Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА РОСТОВА-НА- ДОНУ











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОДТЕМЫ
«ФАНТАЗИЙНЫЕ УЗОРЫ»
ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА.ТВОРЧЕСТВО»
(1-й год обучения, 1-й уровень сложности)

Для педагогов дополнительного образования.



ВЫВЯЗЫВАНИЕ БАБОЧКИ







Автор: педагог дополнительного образования
Анашкина Надежда Алексеевна









2013 год.




Методическая разработка предлагается педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений прикладного творчества, учителей трудового обучения. В разработке раскрываются методика и практика процесса обучения детей художественному вязанию крючком первого года обучения по программе «Природа. Творчество». В данной разработке представлен вариант занятия «Вывязывание бабочки» первого уровня сложности по подтеме «Фантазийные узоры» раздела «Чудеса рукотворные». Текст сопровождается схемой, технологической картой, фотографиями, обзорная электронная презентация «Порхающие цветы-бабочки».
ТЕМА:
Вывязывание бабочки крючком.
ЦЕЛИ:
Закрепить полученные навыки вязания столбиков без накида, присоединительных столбиков, «жгутиков».
ЗАДАЧИ:
Демонстрация форм и методов организации и проведения занятий художественно-эстетической направленности.
МАТЕРИАЛЫ:
крючок № 3-3,5;
нитки шерсть.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ноутбук;
презентация;
выставка творческих работ обучающихся;
схема вязания бабочки;
образцы вязания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
Организационный этап:
Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию;
Обозначение темы, постановка целей и задач.
Подготовительный этап:
Рассказ педагога;
Демонстрация презентации;
Викторина.
3. Основной этап:
Обзор и обсуждение выставочных работ.
Техника безопасности при работе с крючком и ножницами.
Поэтапная демонстрация вязания бабочки с пояснением трудных
моментов.
Индивидуальная творческая работа.
4. Заключительный этап.
Подведение итогов:
Выставка работ.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Подготовительный этап.

Педагог: Сегодня мы с вами будем вязать бабочку.
Бабочки, пожалуй, одни из самых красивых живых существ на Земле.
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые.
Зато имена у них красивые, это часто имена греческих богов и героев легенд: Аполлон, Психея, Гектор, Икар. Так люди выразили своё восхищение яркой красотой бабочек. А чешуйки - это и есть самое главное в их наряде- та самая пыльца, которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек.
В то же время в коллекциях, собранных более ста лет назад, бабочки сверкают прежней свежестью красок. Крылья их стеклянно- прозрачные, покрыты густым слоем чешуек, расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга как черепица или серебристые деревянные «лемеха» старинных русских церквушек.
В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране занесены в Красную книгу. Немало им повредили весёлые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с марлевыми сачками в руках. Тот, кто серьёзно увлекается бабочками, может, конечно, собрать и правильно оформить коллекцию- нужное и полезное учебное пособие. Но нам с вами лучше просто любоваться бабочками ранней весной и летом и черпать в них вдохновение для нашего творчества. Пусть летают!
А сейчас предлагаем вашему вниманию презентацию «Порхающие цветы», которую приготовили девочки. ( Приложение № 1).
Демонстрация презентации.
Педагог: Спасибо, девочки, порадовали нас своей творческой работой.
Какая бабочка вам понравилась больше всего? Ответы детей.
Кто помнит, как долго живёт бабочка Лимонница 7 (10 месяцев).
В названии какой бабочки используется чин морского офицера? (Адмирал).
Какую бабочку больше всего не любят садоводы? (Капустница).
Какая бабочка может служить живым компасом? (Траурница).
Гусеницы какой бабочки дружат с муравьями? (Голубянка).
Какая бабочка обкрадывает пчёл? (Бражник мертвая голова).
Молодцы ребята вы внимательно смотрели и слушали нашу презентацию.
Основной этап.
Педагог: А сейчас мы с вами начнём вязать бабочек, которые будут радовать нас своей красотой не один сезон, а многие годы.
Обратите внимание на представленные готовые работы обучающихся. Эти бабочки выполнены в разных техниках вязания: круговое, прямыми и обратными рядами, филе, брюггские кружева, фриволите. Разнообразие цветового решения исполнения бабочки даёт нам возможность создать яркий красивый образ бабочки, который можно использовать для декорирования одежды, урашения интерьера, создания объёмных композиций и панно.
Обзор выставочных работ.
Педагог: Нашу красавицу мы будем выполнять в технике прямыми и обратными рядами. Сегодня мы закрепим полученные на предыдущих занятиях навыки вывязывания столбиков без накида, столбиков с накидом, «жгутиков». На примере вывязывания этой бабочки мы научимся применять соединительные столбики при соединении начала и конца ряда в круговом вязании и при переходе с одного ряда на другой, при выполнении мелких элементов или определённых участков вязаного полотна.
Педагог: Посмотрите внимательно на схему вязания бабочки. Давайте вспомним, какие обозначения использованы в этой схеме. Таблица 1. (Условные обозначения к схеме).
Ответы детей
0
воздушная петля

