Программа внеурочной деятельности !Увлекательный немецкий


Филиал муниципального образовательного учреждения «Горловская средняя общеобразовательная школа» МО- Скопинский муниципальный район Рязанской области
«Клекотковская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Зам.дир. по ВР:
_______________
/ Потапкина И.Е. /
«Утверждаю»
Директор школы:
___________
/Орехова НТ/
Приказ № 69 от 01.09 .2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Увлекательный немецкий».
Базовый уровень.
Ермакова Зинаида Александровна
1 квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 9 от «31 » августа 2014г.
2014-2015 уч.годПояснительная записка
1.Введение.
     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС ООО и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
    Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Дети знакомятся со сказочными героями немецких сказок, с авторами сказок. Занятия носят творческий характер, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывают широкие возможности для индивидуальной работы обучаемого.
2. Актуальность и особенность программы
Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Он утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе . Внеурочная деятельность курса «Увлекательный немецкий» своим содержанием предназначена привлечь внимание учащихся пятого и шестого классов филиала МОУ «Горловская СОШ» «Клекотковская ООШ», создать мотивацию в изучении немецкого языка . Данный курс направлен на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету. Наряду с основной задачей расширения языковых знаний по немецкому языку, курс этот предусматривает формирование устойчивого интереса к данному предмету на начальном этапе его изучения. Следует отметить, что учение с увлечением значительно повышает учебную мотивацию, следовательно, и результативность обучения. Материал данного курса состоит из набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности учащихся, театрализованных представлений, различных кроссвордов, игр, конкурсов, загадок, стишков, песенок, рифмовок и так далее… Все перечисленные задания составлены на базе учебников И.Л. Бим «Немецкий язык 5-6 класс», дополнительных источников с учётом возрастных особенностей учащихся. 3.Основные формы организации учебных занятий:
творческие задания, проектная деятельность, творческая мастерская, практическая работа. Программа организации внеурочной деятельности школьников «Увлекательный немецкий» включает в себя занятия по направлению «проектная деятельность», предназначенные для работы с детьми 5-6 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по немецкому языку, расширяя и обогащая её. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса. Проекты рассчитаны на учеников разного уровня подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность. Реализация творческого потенциала пятиклассников находит своё воплощение в проектах на иностранном языке.
4.Тип программы: Экспериментальный
Возраст учащихся: 11 – 13 лет. По содержательной и тематической направленности программа является языковой, по функциональному предназначению —досуговой, учебно-познавательной, по форме организации —кружковой, по времени реализации —двухгодичной. Занятия проводятся один раз в неделю в каждом классе. Программа рассчитана на 34-35 учебных недель, на 68-70 часов.
5.Цели программы:
• Развитие основ:
— иноязычной коммуникативной компетенции на начальном уровне изучения языка;
— речевой компетенции — за счёт обеспечения вводного фонетического курса;
— языковой компетенции — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными дляучащихся 5 класса;
— социокультурной компетенции — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
• Формирование у детей представлений о важности изучения иностранного языка как средства интеграции в систему мировой и отечественной культур.
• Развитие творческих способностей детей, их стремления к познанию окружающего мира посредством немецкого языка.
6.Задачи программы:
— Вовлечь учащихся в процесс познания языка.
— Расширить страноведческие знания о стране изучаемого языка. Способствовать осознанию ими языка как инструмента познания мира и средства общения.
— Расширить языковые знания учащихся по предмету «Немецкий язык». Обучать детей основным видам речевой деятельности: слуховому восприятию речи, устной речи, чтению и письму в порядке их перечисления, формировать чувство языка (в пределах их возрастных особенностей).
- Развивать творческие способности учащихся. Дать представление о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов.
— Привить доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и интернационализма.
— Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
7. Содержание программы:
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям пятиклассников и включает следующее: Я. Моя визитная карточка. Рассказ о себе. Это моя семья. Рассказ о своей семье. Что я люблю делать. Рассказывать, чем тебе нравится заниматься, какие действия выполнять. Я и мой друг. Рассказ о друге, какой он, откуда, сколько ему лет, чем вы любите заниматься вместе. Зоопарк. Рассказ о животных в зоопарке: какие они, какого цвета. Любимое домашнее животное, рассказывать о своём питомце, спрашивать, есть ли у тебя питомец, кто он, какого цвета. Мой дом. Названия комнат, предметов мебели. Времена года. Характеристика природы в разные времена года. Называние месяцев, дней недели, характерных особенностей разных времён года. Любимые праздники немецких детей: Рождество, Новый год, Пасха. Страна изучаемого языка. Сказки братьев Гримм. Получение дополнительной информации страноведческого характера .7. Ожидаемые результаты:
Личностные результаты 5-6 классников, формируемые при изучении иностранного языка:
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
Метапредметные результаты:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, диском и т.д.).
