Доклад на Международной конференции ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ГОРНЫХ МАРИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Смелова В. Ф.
МБОУ «Малосундырская –Шиндыръяльская ООШ»
учитель английского языка

ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ГОРНЫХ МАРИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Нельзя только призывать к патриотизму,
его нужно воспитывать-воспитывать
любовь к родным местам, воспитывать
духовную оседлость.
Лихачев Д. С.
Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины.
Одним из приемов повышения мотивации является использование национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент воспитывает в первую очередь патриотическое чувство за свою Родину. Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач и учителей английского языка. Грамотное использование материала о культуре и истории своего народа воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой Родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Как показывает практика, использование национально-регионального компонента при обучении английскому языку повышает эффективность педагогического процесса. Особая роль здесь отводится межпредметным связям. На уроках английского языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, истории, географии, музыки. Из класса в класс необходимо учить детей извлекать и применять на уроках английского языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает учащимся как закреплять изученный краеведческий материал, так и применять его для изучения английского языка.
Работа с краеведческим материалом требует его тщательного подбора, чтобы добиться поставленной цели, а именно :
- приобщить учащихся к культурным ценностям Горномарийского края;
- формировать у учащихся чувства национального уважения к традициям и обычаям своей малой Родины;
- научить учащихся читать несложные тексты для извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории;
- научить учащихся создавать небольшие авторские тексты о своем крае.
Богата и уникальна культура и история горных мари. Свидетельством этому является ежегодный поток туристов со всех уголков России и зарубежья.
В учебной программе по английскому языку для каждого класса имеются темы, которые так или иначе требуют отражения национально-регионального компонента. Так очень уместен краеведческий материал на тему «Оur region centre Kozmodemyansk»( « Наш районный центр Козьмодемьянск») для 6-классников.
Учащиеся, на основе имеющихся знаний, обычно готовят диалоги между гидом и гостями Козьмодемьянска.
В 7 классе очень плодотворным для развития всех видов деятельности( говорение, аудирование, чтение, письмо) является раздел « Talking about countries and nationalities»(«О странах и национальностях»). По данному разделу разрабатываются темы : «Наш Горномарийский район» и «Моя малая Родина». Данная тематика позволяет учащимся всесторонне использовать свои знания для их выражения на английском языке.
У учащихся имеются большие возможности совершать экскурсии и походы в целом по нашему району и по Республике Марий Эл. Особо хотелось бы отметить, что туристическая и краеведческая работа с посещением всех значимых исторических и культурных мест в районе поставлена на высокий уровень, особенно для учащихся. Все эти познания мы тоже стараемся использовать на своих уроках английского языка.
А по разделу «What do the British like to eat?” ( «Что любят есть британцы?») очень кстати включение темы « Блюда горных мари». Здесь учащиеся готовят небольшие сообщения по данной теме. Наиболее упоминаемыми блюдами среди учащихся являются : кравец( мясной пирог), вареники, творожные и картофельные ватрушки, омлет, сырники, домашнее пиво. Может быть, что сами названия указанных блюд мало о чем говорят, но дело в том, что все эти национальные блюда готовились раньше в печи, имели восхитительный вкус и каждая хозяйка имела свой рецепт. И ни один национальный праздник не обходился без этих угощений.
Раздел «Do you like holidays?” («Любишь ли ты праздники ?») дает возможность учащимся поделиться друг с другом об их участии в праздновании любимых праздников : «Пеледыш айо»(Праздник цветов»), «У и» ( Новый год), «Шартял» (Рождество), « Когечы»( Пасха) и других. Особенно дети охотно обсуждают праздник «Когечы». Этот главный христианский праздник хотя и является всенародным, но на своей малой Родине- в Шиндыръялах он имеет национальный колорит.
Главной достопримечательностью Шиндыръял является гора Аламнер, имеющая богатую историю и прекрасный вид. Так вот, в день Великой Пасхи и стар, и млад с крашеными куриными яйцами и национальными угощениями устремляются на Аламнер. Местными активистами там проводятся различные спортивные состязания, конкурсы и игры. Все смакуют общее блюдо- уху из большого котла. Завершается праздник горномарийскими песнями и танцами. Обсуждение этого праздника с местными особенностями происходит особо оживленно. Но учителю здесь заранее нужно подготовить необходимые лексические единицы на английском языке, так как словарный запас учащихся может быть недостаточным.
Практика работы школьного учителя показывает, что зачастую наши учащиеся хорошо знают, какие знаменитые и успешные люди живут в Великобритании, США и в других странах. И бывает обидно, когда они не могут назвать знаменитых людей, которые жили и живут рядом с ними. Поэтому всегда актуальным является краеведческая работа по разделу « Who is a Successful Person?” ( «Кто такой успешный человек ?»). Работа над данной темой требует от учащихся больше самостоятельности и умения оценивать личности. Свой собранный материал о том или ином успешном человеке учащиеся любят представлять через проектные работы.
А в более сильных классах следует создать проблемные ситуации, сравнение и анализ.
Через различные виды деятельности на уроках английского языка находят отражения и такие темы :
- Горномарийские пейзажи;
- Письмо Деду Морозу с национальным орнаментом;
- Выдающиеся люди горных мари;
- Достопримечательности нашего края;
- Моя родословная;
- Народный герой Акпарс;
- Средства массовой информации Горномарийского района;
- Культурная жизнь моего микрорайона и другие.
Что касается выбора языковых средств при использовании регионального компонента, то здесь следует обратить внимание не только на уровень обученности учащихся, но также и на особую группу языковых единиц с региональной страноведческой значимостью.
Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального компонента, на занятиях желательно иметь разного вида наглядность : фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты и т. д.
Одним словом, многое зависит от мастерства учителя английского языка, какими путями будут вноситься знания о регионе, чтобы не нарушить целостность урока.
Мы, учителя английского языка, должны всегда помнить, что познание культуры страны изучаемого языка является не самоцелью, а лишь поводом для более глубокого понимания и осмысления родной культуры.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15