-
соединительный полустолбик

+
столбик без накида


столбик с одним накидом


столбик с 2 накидами


«жгутик» (3 недовязанных столбика с двумя накидами с общей вершиной)


Таблица 1.

Педагог: Какие правила необходимо соблюдать при вязании крючком?
Ответы детей
Во время работы локти не должны стоять на столе, чтобы не поранить крючком глаза.
Не размахивать крючком, чтобы не травмировать себя и товарищей.
Если нужно наклониться за упавшим клубком, работу с крючком надо сначала положить на стол.
Не держать ножницы лезвием вверх.
Не оставлять ножницы в открытом виде.
Передавать ножницы только закрытыми и кольцами вперёд.


Порядок работы:

По схеме вяжем первую половину бабочки:
Набираем 13в.п и в шестую петлю от крючка вяжем «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н; 2 в.п и 1ст 1/н в третью в.п от «жгутика»; 4в.п и смыкаем ряд.
В каждую в.п до «жгутика» вяжем по 1ст б/н; в поворотные 5в.п вяжем: 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда в каждую петлю вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.
Вяжем 4в.п и 1ст 1/н на четвёртом ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через один ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и на «жгутике» предыдущего ряда вяжем «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н; 4в.п и соединительный столбик в седьмой поворотный ст б/н предыдущего ряда; работу повернуть.
На поворотных четырёх в.п вяжем: 1ст б/н, 2ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда на каждой петле вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.
Вяжем 3в.п и 1ст 1/н на третьем ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через один ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через два ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н через два ст б/н предыдущего ряда; 5в.п и соединительный столбик в шестой поворотный ст б/н предыдущего ряда; работу повернуть.
На поворотных пяти в.п вяжем: 1ст б/н, 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда на каждой петле вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.
Для усика связать 11в.п; во вторую петлю от крючка связать 1ст б/н, а далее в каждую в.п- по одному соединительному столбику.

Педагог: Для уставших пальчиков давайте сделаем разминку:
Разминка
- Дружат вместе с нами девочки и мальчики (руки в замок),
- Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (соединяем
поочерёдно каждый палец от мизинца к большому),
- Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы вязать (соединяем
поочерёдно каждый палец от большого к мизинцу).

2. По схеме вяжем вторую половину бабочки:
2.1 Для вывязывания второй половины бабочки выполняем присоединительные столбики по внутреннему краю первой половины бабочки и выходим к её хвостику. Аналогично вывязываем по схеме вторую половину бабочки и второй усик. Нить отрезаем, закрепляем, кончики нитей заправляем.

Заключительный этап.
Педагог: Давайте посмотрим и обсудим результаты нашей сегодняшней работы

Фото 1, 2. Творческие работы детей.


Педагог: Связанная сегодня бабочка - это только начало изучения раздела «Фантазийные узоры». Когда вы освоите более сложные приёмы вязания, мы будем создавать этих красавиц в технике брюггские кружева (имитация коклюшечных кружев), филе, фриволите и продолжим знакомство с бабочками (фото 3, 4, 5, 6). Зканчивая наше занятие хочу пожелать вам новых творческих успехов!


Фото 3. Филейное вязание и брюггские кружева.


Фото 4. Прямые и обратные ряды.

Фото 5. Вязание прямыми и обратными рядами по кругу.


ЛИТЕРАТУРА:

Журнал «Вязание крючком» № 468

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К СОКРАЩЕНИЯМ В ТЕКСТЕ.
в.п.- воздушная петля;

соед.ст- соединителный столбик;

ст б/н- столбик без накида;

ст 1/н- столбик с 1 накидом;

ст 2/н- столбик с 2 накидами;

«жгутик»- 3 недовязанных столбика с 2 накидами с общей
вершиной.












15