Предметные результаты освоения 5-6тиклассниками программы по иностранному языку:
Аудирование:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, узнавая на слух знакомые языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых слов;
основное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность;
воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера;
Говорение:
Диалогическая речь
- участвовать в элементарном этикетном диалоге ( знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями по темам;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто?что?где?когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
-
Монологическая речь:
- уметь рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж;
- рассказывать о старом немецком городе, составлять перечень достопримечательностей немецкого города, представлять мини рекламный проспект;
- составлять небольшие описания по образцу и с применением опор;
Чтение:
- читать вслух текст, построенный на знакомом (изученном) материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем, сносками, комментарием, языковой догадкой с опорой на словообразовательные элементы; -читать с полным пониманием,
- читать по ролям;
Письмо:
- владеть техникой письма;
- списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него слова;
- письменно фиксировать элементарные сообщения (о городе);
- использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности при письменном общении с «носителями» языка в доступных школьникам этого возраста пределах;
- подписывать приглашение на праздник, поздравительную открытку;
Социокультурная осведомлённость:- знание названия стран и городов изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (песен, стихов);
-знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка.Содержание кружка по немецкому языку развивает интересов к овладению иностранным языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком, знакомит учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, знаками с фольклором, народными танцами и пением. Создание нестандартной обстановки для изучения иностранного языка (праздничная программа, чаепитие, игра) делает освоение языка более успешным, способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности.
8. Проекты и творческие работы.
Книга о себе.
Пасха в Германии.
Поздравительная открытка к Рождеству и Новому году.
Коллаж «Времена года».
Заочное путешествие по Германии.
Поздравительная открытка к празднику пасхи, дню рождения, Рождеству.
Рисунки сказочных персонажей с кратким рассказом о них.
9. Учебно - методическое обеспечение.
Магнитофон/диски;Компьютер.
Картинки по темам;
Презентации:
Рождество в Германии.
Города Германии.
Праздники в Германии.
Рифмовки.
Пасха в Германии.
Зима в старом немецком городе.
Великие люди Германии (сказочники братья Гримм).
Лексические игры.
Фонетические карточки.
Диски к учебникам 5 и 6классов.
Учебник для 5 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л. М. Фомичёва
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях Москва ,«Просвещение», 2012
Учебник для 6 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях Москва, «Просвещение», 2013
Дидактический материал для младших школьников О.В. Камбурова
Волгоград «Учитель», 2007
Немецкий язык для детей В.К. Гречко
Санкт-Петербург, 1995
Подборка занимательных заданий по немецкому языку из разных источников.(Раздаточный материал)
Подборка текстов разного уровня сложности из дополнительных источников (Раздаточный материал)
Журналы ИЯШ.
Сайты Интернета
http://www.kidsweb.de/ - аппликации, различные поделки, тексты по временам года, праздники, алфавит и т.д.http://www.kikisweb.de/home.htm - игры, рецепты, поделки, поздравительные открытки, грамоты, стихи, сказки и т.д.
№ 5 класс
Дата Тема мероприятия Содержание работы
1 Организационное занятие.
Что такое проект. Сообщение о плане работы дополнительного объединения.
Знакомство с проектом и проектной деятельностью. Демонстрация проектных работ. «Книга о себе»
2 Моя визитная карточка Повторение сведений о себе, озвучивание номеров телефонов, мой минипроект- визитная карточка. Конкурс на лучшую визитку, выставка сделанных визитных карточек и оценка работ на немецком языке. (Повторение притяжательных местоимений, прилагательных для оценочного суждения, применение опор. )3-4 Весёлая фонетика. Повторение звуков, артикуляционные особенности немецких звуков. Подборка весёлых стихов о звуках, игры с буквами и словами, презентация «АВС»,мини диктанты со словами, различающимися долготой и краткостью звуков.
5 Звуковые сказки о буквах и звуках. Знакомство со звуковыми сказками, песенка на имена, весёлые стихи из подборки, игры с буквами, чтение мини текстов из учебника для 3-4 класса И.Л.Бим6-7 Наша школьная страна. Повторение названия школьных принадлежностей, характеристика их (цвет, размер, качество) игра «На выставке школьных товаров».
8-9 Времена года. Осень. Знакомство с лексикой для составления рассказа об осени. Лексические игры. Описание
картинок с осенней природой. Чтение текстов с полным пониманием из учебника 3 кл.
Чтение стихов на немецком языке. Работа над страницей проекта «Осень».
10-11 В гостях у немецких сказочников братьев Гримм. Рассказ о братьях Гримм. Выставка книг –сказок братьев Гримм. Чтение сказки о храбром портняжке. Выполнение заданий на выбор учащихся. Мы рисуем персонажей сказки. Выставка рисунков. Мини рассказы о нарисованных персонажах.
