классный час Узнай себя по произведению Железникова Чучело


 У З Н А Й    С Е Б Я
 
КЛАССНЫЙ  ЧАС  В  6  КЛАССЕ
 
АВТОР  ИДЕИ:  классный руководитель Фазуллина А.Д.
  
ЦЕЛЬ:
воспитание  духовной культуры, основ нравственности  учащихся через  чтение  художественной  литературы,
просмотра  экранизации  художественного произведения с последующим  обсуждением.
ЗАДАЧИ:
Развивать творческое восприятие художественной литературы.
Учить осознанному чтению и просмотру  экранизаций  произведений литературы.
Формировать понятие смысла жизни, добра и зла.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП:
Самостоятельное  чтение  повести В.К.Железникова  «Чучело».
Просмотр  художественного фильма «Чучело» ( реж. Р.Быков, 1983г.)Выпуск   стенгазеты  с  отзывами  на прочитанную  повесть
ОБОРУДОВАНИЕ  ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ  КЛАССНОГО  ЧАСА:
Различные  издания  повести  В.К.Железникова  «Чучело».
DVD-фильм  «Чучело»
«Вокруг тебя – Мир…: Книга  для ученика 6 класса/ К.Сухарев-Дериваз и др.– М.: Наука/Интерпериодика, 1999
ПЛАН – КОНСПЕКТ  КЛАССНОГО ЧАСА
ЭТАПЫ  ЗАНЯТИЯ ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАТРАТА  ВРЕМЕНИ
1. Организационный момент. Приветствие  участников и гостей  занятия. 1 мин.
2. Сообщение  темы, цели и задач  внеклассного  занятия.
 -  Наш  классный час  называется  «УЗНАЙ  СЕБЯ».
 Знаете ли вы  себя, можете быть  самокритичным, дать  честную и справедливую   оценку  своим поступкам?
Мы попробуем сегодня  узнать или не узнать  себя  в героях  фильма Ролана Быкова  «Чучело», снятого по  одноимённой повести  Владимира Константиновича  Железникова.
Для  обсуждения  книги  каждый из  вас  получил  индивидуальный вопрос, а  обсуждение  фильма  будет прямо сейчас. Но…  всему своё  время. 2 мин.
3. Работа с  эпиграфом.
Запись на доске:
И как  чужая голова
Жестокосердия слова
Учу, закусывая  губы.
Сегодня  изморозь висков,
Увы, ума не прибавляет.
И  каждый выдох,
Каждый вдох
Любви крупицу  отнимает.
                            В. Гоммерштадт   -  Понятен ли вам  смысл  этих стихов?
   - Что  означает  замечательная метафора «изморозь висков»?
  - Почему  эти малоизвестные  стихи   предложены  в качестве  эпиграфа к нашему   разговору? 3 мин.
4. Обсуждение  повести.
  - Итак, два   жестокосердных слова постоянно  звучат  на страницах повести   Железникова.
  - Что  это  за  слова?  ( Чучело и предатель )  - Как  вы  объясните  их появление и столь   частое  звучание?  (  Чучелом ребята   прозвали  в классе  новую  ученицу – Лену Бессольцеву,  они  же  объявят  её  и  предателем за то, что  она  выдала  их  учительнице ) Но и сама Лена  признает  себя предательницей по  отношению к  дедушке.
   - Почему? ( она   пошла на поводу  у одноклассников и  смеялась  над  дедушкой, не понимая  до конца, почему они  зовут его «заплаточником»
  - Ита,одно слово – прозвище. Прозвища частенько дают  в школе сами  же  ребята.
   Другое слово -  характеристика человеку.
  - Но что-то  их  объединяет? ( они все  обидные )
  - Скажите, а  в своей  жизни вы с прозвищами сталкивались? Какими  они  были, за  что  давались?
   -  Правы ли ребята, награждая сверстников прозвищами? ( ответ из  домашней        подготовки)
  - А когда  человека  называют  предателем?
  - Давайте послушаем, как суть  этих  социальных  явлений  объясняют  публицисты и поэты. 3 мин.
5. Сообщения  учащихся.
1-й ученик:
  Происхождение прозвищ  Если открыть Толковый словарь Даля, то в нём понятие «прозвище» толкуется так:  «Название, данное человеку по какой – нибудь характерной его черте, свойству».  Когда впервые появились прозвища? Точно ответить на этот вопрос невозможно.  Наверное, тогда, когда человек научился говорить. Так что прозвища – явление  древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались  как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им  и навести порчу,  второе  для общего пользования, которым человека не называли,  а  «прозывали» – отсюда и название явления – прозвища.  В современном мире причины появления прозвищ другие: стремление сократить  фамилию ( например, вместо Гусев – Гусь), отметить какие-то характерные для  человека свойства фигуры ( Толстый и Тонкий  даже у Чехова), внешности или  характера, по-дружески пошутить, а иногда и унизить, поиздеваться. Так что  прозвища – не всегда безобидное явление.
 -  Какие прозвища  звучат   в повести  Железникова?     ( Лохматый, Железная Кнопка,  Рыжий ) 2-й ученик:
Ты – предательства гордый носитель,В души наши втыкающий нож.А предательство – это родитель,Его детища – подлость и ложь.Кто с предательством под руку ходит,С добротой не пойдёт по пути,Он несчастным быть может не будет,Но и счастья ему не найти.Нет предательства хуже на свете,Чем предательство то, что внутри,А потом ночь не спишь, на рассветеПриговор хочешь сам привести.И с последней ухмылкой злораднойПредназначенной лишь зеркалам,Ты застрелишься в душной парадной –Приговор свой назначил ты сам.3 мин.
6.    Продолжение разговора о  повести.
  Тяжёлые стихи, но и обвинения   в  предательстве не менее  суровы.
 - Вспомните, кто в мировой литературе ( в Библии )  является  олицетворением        предательства? ( Иуда )   - Как  он закончил свои  дни? (повесился  на  осине)
   - А как Лена  Бессольцева  переживала  своё  предательство по отношению к   дедушке? (она ему во всём призналась, просила прощения)
 - Так почему же  Лена  Бессольцова  согласилась признать  себя  предательницей  и перед одноклассниками? ( она  брала на  себя  чужую вину)
  - Как вы относитесь  к Димке Сомову? ( ответ из  домашней подготовки)
     - Как  же одноклассники  отнеслись к предательству  Лены?  Прочитаем в  цитатнике из  фильма:
 « — Бессольцевой бойкот.  — А что это такое?  — Сейчас узнаешь. Никто, — слышите? — никто не должен с ней разговаривать.  Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы  объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль — бойкот предателю!»
Но  и  бойкота  ребятам показалось  мало.
 - Что ещё они придумали  в наказание Лене? ( сжечь на костре  чучело с платьем   Лены )
 Наверное, это один из  самых  тяжёлых эпизодов  в  фильме  Ролана Быкова.  Давайте его  посмотрим. 7 мин.
7. Просмотр  эпизода  кинофильма. 7мин.
 
