Виды и формы разноуровневого обучения на уроках английского языка


Виды и формы разноуровневого обучения
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение. Такое обучение строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика. Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально.
Выделяют следующие виды работ при разноуровневом обучении иностранному языку:
· карточки;
· тесты;
· тексты;
· учебник;
· раздаточный материал;
· работа у доски;
· разные варианты однотипных заданий;
· задания разной степени сложности.
К примеру, при работе с учебником, детям группы В дается задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащиеся группы С ищут в учебнике ответы на заранее поставленные к тексту вопросы, дети группы, А делают обобщения и выводы.
Задания разной степени сложности можно использовать таким образом. Учитель предлагает всем задание одинаковой трудности и дифференцирует для каждой группы количество информации, указывающей как его выполнять: для группы, А — только цель, для группы В — некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для группы С — подробная инструкция выполнения задания.
Выделяют следующие формы разноуровневого обучения:
При чтении:
· деление текстов на 3 уровня сложности;
· дополнительное задание к тексту;
· составление вопросов к тексту;
· карточки-информаторы.
При аудировании:
· деление текстов на 3 уровня сложности;
· повторное прослушивание записи.
При говорении:
· деление текстов на 3 уровня сложности;
· краткий пересказ текста;
· обсуждение текста в парах;
· выразить свое отношение к прочитанному.
При письме:
· составление монолога;
· составление диалога;
· написание рассказа по картинке
· исправление ошибок;
· деление заданий на 3 уровня сложности.
При отборе иноязычного материала необходимо соблюдать следующие факторы: интересы учеников и выделение двух уровней — уровня предъявления и уровня спроса материала. Уровень спроса находится несколько ниже уровня предъявления, т.к. учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.
Для осуществления идей разноуровневого обучения можно вводить карточки с индивидуальными заданиями, разрабатывать дидактический раздаточный материал в соответствии со способностями учеников.
Известно, что ученики с высоким уровнем обучаемости обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью, умением постоянно поддерживать внимание на уроке. Исходя из этого, необходимо строить учебный процесс так, чтобы сильные ученики были постоянными помощниками учителя на уроке.
При организации дифференцированного обучения необходимо направить усилия на активизацию активности обучаемых на занятиях, на налаживание обратной связи, на повышение мотивации обучения.Выделяют следующие формы работ при разноуровневом обучении иностранному языку:
· самостоятельная работа;
· метод проектов;
· работа в парах;
· индивидуальная работа;
· работа в группах.
Итак, групповое взаимодействие на уроке иностранного языка — это:
реализация принципа активности в обучении, который был и остается основным в дидактике, т.к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью;
один из факторов развивающего обучения, центрированного на личности, цель которого формирование творческой личности, способной получать новые знания через сотрудничество с другими членами группы.
В целях достижения наибольшей речевой активности учащихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка.
Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль учителя вызовет негативную реакцию учащихся (Е.И. Пассов).
Говоря о приоритетах группового взаимодействия на уроке иностранного языка, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используются как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы, отсутствующие при индивидуальной работе: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, эффективное использование ресурсов каждого учащегося, взаимопомощь.
К важным преимуществам групповой работы на уроке иностранного языка можно отнести следующие:· в условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе: исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам — объяснят или помогут одноклассники), возрастает уверенность учащихся в собственных силах («Я тоже знаю и могу это сделать»);
· при работе в группах решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся, т. к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и взаимоконтроля, когда могут посоветоваться или обратиться за помощью к одноклассникам. Такое взаимодействие способствует повышению коммуникативной и познавательной мотивации, появлению желания учиться в целом;
· в центре обучения находится не учитель (он перестает быть единственным источником информации для обучаемых, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия), а учащийся (который является равноправным речевым партнером) — личностно-ориентированный подход;
· групповая работа позволяет вовлечь всех учащихся группы в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде), обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на уроках английского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока;
· групповое обучение способствует развитию когнитивных способностей, которые не присущи индивидуальному обучению, а именно: успешному решению проблемных задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, таких, как умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей роли. ;· данная форма работы учит самостоятельности — вся совместная деятельность распределяется среди группы учеников. Групповое общение развивает способность к кооперации и сотрудничеству, повышает креативность школьников, способствует развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки;
· рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует сплочению ученического коллектива;
· в ходе группового взаимодействия у учащихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);· упрощается процедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя; более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы одноклассников.