Программа внеурочной деятельности Увлекательный немецкий


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс имеет культурологическую направленность и используется в качестве дополнения к основному курсу обучения ( 3-4 класс, УМК И.Л. Бим). Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие коммуникативной компетенции младших школьников, повышения интереса, мотивации изучения немецкого языка. Она формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, популяризации немецкого языка.
Внеурочная деятельность позволяет создать иноязычную среду,в которой учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Увлекательные формы вызывают определённый эмоциональный настрой, что, по мнению методистов, значительно облегчает достижение целей. Это не только углубляет знания по иностранному языку, но и способствует расширению кругозора школьников, содействует воспитанию чувства коллективизма, дружбы и товарищества, воспитывает сознательную дисциплину, волю и характер. Кроме того, занятия способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроках. Содержание курса способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения аудирования и чтения текстов. Всё это способствует интенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению немецкого языка.
Отличительной особенностью данной программы является направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских, народных и современных песен, инсценировкой сказок, созданием атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.
Рабочая программа предназначена для учащихся 3-4 классов и рассчитана на 3 час в неделю в классе (94 часа в год).
Цель: формирование коммуникативной компетенции в основных видах деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
развитие мотивации к изучению предмета в повседневном языковом пространстве;
развитие коммуникативных умений обучающихся в различных видах деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;
развитие навыков монологической и диалогической речи;
формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства;
приобщение обучающихся к культуре, традициям страны изучаемого языка;
расширение лингвистического кругозора младших школьников;
развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
развитие личностных качеств: внимания, мышления, памяти и воображения;
развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических).
К окончанию обучения школьники будут
знать:
формы речевого этикета в ситуациях общения: при встрече, поздравлении и тд.;названия, особенности празднования и формы поздравления наиболее популярных праздников;
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём (в том числе и в сети Интернет)
уметь:
вести элементарные диалоги в элементарных ситуациях, рассказывать о себе, своих друзьях, своих игрушках и т. д.
понимать на слух и выполнять просьбы одноклассников, указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом материале;
адекватно произносить и различать на слух все звуки немецкого языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы;
уметь составить рассказ из нескольких фраз на заданную тему.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Школьные принадлежности. 5 часов
Начало учебного года. Сюжетно – ролевая игра «Мы собираемся в школу». Игра «Мы в школе». Игра «Найди школьный предмет». Сюжетно ролевая игра «Покупаем школьные принадлежности». Игра «Угадай слово». Песни, стихи о школе.
Времена года. 5 часов
Времена года. Месяцы. Дни недели. Игра «Двенадцать месяцев». Игра «Угадай, какой это месяц». Игра «Найди ошибку». Календарь природы.
День святого Николауса. 3 часа
Традиции и атрибуты праздника. Рождественский венок. Рождественский сапожок. Рождественские песни.
Спорт. 4 часа
Виды спорта. Игра «Снежный ком». Игра «Пантомима». Игра «Аукцион».
Животные. 6 часов
Домашние и дикие животные. Инсценировка сказки «Теремок». Игра «Отгадай - ка». Игра «Зоопарк». Игра «Найди зверя». Игра «Запомни движение». Игра «Какое животное лишнее». Коллаж «Зоопарк».
Мы идем на карнавал. 4 часа
Традиции празднования карнавала в Германии. Песня «Времена года». Одежда для карнавала. Готовим маску (проект).
Радуга - дуга. 4 часа
Игра «Краски». Игра «Цветные игрушки». Игра «Нарисуй радугу». Краски в стихах и рифмовках. Игра «Назови цвет!» Игра «Будь внимателен». Мы поем.
Ура! Каникулы! 3 часа
Лето. Летние забавы. Заключительный концерт: песни, стихи, рифмовки, инсценировки.
Методическое обеспечение программы

Основные формы занятий:
урок – беседа;
урок – игра;
урок – творческая мастерская;
урок – экскурсия (заочная);
музыкальный урок:
работа с компьютером.
Основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
Дидактические материалы:
дидактические разработки;
обучающие компьютерные программы;
фотографии;
презентации;
иллюстрации;
раздаточный материал.
Отслеживание и оценивание результатов реализации курса:
выставки работ;
мини проекты;
участие в олимпиадах.
Тематический план 3 класс(34 часа в год, 1 час в неделю)
№ п/п Название темы Всего
часов В том числе
теоретических практических
1 Школьные принадлежности 10 1 9
2 Времена года 5 1 4
3 День святого Николауса
Рождество! 20 5 15
4 Спорт 10 1 9
5 Животные 5 1 4
6 Мы идем на карнавал 5 1 4
4 Радуга - дуга 5 1 4
7 Весенние праздники! 10 3 7
9 Семья! Семейные праздники. 14 4 10
10 Ура! Каникулы! 10 9
Итого 94 18 76
Список литературы
Немецкий язык. Примерные программы на основе Федерального компонента госуд.образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009 – 46с.
Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. – 380с. – (образование в документах и комментариях).
Баженова, И. С. Deutsch für die Anfänger / И. С. Баженова. – М., 2000.
Варфоломеева, И. М. Раздаточные материалы по немецкому языку  / И. М. Варфоломеева. – М., 2005.
Гальскова, И. Д. Немецкий язык для детей / И. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М., 1996.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 204 с.
Горбушина О.В. Обучение иностранному языку в начальных классах: Методические рекомендации для учителей иностранных языков. – Курганский ИМЦ, 2006. – 60 с.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: 2010.
Добровольская, Д. О. Немецкий язык – детям / Д. О. Добровольская, Н. Н. Марко. – М., 1991
Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
Якимкина, В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка: методическое пособие/ В.Г.Якимкина.- М.:Дрофа, 2007.
Яцковская, Г. В. Добрый день!  / Г. В. Яцковская, Н. П. Каменецкая. – М., 1994.
для учащихся и родителей:
«Занимательная азбука: книжка в картинках на немецком языке», Н.В. Богданова, издательство: СПб., Каро, 2004г.
Трубицина О.И. Читаю и пишу по-немецки сам / Учебное пособие по немецкому языку для младших школьников – Санкт-Петербург: КАРО, 2006
Шмакова Е.Ю. Немецкий язык. Прописи. М.: Дрофа, 2007
Юдина Е.И. Немецкий язык в детском саду. 100 уроков-сценариев и рабочая тетрадь - Санкт-Петербург: КАРО, 2007
Siegfried Büttner, Gabriele Kopp, Josef Alberti «Tamburin 1» Max Hueber Verlag. 2004
Интернет – ресурсы
http://www.deutsch.3nx.ru/viewtopic.php?p=3158http://deutsch-lernen-mit.narod.ru/kinder/http://www.tvzavr.ru/Uroki-tetushki-Sovy-Nemetskii-alfavit-dlya-deteihttp://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,80007/Itemid,118/http://englishschool12.ru/video/vip/9276/khobbi_i_obrazovanie/nemeckij_jazyk/uc him_cveta_na_nemeckomhttp://www.solnet.ee/games/g1.html#nemhttp://festival.1september.ru/articles/312548/