8. Обсуждение  фильма.
 - Почему  этот эпизод считается одним из самых  тяжёлых в  фильме? ( Лена   полностью разочаровалась  в людях, она   почувствовала на себе  их  жестокость и  самое настоящее предательство: Димка Сомов  так и не  сознался в своей  виновности) 
9. Работа с дополнительной литературой.
Давайте прочитаем  вслух последние строки  повести.  Отрывок  этот  помещён в очень  необычной книге, изданной  Международным  и Российским  обществом  Красного  креста. Попробуем после чтения  объяснить  эту  особенность.
Ответим  на вопрос  из  этой книги:
- Почему  Ленка  не ответила  оскорблением  на  нанесённое  ей оскорбление?
( Зло порождает  зло, а Лена  Бессольцева  не способна  творить  зло)
 - Чему учит повесть «Чучело»? 5 мин.
10. Подведение  итогов  обсуждения.
 - Если бы в нашем классе сложилась подобная ситуация, как бы вы себя повели, а  ваши одноклассники? ( ответ из  домашней подготовки)
 К сожалению,  подобные  ситуации  очень часто  случаются  в жизни, и не все      способны  повести  себя так, как  Лена  Бессольцева.  Мы  страдаем  малодушием  и  трусостью, гордыней  и сребролюбием. 
 -  Наш  классный час  проходит  под  призывом -  узнай  себя!  Ведь в книге  и фильме   ваши ровесники.
 -  Так  узнали  ли  вы себя  в них  или  вы  другие,  лучше  или  хуже. 3 мин.
11. Блиц-анкетирование. ( запись на доске  для выбора  цифры  ответа )
1.Мы  такие  же «детки в  клетке».
2.Мы всё-таки  лучше, хотя…
3. Мы  ещё  хуже, потому  что…
Учащиеся на  маленьких  карточках  пишут  номер  одного, выбранного ими  варианта  ответа, не подписывая  своей  фамилии. Передают  карточки  классному  руководителю, который  их сортирует и объявляет  результат.  Каким  бы он не  оказался, он  заставит  продолжить  начатый разговор. 5мин.
12. Последнее  пожелание и совет ( для верующих  детей и не только… )
 3-й чтец:
Тропарь Иконе Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)
Умягчи наши злые сердца. Богородица,и напасти ненавидящих нас угаси,и всякую тесноту души нашей  разреши,Ибо на Твой  святой образ взираем,Твоим страданием и милосердием о нас умиляемсяи раны Твоя лобызаем,стрел же наших, Тябя  терзающих, ужасаемся.Не дай нам, Мати Благосердая,в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнуть, Ты ведь воистину злых сердец умягчение.
 4-й чтец:
                                         Александр  СумароковПРОТИВУ ЗЛОДЕЕВ
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы взносит печально.
Милосердие мне сотвори,
Правосудное небо, воззри
И все действа мои разбери!
Во всей жизни минуту я каждуУтесняюсь, гонимый, и стражду,
Многократно я алчу и жажду.
Иль на свет я рожден для того,
Чтоб гоним был, не знав для чего,
И не трогал мой стон никого?
Мной тоска день и ночь обладает;
Как змея, мое сердце съядает,
Томно сердце всечасно рыдает.
Иль не будет напастям конца?
Вопию ко престолу творца:
Умягчи, боже, злые сердца!