12-13 Занятия на каждый день Название дней недели. Чтение стихов о неделе. Чтение диалогов по ролям о любимых занятиях. Знакомство с новой лексикой. Ведение диалогов в парах, группах. Мой ежедневник. Заполнение «Книги о себе»
14-15 Зоопарк. Узнаём названия диких и домашних животных. Чтение текстов и сказок о животных. Игра «Поле чудес». Презентация «Зоопарк». «Tiere»- прослушивание и чтение стихотворений. Конкурс на лучшего переводчика.
16 Мой питомец лучше всех. Мини проект «Мой верный друг».
Защита проектов.
17-18 Рождество идёт по свету. Знакомство с нравами и обычаями немцев, любимыми зимними праздниками- Рождеством и Новым годом. Просмотр презентации о Рождестве. Проект- «Моя рождественская открытка». Рождественский венок детских песен и стихов. Рождественский кроссворд.
19-20 Времена года.ЗимаЗнакомство с новой лексикой по теме»Зима».Прослушивание песни “Winterlied,”беседа о зимних забавах детей, просмотр презентации о зиме. Составление картинного рассказа о зиме. Лексические и грамматические игры. Загадки о зиме. Я рисую зиму.
21-22 Моя семья. Родственники. Называние членов семьи по-немецки. Рассказ по картинке. Рассказ о своей семье. Заполнение Книги о себе.
22-23 Мой день рождения. Игра «Почта пришла- новые слова нам принесла».Подарки. Поздравления. Праздничный стол. Ролевая игра.
24-26 Инсценирование сказки
«Заяц и ёж» Чтение сказки-3 кл., выбор роли. Репетиция. Показ сказки для учеников 2-3 классов.
27-28 Школьные будни. Расписание уроков. Знакомство с названиями предметов. Составление расписания. Мой любимый урок. Игра в учителя. Рапорт дежурного. Кто отсутствует и почему.
29. Я и мой друг. Рассказ о друге. Возраст, место жительства, характеристика, любимые занятия. Портрет друга. Работа над проектом «Книга о себе»
30-34 Мой дом. Адрес. Характеристика моего дома. Стихотворение «Наш дом»- Чтение текста с полным пониманием. Кукольный дом- описание. Прослушивание песни
«Ich wohne hier”. Просмотр презентаций «Старый немецкий город.», «Города Германии»
Творческая мастерская «Проектирование нового дома-мечты». Коллаж или рисунок.
35 6 класс
дата Заключительное занятие. Выставка проектов.
Тема мероприятия Анкетирование учащихся. Мои пожелания.
Содержание работы
1 Организационное занятие Сообщение о плане работы дополнительного объединения.
2. Любимые рифмовки. Стихи . Песни. Повторение любимых песен, рифмовок, стихов на выбор учащихся. Чтение новых рифмовок. Просмотр презентаций.
3. Конкурс загадок Отгадывание и придумывание загадок-ребусов, рисование отгадок Загадки о временах года, животных, загадки – шутки
4-5 Чтение сказок на немецком языке по ролям.
Сказки на выбор и по интересам учащихся
6-7 Коллаж «Времена года» Работа над проектом. Мозговой штурм. Песня «ГОД»прослушивание, подпевание. Изготовление коллажа.
8-9 Наша школьная страна. Начало учебного года в разных странах. Школьные традиции. Кулёк со сладостями в Германии
Мой проект по теме.
10-13 Интеллектуальный марафон с использованием ЦОР
Подготовка и проведение интеллектуальной игры « Wer will eine 5 bekommen?»
14-15
16
17-19 Рождественский венок
Концерт для младших школьников.
Заочное путешествие по городам Германии Рождественские традиции в Австрии, Швейцарии, Германии
Рождественский сапог.
Выставка проектных работ в кабинете немецкого языка. Рождественский календарь.
Просмотр презентаций, составление маршрута путешествия. Германия зимой –сказочная страна. Проект-реклама.
20-24 Подготовка к сказочному карнавалу. Чтение сказки «Теремок» на немецком языке. Распределение ролей. Изготовление декораций. Репетиция сказки. Показ сказки
младшим школьникам.
25-27 Пёстрый календарь. Весна. Весенние месяцы. Погода весной. Весна в Германии. Карнавал. Изготовление масок для карнавала. Ведение беседы по теме.
28-29 Пасха в Германии.
Лекция учителя о пасхальных традициях немцев с просмотром презентации и пасхальных атрибутов. Детские песенки, рифмовки, стишки. Конкурс на лучшего чтеца. Проект «Пасхальное поздравление на открытке».
30-32 Любимые места отдыха немецких детей. Музыкальная немецкая разминка . путешествие по карте Германии. Чтение тематического текста страноведческого характера. Написание открытки с места отдыха. Немецкая традиция писать подобные открытки
33-34
35 В гостях у немецкой сказки.
Заключительное занятие. Выставка проектных работ.
Презентация «Великие немецкие писатели-сказочники». Чтение сказок для детей, выполнение заданий.
Подведение итогов работы.
. Анкетирование учеников.
.