Создание условий формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий ДПИ

Создание условий формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий ДПИ

Н.И.Картина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана « Центр детского творчества»
Аннотация: Создание здоровьесберегающей среды означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей: создаются условия для самовыражения, устанавливается благоприятный психологический фон, учитываются возрастные особенности детей, используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, инициируются разнообразные виды деятельности.
Ключевые слова: сохранение здоровья ребенка, оздоровительные силы природы, двигательная активность, чередование деятельности, психологический климат на занятии, личностно-ориентированное обучение.
Здоровье детей важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. Возможности дополнительного образования позволяют более глубоко решать задачу по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Достигается это путем реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, целью которых является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровьесбережению. Усилия педагогов ДОД сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
В творческом объединении «Мастерская природы» главной целью является развитие личности ребенка через творческую деятельность с помощью природного материла. Работа с природным материалом полезна и необходима детям младшего школьного возраста, так как прекрасно развивает фантазию, воображение, внимание, наблюдательность, познавательный интерес и мелкую моторику рук, а так же тесно связана с развитием «умных эмоций»: способностью сочувствовать, удивляться, сопереживать, уметь видеть красоту окружающего мира и заботиться о нём, а значит и с созидательной деятельностью.
Работа с природным материалом уже изначально несет в себе оздоровительные силы природы. Ведь человек как биологический вид формировался в природной среде, поэтому нам всем, а прежде всего детям необходимы ощущения, вызванные именно этим материалом. Еловая и сосновая шишка, камешки, ракушки могут служить отличным материалом для поделок и заодно развивать сенсорику ребенка.
На занятиях с детьми важную роль играет осуществление профилактических мер по сохранению физического и психического здоровья детей. Поддержание и укрепление здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Поэтому на занятиях и между ними используются «малые формы» двигательной активности (физкультминутки, динамические паузы). После 20-30 минут учебной деятельности работоспособность детей снижается, поэтому физкультминутка в виде гимнастики поможет детям восстановить силы. Это может быть гимнастика:
- для глаз (ловим бабочку, рисуем радугу, улыбку, яблоко);
- дыхательная (вдыхаем аромат цветов, надуваем шары);
-пальчиковая (педагог читает стихи и показывает упражнения, дети повторяют);
- двигательная (подвижная игра, упражнение разминка).
Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, компьютерным столом, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы обучающихся. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять воспитанникам настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
Чередование видов деятельности на занятии детей (теоретическая и практическая, самостоятельная, творческая деятельность, устный опрос) и преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, интерактивные методы) осуществляется через 7-10 мин, что снижает утомляемость ребенка. Подача материала сопровождается демонстрацией мультимедийных презентаций «Осенний лес», «Открытки в экологическом стиле», «Сюжеты из веток», выставкой-презентацией готовых работ, красочным материалом для работы. Практическая часть занятия сопровождается релаксационной музыкой «Времена года», «Звуки природы», «Шум водопада», народной музыкой. Часто выполнение творческого задания осуществляется в парах, в группах, что приводит к умению сотрудничествовать, договариваться между собой и как следствие к получению наилучшего результата совместной деятельности.
Последние 10 минут занятия педагогически малопродуктивны. Завершить занятие можно релаксацией в виде игровых упражнений. «Игра на музыкальных инструментах», «Дождик», «Танец».
Психологический фактор сохранения здоровья не менее важен для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии – необходимое условие успешной реализации намеченной цели. Психологический климат на занятии поддерживается через формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности (интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от успешности полученного результата). С помощью положительного эмоционального фона (шутки, улыбки, музыкальные паузы, поговорки, афоризмы) можно достичь меньшей утомляемости детей и как следствие большей продуктивности занятия.
Реализация программы «Мастерская природы» предусматривает применение, как традиционных педагогических технологий, так и педагогических технологий на основе личностно-ориентированного обучения (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, музейная педагогика, игровые технологии).
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Учащимся предлагается в форме игры (например "Чудесный мешочек" или "Волшебная шкатулка") опустить руку в мешочек и по ощущениям рассказать, какой предмет там находится: гладкий, холодный, тяжёлый – камень; шершавая, колючая, легкая - шишка и др.
Благотворно влияют на здоровье детей проведение занятий на открытом воздухе, экскурсии. На экскурсиях дети не только собирают природный материал для поделок, но и учатся видеть неповторимую красоту в каждом цветке, травинке, листочке, как бы обретают второе зрение. А, почувствовав себя частицей прекрасной и вечной природы, они по-новому, боле эмоционально «сердечно» начинают воспринимать ее. Проведение таких занятий даёт возможность детям двигаться в темпе соответствующем их темпераменту, настроению, физическому и психическому раскрепощению.
Результат развития учащихся мы наблюдем постоянно: дети становятся увереннее, у них развивается сенсомоторика, внимание, художественный вкус. Радость здорового образа жизни помогает в жизни, в учебе. Они бережнее относятся к окружающей среде, к себе и другим людям.
Здоровье – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.

Библиографический список
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. – М., Творческий центр,2002.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАНО», 2008.
Семенюк Е.А. Лечебные игры для детей.- Ростов н/Дону: Феникс, 2015.
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2010.

© Н.И.Картина, Н.В.Марьясова, Т.М.Романова 2016
15