Лиризм и художественное мастерство в обрисовке картин родной природы в произведении «Бирюк» Тургенева урок литературы 10 класс


тема Лиризм и художественное мастерство в обрисовке картин родной природы в произведении «Бирюк» Тургенева
27 января 10 класс Русская литература
цель расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева.
познакомить с произведением ,уметь описывать природу, продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение;
формулировать выводы;
воспитывать трепетное отношение  к родине;
Тип урока    урок изучения и  усвоения  новых знаний Организационный момент Деятельность учителя Деятельность ученика
 Ребята,  сегодня мы с вами будем продолжим изучать творчество  удивительного  писателя И.С.Тургенева. Целью нашего урока является рассказ «Бирюк» писателя,
произведение  из цикла «Записки охотника»
Откройте тетради и запишите число, тему урока Мы хорошо должны освоить тему урока и уметь делать выводы к уроку.
Чтение текста учащихся по рядам
Словарная работа. Они нам сегодня пригодятся.
Работа в группах. Класс разбивается на 4 группы.
 Ребята, прочитав еще один рассказ Ивана  Сергеевича  Тургенева,   вы  убедились, что  писатель является необыкновенным мастером изображения картин русской природы. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них родную русскую природу
-Вспомним с чего начинается рассказ «Бирюк»?
- С описания леса и  надвигающейся грозы.
- Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?
В тетради записываем конфликт, пейзаж, интерьер, портрет.
             Группам даются карточки с заданиями и вопросами.
Первая группа. Пейзажисты.
Задание: найти пейзажные зарисовки и прокомментировать их. Найти слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи.
-Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
-Какую роль играет образ-символ грозы?
-Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?
Вторая группа.  Интерьеры.Задание: подготовить пересказ описания избы Бирюка
-Какие слова  в описании являются ключевыми?
- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?
-Какую роль играет описание интерьера избы?
-Как это описание помогает понять характер героя?
Третья группа. Портретисты.Задание: найти описание внешности Бирюка, ответить на вопросы:-В чем особенности портрета Бирюка?
-Какие детали портрета вы считаете главными?
-Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?
-Как портрет помогает раскрыть характер героя?
-Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора и при помощи каких ярких художественных деталей Тургенев показывает внешний облик и состояние крестьянина?
Четвертая группа. Словарная  работа. Задание: нужно найти значение слов, встретившихся в  рассказе. Составить словарик.
 Полати, рогожка, кушак, дружки, взыскать, люлька, подле, покромка, понурить, ракиты, полати, верста, плетень и т. д. Слова учителя: Тургенев описывает поле и лес в различные времена года, в различное время суток. Его пейзаж подвижен  и изменчив. Писатель предстает здесь очень тонким наблюдателем различных запахов, оттенков, звуков леса, поля. Автором использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафора, олицетворения, которые одушевляют природу. Описание природы у Тургенева сопоставимо с человеческим миром.  Пейзажные зарисовки у писателя не только фон, на котором происходит действие, но и очень важное средство характеристики героев. Они помогают раскрывать переживания героев, настроение, чувства, выявить авторскую позицию.
В описании избы Бирюка зашифрована социальная характеристика героя, а портрет помогает выразить его индивидуальные черты. Домашняя работа: пересказать рассказ, уметь отвечать на вопросы.
крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но как они относятся к нему? (В отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они «боялись его как огня», ненавидели (пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», зверем, грозит местью), несмотря на то, что, по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела». В вину ему ставится и мастерство, и его честность: «и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами»). крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но как они относятся к нему? (В отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они «боялись его как огня», ненавидели (пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», зверем, грозит местью), несмотря на то, что, по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела». В вину ему ставится и мастерство, и его честность: «и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами»). (Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчёркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку. Глаголы изображают динамичность этого явления: (ветер) загудел, (деревья) забушевали, (капли) застучали, зашлёпали; (молния) сверкнула, (гроза) разразилась, (дождь) полил ручьями.)(Описание жилища позволяет лучше понять характер героя.  Изба лесника производит тягостное впечатление: все прилагательные подчёркивают бедность и неуют: «закоптелая, низкая и пустая» комната, «изорванный тулуп», даже лучина светила, «печально вспыхивая и погасая». Автор прямо высказывает чувства, вызываемые у него этим интерьером: «сердце во мне заныло», «не весело ночью войти в крестьянскую избу». Вся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна.)Первая группа. Пейзажисты.
