«Монотипия (кляксография) — страна чудес!» 6 КЛАСС

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ:

«Монотипия (кляксография) - страна чудес!»
6 КЛАСС








Бортник Анна Владимировна
учитель изобразительного искусства
2014 год
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности. Научить использовать различные способы рисования монотипии.
Цель развивающая: Развить творческую активность и творческие способности детей, образное представление, образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, эмоциональная разрядка.
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.
Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира Сформировать навык работы в технике монотипии.
Развить интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, самостоятельный, “монотипия” на стекле, на бумаге.
Приёмы преподавания: беседа, объяснение, постановка вопросов.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, выполнение самостоятельной работы.
Форма работы: индивидуальная.
Задание: выполнить монотипию.
Материалы: стекло формата А4 для каждого ребенка, листы формата А4, акварельные и гуашевые краски, простые карандаши, баночка для воды, кисти, фломастеры.
Зрительный ряд: примеры выполнения монотипии, как учителем, так и детьми.
Ход урока:
Организационный этап урока.

Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку, прочитайте и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного!
Представь, насколько жизнь была б бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.
Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией или кляксографией.
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Учитель. Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы?
Учащиеся. Ответы детей самые разные.
Учитель. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (Да)
3. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учитель. Давайте с вами вспомним основы цветоведения, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.
1. Дидактическая игра «Основные и составные цвета».
Выбери 3 основных цвета и 3 составных, полученных при смешивании основных цветов. Раздели и наклей их в колонки: основные и составные цвета.




















Дидактическая игра «Раздели цвета».








Задание 1. Из предложенных цветных прямоугольников найди ахроматические цвета и наклей в ячейки.


Задание 2. Назовите холодные и тёплые цвета.
Учитель: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!
Процесс воображения свойственен только человеку. (Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением). Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.
Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Учитель. Ребята! Какими материалами приходится рисовать Художнику?
Ученик: красками, карандашами, мелками, углем, фломастерами и т.д.
Учитель. Да и посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга (показ рисунков, выполненных различными художественными материалами). Чтобы нарисовать такие работы Художнику пришлось потрудиться не один день.
- А это кто появился среди картин? (показ рисунка Кляксы)
Ученики. Клякса!
Учитель. Действительно, Клякса. Ты что здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать? Ребята, Клякса сказала мне, что она нарисовала все эти замечательные картины.
Учитель. Ребята, вам понравились эти работы?
Ученики. Да.
Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс?
Ученики. Да.
Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ
Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно - один, типия - отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией.
Учитель: Итак. Какие же этапы выполнения техники МОНОТИПИЯ
1 этап: Берем оргстекло с закругленными краями, чтобы не порезаться или кафельную плитку. Наносим кляксы гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки. Используем разноцветные краски.
2 этап: Накрываем листом бумаги изображение на стекле или плитке. Прижимаем лист ладошками.
3 этап: Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Если нужно, то этот образ можно дорисовать тонкой кистью деталями. Вот как наши кляксы превратились в красивую картину.
Учитель (всё показывает сам): Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии: Монотипия на стекле и на бумаге.
Первый способ Делается это так: на поверхность (обычно стекло) наносится краска пятнами, линиями - как душе угодно или в зависимости от замысла, потом на эту поверхность прикладывается бумага. В результате на бумаге получается очень живописное нечто. Краски смешиваются сами, затекают, где-то остаются каплями. Это лучше один раз увидеть.
Берете стекло, в творческом порыве наносите нужную краску. Берем бумагу, слегка намачиваем губкой, чтоб бумага у нас стала влажной. Сверху стекла накладываете бумагу, надавливаем ее сверху руками. Плавно снимаете лист.
Исследуете полученную печать. Старайтесь увидеть образы.
Второй способ Для этого нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложи лист пополам. Чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна. Вторую половину смачиваем губкой. Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Теперь включайте фантазию!
Учитель: Способы работы над монотипией вам понравились?
Учащиеся: Да
5. Правила техники безопасности.
При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой. При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем. Сидим свободно, не сутулимся.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение на расслабление.
Учитель. Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети за учителем опускают голову, затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки). Вдруг закапал дождик, растения стали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). Сели.
7. Этап подведения итогов урока.
Учитель. Учитель вызывает тех, кто выполнил оттиски монотипии и просит их объяснить, на какую тему была работа, и достиг ли он цели, после этого как он получил оттиск. Каждый ребёнок даёт название своему рисунку.

8. Этап закрепления материала. Вопросы.
-С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?
(монотипией)
-Какие материалы мы использовали для этого?
(плитку, краски, бумагу)
-Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?
(своей непредсказуемостью)
Ребята!  Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».
Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники.
Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов.
9. Этап рефлексии. «Рожицы настроения»
Свое отношение к уроку выразите, оставив на парте одну из рожиц настроения.














15