажей, макетов. Кроме этого, результатами коллективном деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты, спектакли...)
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
количеством этапов;
набором и иерархией ролей;
необходимостью привлечения взрослых.
Самые простые коллективные проекты это проекты, в которых дети выполняют отдельные, не зависимые друг от друга мини-проекты. Объединение мини-проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями. Например, дети могут сделать элементы коллажа, а взрослые объединить эти элементы в единый коллаж.
Другой пример это тематическая выставка рисунков и скульптур. Дети делают отдельные рисунки и скульптуры, а взрослые оформляют экспозицию из этих работ.
Взрослые могут создать заготовку для макета города общий рельеф, а дети разместить на нем свои макеты домов и машин.
Еще один известный пример это спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля предоставляет возможность многим детям найти занятие по душе, потому что помимо актеров нужны и создатели костюмов, и суфлер, и оформители сцены и зала, и изготовители афиш и программ, и т.д.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом. Например, при подготовке кукольного спектакля в качестве такого промежуточного этапа может выступать создание кукол. Органичным окончанием этого этапа станет презентация сделанных кукол-персонажей.
Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, нужно организовывать специальным образом в форме отдельного праздника.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей. Он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, которая помогает организовывать и направлять работу учащихся.
После того как учащиеся выбрали тему, начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.
При выполнении проекта дети могут работать группами. Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса. Для этого учитель организует классный час, где дети показывают и рассказывают о своих достижениях. Это может повысить их интерес и привлечь других к работе над проектом.
Организуются экскурсии в музеи. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.
В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.
В завершение работы над проектами организуется их презентация. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.
Проектная деятельность
Тема «Изобразительное искусство»
Проект 1. Выставка рисунков «Музыка в красках» 1ч.
Поиск дополнительных источников информации об изобразительном искусстве, о том, где хранятся произведения художников. Самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями. Чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве. Посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок. Просмотр телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ об изобразительном искусстве. Прослушивание классических музыкальных произведений из программы по музыке для 1 класса.
Поиск и сбор коллекции репродукций произведений изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры) и архитектуры.
Проект 2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук» 1ч.
Изобразительно-музыкальная игра «Цвет и звук».
Выполнение эскизов и изготовление костюмов жителей королевства «Волшебных красок» (по выбору).
Исполнение танца-импровизации с цветными шарфами.
Составление коллекции картинок и открыток с предметами всех цветов радуги (возможна помощь родителей).

Тема «Сказочные герои»
Проект 1. Сделай книжку-раскладушку 2ч.
Чтение русских народных сказок. Выбор одной из сказок для изготовления книжки-раскладушки. Работу можно выполнять коллективно, разделив класс на 23 группы. Каждая группа делает свою книжку (картон, ножницы, рисунки сказочных героев, бумага, клей)
Проект 2. Выставка рисунков 1ч.
Поиск дополнительных источников информации о сказках. Чтение и рассматривание альбомов, книг, открыток со сказочными героями. Посещение библиотек, музыкальных и драматических спектаклей по сказкам, выставок художников-сказочников. Просмотр фильмов-сказок, телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ по сказкам.
Подготовка детских рисунков со сказочными героями для выставки.
Проект 3. Новогодний карнавал сказочных героев 2ч.
Выполнение эскизов и изготовление масок и карнавальных костюмов сказочных героев из сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино» и др. (бумага, картон, пленка, фольга, пластик и др.). Выступление на новогоднем карнавале в маске и костюме (пение, танец, чтение стихов, те
·атрализованное сказочное представление).
Проект 4. Вылепи из снега сказочных героев 1ч.
Конкурс-игра на улице. Дети могут работать как коллективно, так и индивидуально.