Задание: найти пейзажные зарисовки и прокомментировать их. Найти слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи.
-Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
-Какую роль играет образ-символ грозы?
-Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?
Вторая группа.  Интерьеры.Задание: подготовить пересказ описания избы Бирюка
-Какие слова  в описании являются ключевыми?
- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?
-Какую роль играет описание интерьера избы?
-Как это описание помогает понять характер героя?
Третья группа. Портретисты.Задание: найти описание внешности Бирюка, ответить на вопросы:-В чем особенности портрета Бирюка?
-Какие детали портрета вы считаете главными?
-Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?
-Как портрет помогает раскрыть характер героя?
-Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора и при помощи каких ярких художественных деталей Тургенев показывает внешний облик и состояние крестьянина?
Четвертая группа. Словарная  работа. Задание: нужно найти значение слов, встретившихся в  рассказе. Составить словарик.
 Полати, рогожка, кушак, дружки, взыскать, люлька, подле, покромка, понурить, ракиты, полати, верста, плетень и т. д. 9 класс Русский язык января
Тема урока: изложение «Легенда казахского народа»
I.Цель урока:
-подготовить учащихся к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту.
II.Задачи урока:
-формировать основные навыки работы с текстом: нахождение ключевых слов, определение темы и микротемы , выявление средств связи в тексте;
-учить умению сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
- продолжить воспитание у учащихся человечности, доброжелательности, любви к родному слову.
III.Оборудование:
-план-конспект урока, учебник
IV.План – конспект урока.
1.Организационный момент урока.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!
2.Цели и задачи урока. Сегодня на уроке мы будем анализировать текст, вычленять микротемы и учиться способам и приёмам сжатия текста.
3.Актуализация знаний.
-Учитель.
-Что такое микротема?
-Ученик.
-Микротема – это тема части текста, его фрагмента. Вместе микротемы передают основное содержание текста.
4.Учитель.
По учебнику прочитаем текст на странице 170
Учитель.
- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над текстом.
5.Анализ текста.
Письменно приступаем к изложению текста
тема Ф. И. Тютчев Очерк жизни и творчества 10 класс
цель Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы. Марта
оборудование Портрет поэта, плакаты, маркеры, а-4 бумага.
Тип урока Урок изучения новых материалов
Организационный момент Деятельность учителя деятельность ученика
Ход урока Детство.
    Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
В сей день счастливый нежность сына,Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела,И луг поблёкнул и долина…
Ученики дополняют биографию поэта и производится работа на плакатах.
Сообщения подготовленных учащихся по биографии Ф.И.Тютчева.
Работа в группах на постерах( ученики самостоятельно готовят свои презентации)
Ученик: За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.
     С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.
26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.
Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:
Я встретил вас – и всё былоеВ отжившем сердце ожило Юность.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
Первая любовь.
Аня Баб.
Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.
      Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.
О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.
Ученик:
Я помню время золотое,Я помню сердцу милый край.День вечерел; мы были двое;Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)
   
Ученик:
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
      Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней
         «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.
Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром…(наиз. До конца)   
Ученик:
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.
 Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)
Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.
Ученик:
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.
Ученик
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.
В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».
Ученик
      Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.
 
Ученик:
       За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:
     Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Он к свету рвётся из ночной тениИ, свет обретши, ропщет и бунтует.
А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:
Ученик
Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:У ней особенная стать –В Россию можно только верить.
Ученик: Последние годы жизни.
С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.
Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.
После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:
Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, Томов премногих тяжелей
Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.
БЛИЦ-ОПРОС
Вопросы и задания:
Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
Назовите основные темы лирики Тютчева.
«История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?