Методические рекомендации «Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Основные ринципы здоровьесберегающих образовательных технологий: - принцип «Не навреди!»; - принцип сознательн ости и активности; - непрерывности здоровьесберегающего процесса; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности и индивидуализации; - принцип всестороннего и гармонического развития личности; - сис темного чередования нагрузок и отдыха; - возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса; - принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоро вье и здоровье окружающих людей. На уроках русского языка в 8 классе широко исп ользую тексты о здоровье человека, здоровом образ е жизни, спорт е , туризм е . В период проведения 22 Олимпийских игр в Сочи я проводила уроки русского языка на материалах о спорте, выдающихся спортсменах . У роки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребёнка позиции признания ценности здоровья, ч увства ответственности за сохранение своего здоровья. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесооб разно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы. Текстовый материал спос обствует пропаганд е здорового образа жизни. Такого содержания тексты можно использовать по - разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения можно разбир ать на синтаксических пятим инутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и записи по памят и (письмо по памяти). З адания можно использовать как при изучении какой - либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом у роке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работ а над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы. Для этих целей можно использовать и такой вид письменных упражнений, как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные, распределительные и др.). Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие зад ания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению г ибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10 - 11 классах блочно - модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья уча щихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно - тематическому планированию. В последнее время с использованием на уроке проектора, интерактивной доски, ПК во время уроков в компьютерном к лассе значительно возрастает нагрузка на зрение . Поэтому на уроках я стараюсь строго соблюдать нормативы использования мультимедиа оборудования. Таблица с указанием времени возможного использования мудьтимедиа для каждого возраста находится на классном ст енде. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2 - 3 раза), делать игровые паузы, зрител ьную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2 - 3 минуты). Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расс лабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть та з направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. 5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний. 6. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. Гимнастика для глаз Упражнения выполняются сидя . Дыхание свободное, без напряжения. 1. Пальминг. Сядь прямо. Прикрой глаза ладошками так, чтобы не было щёлочек, опусти веки, сосчитай до двадцати. 2. Письмо носом. Представь, что твой нос – ручка, которой можно написать. В воздухе напиши носом своё имя, имя соседа, название месяца, название любимого блюда и т.д. 3. Сквозь пальцы. Разомкни пальцы и прикрой ими глаза. Глядя сквозь них, делай плавные повороты головой направо – налево. 4 . Часики. Широко открытыми глазами водим по часовой стрелке. ( 3, 6, 9, 12)