Тема «Народное искусство»
Проект 1. Выставка творческих работ 1ч.
Подготовка работ детей по теме «Народное искусство» к выставке. Этот проект можно провести как самостоятельную выставку творческих работ, а можно приурочить к проекту «Веселая ярмарка». На выставке хорошо представить все изученные школы народного искусства: Филимоново, Дымку, Полохов-Майдан, Семеново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлому, Гжель.
Проект 2. Коллекция «Народное искусство» 2ч.
Поиск дополнительных источников информации о народных промыслах. Чтение и рассматривание книг, журналов, коллекционирование открыток о народном искусстве. Посещение музеев, выставочных залов с произведениями народных мастеров. Просмотр телепередач и видеофильмов о народном искусстве.
Посещение (по возможности) традиционных народных промыслов (Филимоново, Дымка, Городец, Хохлома, Гжель и др.). Изучение местных народных художественных промыслов.
Коллекция может быть размешена в классе, в школьном музее, в актовом зале.
Проект 3. Веселая ярмарка 1ч.
Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Веселая ярмарка». I Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.

Тема «Дизайн в нашей жизни» Проект 1. Выставки творческих работ 2ч.
Оформление выставки творческих работ учащихся (живописных, графических, лепки, декоративных, в народных традициях, дизайнерских), выполненных за учебный год (возможна помощь родителей). Создание цветового и текстурного выставочного пространства.
Создание коллекции картинок с объектами дизайна круглой, шарообразной, треугольной, квадратной формы (возможна помощь родителей).

Проект 2. Фотоколлаж из журналов 1ч.
Поиск дополнительных источников информации о дизайне. Чтение и рассматривание книг, журналов, открыток о дизайне. Создание коллекции фотографий, картинок, проектов с объектами архитектуры круглой, шарообразной, треугольной, квадратной, кубической формы (возможна помощь родителей). Проект 3. Воздушный шар для путешествия 1ч.
(итоговое музыкально-театрализованное занятие).
Воображаемый полет на макете воздушного шара над сказочной страной и обобщение основных учебных тем года. Выступление в костюмах сказочных персонажей. Выполнение макета чемоданчика для путешествий и украшение его наклейками разной формы.

Тема «Изобразительное искусство» Проект 1. Выставка рисунков «Музыка в красках» 2ч.
Цель проекта ассоциативное рисование. Рисование под музыку можно провести на уроке музыки. Для прослушивания детям можно предложить несколько музыкальных фрагментов.
Следует поощрять самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями; чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве; посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок; прослушивание классических музыкальных произведений. На выставку рекомендуем взять работы всех детей.
Проект 2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук» 2ч.
Цель проекта развитие у детей взаимосвязи между слуховыми и зрительными образами, закрепление и обобщение учебного материала, изученного в I четверти на уроках изобразительного искусства и музыки.
Изобразительно-музыкальную игру «Цвет и звук» лучше проводить совместно с учителем музыки.
Предполагается выполнение эскизов и изготовление костюмов жителей королевства Волшебных красок (по выбору). Кто-то может сделать костюм Красной королевы, а кто-то Красного короля. И так для всех цветов радуги. Дети могут также нарядиться в костюмы цветов, фруктов и овощей для каждого королевства. Костюмы можно изготовить на уроках
технологии.
Исполнение танца-импровизации с цветными шарфами поможет детям проследить за оптическим смешением цветов, выразить себя в движении.

Тема «Сказочные герои» Проект 1. Сделай книжку-раскладушку 2ч.
Цель проекта изготовление книжки-раскладушки с иллюстрациями к сказкам «Сорока-белобока», «Колобок», «Красная Шапочка» и др. Предусматривается интеграция с уроками технологии. Распределение сюжетов для иллюстрирования осуществляется в игровой форме. Для разметки по линейке и сбора книжки пригодятся навыки, полученные в процессе трудового обучения. Страницы книги можно скрепить с помощью полоски бумаги и клея ПВА или клейкой ленты. В классе может получиться не одна книжка, а две или три.
Проект 2. Детская картинная галерея (выставка рисунков) 1ч.
Цель проекта демонстрация знаний и умений, полученных в четверти. Полугодовая выставка творческих работ учащихся может быть организована как комната сказок (оформление выставки с родителями). Работы детей оформляются в паспарту или рамочки.
Проект 3. Новогодний карнавал сказочных героев 2ч.
Цель проекта обобщение знаний, полученных в четверти по изобразительному искусству и музыке. Учащимся предлагается выполнить эскиз и изготовить карнавальный костюм сказочного героя (по выбору). Возможно изготовление маски сказочного героя из разнообразных материалов (бумага, картон, пленка, фольга, пластик и др.) по выбору. Выступление на новогоднем карнавале в маске и костюме со стихами, песнями, танцами и сценками.
Проект 4. Вылепи из снега сказочных героев 2ч.
Цель проекта умение детей работать в коллективе. Учащиеся индивидуально или разбившись на команды лепят сказочных героев на школьном дворе из снега. Проект можно провести как соревнование или как новогодний праздник.

