Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг» Урок по литературе 6 класс

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы
и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг»
Урок по литературе
6 класс
Учитель: Ярыгина Зоя Александровна
Цель: раскрыть мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг».
Задачи: 1) раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа; 2) повторить изобразительно-выразительные средства языка; 3) развивать умение находить эти средства в тексте произведения, определять их роль; 4) развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи; 5) воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовь к Родине.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, выставка детских рисунков, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы продолжаем с вами работать с рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг», и тема нашего сегодняшнего урока – «Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг» (слайд 1). На уроке нам предстоит раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа; повторить изобразительно-выразительные средства языка; развивать умение находить эти средства в тексте произведения, определять их роль; развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи (слайд 2 – цель и основные задачи урока).
Дома вы подготовили рисунки-иллюстрации к рассказу. Я просила вас найти в тексте средства художественной изобразительности, которые Тургенев использует при описании картин природы, выписать их. Всё это поможет нам ярче представить красоту природы в рассказе.
III. Работа по теме урока.
- Прежде всего давайте выясним, что такое пейзаж? (Пейзаж – это картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение).
- Как вы думаете, почему писатели, в частности Тургенев, используют в своих произведениях картины природы? Для чего нужен пейзаж? (слайд 3) (Пейзаж в литературном произведении существует не для красоты слога. Он помогает увидеть связь человека и природы. Пейзаж – это природа, увиденная глазами человека. Какой видит её человек? Как связана внутренняя, душевная жизнь человека с жизнью природы? Об этом заставляет задуматься пейзаж в произведении. Внимательное чтение каждого слова подскажет проницательному читателю многое, поможет понять замысел автора).
- А какие тропы помогают создать пейзаж? (Прежде всего эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
- Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Описываются утро, день, июль) (слайды 4, 5).
- Давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли текст. Выполним с вами творческое задание «Восстановите утренний пейзаж», где необходимо из данного ряда выбрать тургеневские эпитеты и метафоры (слайд 6) (ученики в рабочей тетради записывают правильный ответ).
Проверим, правильно ли мы выполнили задание (слайд 7).
- А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день могучее светило – С.60).
- Какие краски природы (эпитеты) используются в рассказе для описания июльского утра и дня? (румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто-серый, лазурный, бледно-лиловый, голубоватый).
Все ли цвета вы можете представить? Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светло-синий, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый).
- Ребята, а кто описывает картины природы в рассказе? (герой-охотник).
По тому, как он создаёт пейзаж, что мы можем сказать об этом человеке? Какой он? (чуткий, внимательный, наблюдательный).
Таким был и сам И.С. Тургенев.
- Какие ещё средства выразительности вы нашли в тексте при описании летнего утра и дня?
- Кто нашёл в рассказе, чем пахнет день в июле? (полынью, сжатой рожью, гречихой).
Ребята, мы можем сказать с вами, что эта первая часть рассказа создаёт живой образ русской летней природы.
- А как автор показал переход от света к мраку, ото дня к вечеру? Найдите эти строки, прочитайте их («К вечеру эти облака исчезают трогательной кротости» - С. 60) (слайд 8).
- Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (образ свечи).
Этот образ передаёт гармонию, согласованность перехода от одного начала к другому в природе, именно в природе.
- Какие средства выразительности вы нашли в этом отрывке?
- А теперь давайте представим себе приближение ночи. Можно ли сказать, что изменения в природе отражают настроение героя, что оно тоже меняется? (Да). Каким было его настроение днём и как оно меняется ночью? (Днём герой испытывает радость и спокойствие; как только он заблудился, в душе родились тревога и смятение, - наступают сумерки).
Прочитаем отрывок, описывающий наступление ночи («Между тем ночь приближалась и росла» - С. 61 – 62).
- Но вот герой выходит к костру. Здесь тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы (слайд 9).
- Уставший герой прилёг и стал смотреть кругом. Ему открылась «чудесная картина», давайте найдём её («Я прилёг под обглоданный кустик мрак боролся со светом» - с. 64).
Вот она борьба света и мрака в природе, как и в душе человека. А в душе русского человека издавна живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы (следы языческой культуры – многобожия, веры в разных богов, олицетворяющих силы природы).
- Про кого же говорят мальчики у костра? (про духов, нечистую силу).
На прошлом уроке мы подробно обсуждали с вами образы мальчиков, их разговоры, а сейчас просто перечислите, о каких конкретно духах говорили ребята (Илюша – о домовом, Костя – о русалке, говорят о лешем, о водяном).
- Что вы можете сказать об этих духах? (Домовой – слайд 10 – покровитель дома. Является в образе старика, чёрного человека, кошки , крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку, чаще помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребёнком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В новый дом въезжает верхом на кошке. Русалка – слайд 11 – дева вод. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоёма в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды. Она бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви. Леший – слайд 12 – дух леса, появляется в облике простого человека, реже – зелёного старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он весёлый, часто слышен его хохот. С женой и детьми живёт в дупле старого дерева. Водяной – слайд 13 – это дух рек, озёр. Показывается в облике человека с длинными зелёными волосами и бородой из тины. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы).
Мальчики рассказывают эти истории, потому что природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они и объясняют действием потусторонних сил.
- Ребята, но обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к Богу: «Гляньте-ка, ребятки на божьи звёздочки, - что пчёлки роятся». Кто произносит эти слова? (самый младший Ваня).
- Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (божественное начало, светлая сторона).
Не случайно в конце рассказа говорится о звуках колокола, которые долетели до слуха героя, - «чистые, ясные, словно обмытые утренней прохладой».
- А каким пейзажем завершается повествование? Найдём его и выразительно прочитаем («утро зачиналось весёлой дрожью» - С. 78).
- Ребята, посмотрите, как построен рассказ. Чем он начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца). Это построение называется кольцевой композицией. И очень важно, что завершает автор повествование утренним пейзажем, солнцем, светом!
- Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Тургеневым в этом описании (ответы учащихся).
Как вы думаете, почему в этом отрывке много олицетворений? (природа в рассказе, словно живое существо; ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день).
- А какие чувства испытывает герой, видя картину пробуждения и оживления природы? (у него светло и чисто на душе).
- Теперь давайте обратим внимание на выставку рисунков, которые вы видите на доске. Пожалуйста, расскажите о своих рисунках (несколько учащихся отвечают у доски).
IV. Итог урока, выставление оценок.
Итак, мы с вами увидели картину смены дня и ночи, борьбы света и мрака, которая существует как в природе, так и в мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего больше в душе человека, зависит от него самого. Но, конечно же, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.
- Что ещё нового и интересного мы узнали сегодня на уроке?
- Для чего же автору нужен пейзаж? Какие средства выразительности он использует?
- Как создаются картины природы в литературном произведении?
(Учитель высказывает своё мнение об уроке: кем доволен, кому нужно работать активнее, выставляет оценки за урок).
V. Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Человек и природа» (объём – примерно 1 страница) (слайд 14).

















13PAGE 15


13PAGE 14515




15