РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 Информатика общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы. Уровень подготовки — базовый

Министерство образования Красноярского края
Лесосибирский филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Красноярский строительный техникум»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 Информатика
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы
по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик)
Уровень подготовки - базовый























Лесосибирск 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07 Информатика предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО при подготовке квалифицированных рабочих на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста, способного решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
При освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывает специфику осваиваемой профессии СПО и предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы внимание обучающихся акцентируется на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при подготовке рабочих.

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПО

Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО при подготовке рабочих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах место учебной дисциплины «Информатика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

4.КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающихся – 162 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся – 108 часов;
самостоятельная работа обучающихся – 54 часа.

5.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108

I семестр
34

в том числе:


практические занятия
24

II семестр
46

в том числе:


практические занятия
34

III семестр
28

в том числе:


практические занятия
22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54

в том числе:


- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите с использованием методических рекомендаций преподавателя;
- подготовка докладов, рефератов (компьютерной презентации) по темам:
- подготовка проектов по темам;
16


16

12
10

Промежуточная аттестация в форме экзамена



5.2 Тематический план учебной дисциплины

№ п/п
Наименование тем
Количество часов



обязательная аудиторная нагрузка
в том числе




теоретическое обучение
практические занятия


Введение
1
1


1
Информационная деятельность человека
8
2
6

2
Информация и информационные процессы
31
8
23

3
Средства ИКТ
20
4
16

4
Технологии создания и преобразования информационных объектов
24
7
17

5
Телекоммуникационные технологии
24
6
18

ИТОГО
108
28
8

5.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОУД.07 Информатика

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Методы обучения
Технологии обучения

1
2
3
4
5
6


1.
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Значение информатики при освоении профессий СПО.
1
2
метод отбора материала;
метод моделирования;
метод активного обучения
Информационно-коммуникативные;
Интерактивные;
Здоровьесберегающие

Тема 1.
Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
2





1.
Основные этапы развития информационного общества.
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
1
2
метод отбора материала;
метод моделирования;
метод активного обучения
создание проблемной ситуации;
поиск решения проблемы;
метод проектов;
Проблемно-поисковые
Информационно-коммуникативные
Интерактивные
Здоровьесберегающие


2.
Виды профессиональной информационной деятельности человека
Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
1
2





Практические занятия:
6





1.
Практическая работа №1 «Информационные ресурсы общества»
1





2.
Практическая работа №2 «Образовательные информационные ресурсы»
1





3.
Практическая работа №3 «Работа с программным обеспечением»
1





4.
Практическая работа №4 «Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление»
1





5.
Практическая работа №5 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты»
2





Самостоятельная работа:
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
- Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к их защите.
- Подготовка докладов, рефератов (компьютерной презентации) по темам:
«Умный дом».
- Подготовка проектов по темам: «Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки».
5




Тема 2.
Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
8





1.
Подходы к понятию и измерению информации.
Информационные объекты различных видов.
Универсальность дискретного представления информации.
1
2
метод отбора материала;
метод моделирования;
метод активного обучения
создание проблемной ситуации;
поиск решения проблемы;
Проблемно-поисковые
Информационно-коммуникативные
Интерактивные
Здоровьесберегающие


2.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации.
1
2




3.
Принципы обработки информации при помощи компьютера.
Арифметические и логические основы работы компьютера.
Элементная база компьютера.
1
2




4.
Алгоритмы и способы их описания.
Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование.
Переход от неформального описания к формальному.
1
2




5.
Компьютер как исполнитель команд.
Программный принцип работы компьютера
1
1




6.
Компьютерные модели различных процессов.
1
2




7.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.
1
2




8.
Архив информации.
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях.
Определение объемов различных носителей информации.
1
3




Практические занятия:
23





1.
Практическая работа №6 «Дискретное представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации»
2





2.
Практическая работа №7 «Представление информации в различных системах счисления»
2





3.
Практическая работа №8 «Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования»
2





4.
Практическая работа №9 «Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере»
2





5.
Практическая работа №10 «Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях»
2





6.
Практическая работа №11 «Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных»
2