Тема «Народное искусство»
Проект 1. Выставка творческих работ 1ч.
Цель проекта обобщение полученных знаний о народных художественных промыслах.
Этот проект проводится одновременно с остальными проектами по данной теме.
Проект 2. Коллекция «народное искусство» 1ч.
Цель проекта поиск дополнительных источников информации о народных промыслах.
Поощряется чтение и рассматривание книг, журналов , коллекционирование открыток о народном искусстве. Посещение музеев, выставочных залов с произведениями народных мастеров. Рекомендуется организовать просмотр телепередач («Живое дерево ремесел») и видеофильмов о народном искусстве.
При возможности желательно посетить традиционные народные художественные промыслы {Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома, Гжель, Семенов, Сергиев Посад и др.), ознакомиться с этапами создания изделий, их видами и художественными достоинствами.
Предусматривается изучение местных народных художественных промыслов.
Проект 3. Веселая ярмарка 1ч.
Цель проекта обобщить полученные знания о народных художественных промыслах.
Проведение викторины о народном искусстве. Угадывание элементов городецкой, хохломской и гжельской росписи. Нахождение пар матрешек.
Учащиеся готовят костюмы и выступления от имени мастеров изученных народных художественных промыслов. Организуется выставка филимоновских и дымковских глиняных игрушек, матрешек, городецких, хохломских и гжельских изделий. Возможна помощь родителей и друзей в оформлении выставки.
Желательна интеграция с уроками музыки, чтобы на ярмарке звучали русские народные песни, частушки и прибаутки.
Ярмарка может быть украшена творческими работами детей, выполненными ими за четверть.

Тема «Дизайн в нашей жизни» Проект 1. Выставка творческих работ 1ч.
Цель проекта демонстрация достижений, приобретение оформительских навыков. Выставка творческих работ учащихся (живописных, графических, лепки, декоративных, в народных традициях, дизайнерских), выполненных за учебный год итог проделанной работы. В процессе оформления выставки дети участвуют в создании цветового и текстурного пространства: выбирают цвет и текстуру фона подставок, на которых размещаются работы, выбирают их расположение.

Проект 2. Фотоколлаж из журналов 1ч.
Цель проекта поиск дополнительных источников информации о дизайне, расширение представлений о формообразовании. Желательно посещение выставок с произведениями различных видов дизайна. Рассматривание и коллекционирование книг, журналов, открыток о дизайне.
Создание коллекции картинок с объектами дизайна круглой, шарообразной, треугольной, квадратной формы (возможна помощь друзей) окажет неоценимую помощь в дальнейшей работе по выполнению дизайнерских заданий в следующем учебном году.
Создание коллекции фотографий, картинок, проектов с объектами архитектуры: круглой, шарообразной, треугольной, квадратной, кубической формы, может стать основой дальнейшей работы по изучению формообразования и выполнению архитектурных проектов.
Проект 3. Воздушный шар для путешествия 1ч.
Цель проекта обобщение основных учебных тем года. Итоговое музыкально-театрализованное занятие предполагает совершение воображаемого полета на воздушном шаре над сказочной страной. Сначала дети выполняют эскизы воздушного шара. Затем по лучшему эскизу изготавливают из картона силуэт воздушного шара и расписывают его гуашью (коллективная работа).
Дети выбирают персонаж, который они будут представлять на празднике. Это может быть королева из королевства волшебных красок, какой-нибудь сказочный герой, народный мастер, принц или король из сказочной страны «Дизайн». Осуществляется выполнение эскиза и изготовление костюма этого персонажа. Можно воспользоваться костюмами, изготовленными раньше для других проектов («Цвет и звук», «Новогодний карнавал» и др.). Персонаж может рассказать стихотворение, спеть песню или исполнить танец.
В путешествие желательно взять с собой чемоданчик. Его можно изготовить своими руками и украсить наклейками разной формы.




















15