Урок Три способа задания между физическими величинами


Тема урока: «Три способа задания зависимости между физическими величинами."
Цели урока:- научить учащихся определять путь и время
при равномерном прямолинейном движении,
строить графики пути и времени;
- формировать восприятие единства
математических моделей и физических
процессов;
- мотивировать учащихся на творческий
подход к изучению предметов физики и
математики;
коррекц. цель: - повышение эффективности
осмысленности запоминания , реализация
принципа активного и самостоятельного
мышления учащихся, формирование
способностей к самообучению

Демонстрации и оборудование: движение радиоуправляемого и инерционного
автомобилей, презентация равномерного движения,
компьютер, мультимидийный проектор, раздаточный
материал.
Тип урока: комбинированный

Ход урока.
Ι. Оргмомент.

Предлагается достать средства коррекции , карандаш и линейку.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
Математика: 1. Что такое функция ?
2. Сформулируйте определение линейной функции. (у = кх +в)
3. Как построить график линейной функции?
4. Какие две переменные , связанные с функцией , вы знаете?
Каждому учащемуся раздаются графики линейной функции и они работают по ним.
Графики прилагаются.
А теперь перейдем к физике.
Физика: 1. Какое движение называют прямолинейным?
2. Приведите примеры прямолинейного движения?
3. Что понимают под скоростью?
4.Назовите единицы измерения скорости?
К доске вызываются двое учащихся: один записывает формулу для расчета пути, а другой – линейную функцию прямой пропорциональности.
На экране высвечиваются слайды с таблицами для устной работы по формулам, записанным на доске.( Слайд№1 и 2)
ΙΙΙ. Изложение нового материала
На экране высвечиваются зашифрованные слова:
ункцияф, кигфра, арментгу, виджение, сростько,мярев
Уч мат: Ребята, здесь зашифрованы ключевые слова ,если вы их отгадаете, то узнаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке . (слайд №3)

Уч.физ: Сегодня на уроке вы будете применять свои знания, полученные на уроках математики, для расчёта пути и времени ,а также построение графиков движения или как говорят в математике – графиков функции.
Просмотр видео « Прямолинейное равномерное движение в природе и технике».
Что просходит со скоростью при прямолинейном равномерном движении? – Она не меняется.
Обратите еще раз внимание на зависимость всех трёх величин в виде уравнений
S = Ʋ·t Ʋ=S/t t=S/Ʋ
Различные зависимости между величинами можно наглядно изобразить графически.
Рассмотрим таблицу ( слайд №4)
В таблице приведены физические величины, формулы для расчета этих величин, единицы их измерения и графики зависимости .
При равномерном прямолинейном движении скорость со временем не меняется, поэтому график зависимости – прямая, параллельная оси времени .
Учитель физики: Различные зависимости между величинами можно наглядно изобразить графически.
Рассмотрим таблицу ( слайд №6)
В таблице приведены физические величины, формулы для расчета этих величин, единицы их измерения и графики зависимости .
При равномерном прямолинейном движении скорость со временем не меняется, поэтому график зависимости – прямая, параллельная оси времени .
График зависимости пути от времени представляет собой прямую линию, выходящую из начала координат.
Каждому учащемуся раздаётся координатная плоскость и предлагается самостоятельно построить график зависимости S от t:(Приложение3)
S = 2t
( Слайд №7) Учителя, физик и математик, проверяют правильность построения графика и оказывают помощь в построении. Ученикам, которые быстро справились с заданием, предлагается построить график скорости.
Наступает время релаксационная паузы – звучит музыка под которую учащиеся отдыхают.
Учитель физики: Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны графики движения?
Определять положения тела в любой момент времени.
Учащимся предлагается работа с графиками – на экране поочерёдно высвечиваются графики зависимости пути от времени (слайд №8 и №9) ,учащиеся самостоятельно определяют – где будет находится тело через 4с и 2с?;чему равна скорость? Ученики , имеющие достаточный и высокий уровень достижений записывают уравнение движения для этих графиков. Учащиеся работают в тетрадях.
Учитель предлагает учащимся решить прикладную задачу , работая в группах. На экране высвечиваются слова: рулетка, секундомер, машинка.
( слайд №10)
-Ребята, какие физические величины вы можете измерить, а какую рассчитать?
( измерить путь и время, а рассчитать – скорость)
Учащиеся по группам определяют скорость движения радиоуправляемой и инерционной машинок. Результаты измерений и вычислений в виде задачи команды записывают на доске, а затем переносят в тетрадь. Учащиеся той команды, которая справилась с практическим заданием быстрее, получают по 4 балла.
Учитель физики : Подведём итог этого урока: Чему вы научились?
- строить графики движения опираясь на знания полученные на уроках математики при изучении линейной функции. Комментированное оценивание учащихся с учётом индивидуального участия в работе команды.
Домашнее задание(слайд11): §7,
Задания: 7.6; 7.8 решать


Примеры применения графиков: медицина, логистика( область деятельности человека), экономика, метеорология и др.