7.
Практическая работа №12 «Разработка несложного алгоритма решения задачи»
2





8.
Практическая работа №13 «Среда программирования. Тестирование программы»
2





9.
Практическая работа №14 «Программная реализация несложного алгоритма»
2





10.
Практическая работа №15 «Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели»
2





11.
Практическая работа №16 «Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы»
1





12.
Практическая работа №17 «Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на внешние носители различных видов »
2





Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к их защите.
Подготовка докладов, рефератов (компьютерной презентации) по темам: «Компьютерное моделирование различных процессов», «Графическое представление процесса».
15




Тема 3.
Средства ИКТ
Содержание учебного материала
4





1.
Архитектура компьютеров.
Основные характеристики компьютеров.
Многообразие компьютеров.
1
2
метод отбора материала;
метод моделирования;
метод активного обучения
создание проблемной ситуации;
поиск решения проблемы;
метод проектов;
Проблемно-поисковые

Информационно-коммуникативные

Интерактивные

Здоровьесберегающие


2.
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Виды программного обеспечения компьютеров
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности
1
3




3.
Объединение компьютеров в локальную сеть.
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
1
3




4.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Защита информации, антивирусная защита.
1
3




Практические занятия:
16





1.
Практическая работа №18 «Операционная система»
2





2.
Практическая работа №19 «Графический интерфейс пользователя»
2





3.
Практическая работа №20 «Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру»
2





4.
Практическая работа №21 «Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании»
2





5.
Практическая работа №22 «Разграничение прав доступа в сети.
Подключение компьютера к сети»
2





6.
Практическая работа №23 «Защита информации, антивирусная защита»
2





7.
Практическая работа №24 «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту»
2





8.
Практическая работа №25 «Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности»
2





Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к их защите.
Подготовка докладов, рефератов (компьютерной презентации) по темам: «Мой рабочий стол на компьютере», «Защита информации».
Подготовка проектов по темам: «Профилактика ПК».
10




Тема 4.
Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Содержание учебного материала
7





1.
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
1
2
метод отбора материала;
метод моделирования;
метод активного обучения
создание проблемной ситуации;
поиск решения проблемы;
метод проектов;
Проблемно-поисковые

Информационно-коммуникативные

Интерактивные

Здоровьесберегающие


2.
Возможности настольных издательских систем.
-Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста
1
2




3.
Возможности динамических (электронных) таблиц.
Математическая обработка числовых данных.
1
2




4.
Представление об организации баз данных и системах управления ими.
1
1




5.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения
1
1




6.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
1
2




7.
Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.
1
1




Практические занятия
17





1.
Практическая работа №26 «Использование систем проверки орфографии и грамматики»
2





2.
Практическая работа №27 «Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов»
2





3.
Практическая работа №28 «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей»
2





4.
Практическая работа №29 «Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ»
2





5.
Практическая работа №30 «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций»
2





6.
Практическая работа №31 «Использование презентационного оборудования»
2





7.
Практическая работа №32 «Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного ПО»
3





8.
Практическая работа №33 «Компьютерное черчение»
2





Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите
Подготовка докладов, рефератов (компьютерной презентации) по темам: «Музыкальная открытка», «Плакат-схема».
Подготовка проектов по темам: «Ярмарка профессий», «Резюме: ищу работу».
12




Тема 5.
Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала
6





1.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
1
2

метод отбора материала;

метод моделирования;

метод активного обучения

создание проблемной ситуации;

поиск решения проблемы;
метод проектов;
Проблемно-поисковые

Информационно-коммуникативные

Интерактивные

Здоровьесберегающие


2.
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер
1
3




3.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
1
2




4.
Методы создания и сопровождения сайта
1
1




5.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат
1
1




6.
Управление процессами.
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Представление о робототехнических системах.
1
1




Практические занятия
18





1.
Практическая работа №34 «Браузер»
2





2.
Практическая работа №35 «Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой»
1





3.
Практическая работа №36 «Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах»
2





4.
Практическая работа №37 «Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема»
2





5.
Практическая работа №38 «Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги»
1





6.
Практическая работа №39 «Средства создания и сопровождения сайта»
5





7.
Практическая работа №40