Подпрограмма Мониторинг и система оценки качества образования












ШКОЛЬНАЯ ПОДПРОГРАММА


МОНИТОРИНГ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
 


Паспорт программы
Наименование программы
Комплексно-целевая программа «Повышение качества образования через создание школьной системы оценки качества образования»

Документальные основания для разработки Программы
Федеральный Закон «Об образовании»
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 163-р
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г №157-р

Разработчик программы
Зам.директора по УВР, члены школьных методических объединений МБОУ СОШ № 18

Основные исполнители программы
Участники образовательного процесса
МБОУ СОШ № 18

Сроки реализации
2013– 2016г.г.

Этапы реализации Программы
I этап – подготовительный (2013гг): Аналитико-диагностическая деятельность. Разработка, представление и утверждение Программы. Определение стратегии и тактики деятельности.
Задачи:
Диагностика текущей результативности учебного общеобразовательного процесса (по предметам и классам)
Переход на новую систему аттестации педагогов (по плану реализации региональной программы)
Переход на новую систему аттестации и аккредитации ОУ (по плану реализации региональной программы)
Участие в  семинарах по  управлению качеством образования  (руководители МО, педагоги)
Результаты реализации 1 этапа
Переход  на массовое использование объективной диагностики текущей и итоговой успеваемости по общеобразовательным предметам;
Проведение аттестации  педагогов и руководителей  по новым региональным нормативам.


      II этап – практический (2013 – 2015 гг.): Реализация Программы. В конце каждого учебного года – анализ результатов, корректировка дальнейших планов действий.
Задачи:
 Участие в городских и областных семинарах по  проблемам управления качеством образования (руководители школы, педагоги)
Внедрение научно-методического и программного обеспечения оценки результатов образования  (контрольно-измерительные материалы, нормативные и методические материалы)
Результаты реализации 2 этапа
Разработанный пакет контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования в школе, сформированный банк  заданий
Разработанные программы обработки результатов тестирования
Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы (50 %)
Определен круг ответственных и их обязанностей   по проблемам управления качеством образования


III этап – обобщающий (2015 – 2016 г): Организация мониторинга оценки и самооценки деятельности. Интерпретация данных 1 и 2 этапов Программы.
Задачи: Анализ состояния качества образования по всем показателям.

Конечная цель
Создание системы оценки качества образования, включая общественную экспертизу
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее муниципальному и региональному заказам.

Задачи
Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях;   
Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.
Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.
Создать информационный банк по теме «Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»

Исполнители основных мероприятий Программы
администрация, педагоги школы, учащиеся, родители, государственные и общественные организации района, Управляющий Совет школы

Объектами оценки качества образования являются
образовательная  деятельность учреждения, образовательные программы (качество разработки и результативность осуществления),  обучающиеся и педагогические работники школы, материально-технические ресурсы учреждения.

Перечень основных направлений программы
1. Создание условий для повышения качества образования в школе.


2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении.


3. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования.


4. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.

Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам.


2. Реализуется и обновляется программа развития школы, через создание системы оценки качества образования.


3. Обеспечивается систематизация проведения в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.


4. Осуществляется сбор, обработка, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализируются результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.


5. Обеспечивается предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни.


6. Реализуется информационная поддержка системы оценки качества образования в школе.


7. Формируется нормативная база документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении.


8. Принимаются управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы.

Критерии эффективности результатов
1. Результаты образовательной деятельности: повышение успеваемости, повышение качества.
2. Количество учащихся, у которых сформированы информационные, исследовательские, проектные и другие компетентности.
3. Количество учащихся, выполняющих задания на творческом уровне, участвующих в районных, региональных и федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.
4. Число выпускников школы, демонстрирующих сформированность социальной компетентности (социальная зрелость и успешность выпускников школы).
5. Количество педагогов, повысивших квалификацию в аспекте преподавания на компетентностном уровне и по новым стандартам.
6. Количество, качество и эффективность уроков и мероприятий, проводимых на компетентностном уровне.
7. Количество руководителей, обученных методам и механизмам оценивания качества образования на компетентностной основе.
8. Количество родителей, принявших сущность нового качества образования.
9. Количество родителей, участвующих в управлении и оценке качества образования.

Параметры отслеживания результатов внедрения Программы (уровень реализации оценивается по каждому критерию)
30 % - 50 % - допустимый уровень развития
51 % - 70 % - достаточный уровень развития
71 % - 100 % - оптимальный уровень развития


Прогнозируемые целевые показатели:
Учащиеся:
Успеваемость – 100 %
Качество образования – не менее 50 %
Количество учащихся, у которых сформированы ключевые компетентности –80 %
Количество учащихся, участвующих в школьных, районных, региональных и федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах с 20 до 40 %
Число выпускников школы, демонстрирующих сформированность социальной компетентности (социальная зрелость и успешность выпускников школы) – 90 – 100 %
Квалификация педагогов:
Курсы повышения квалификации – 100 %
Аттестация: высшая и первая квалификационные категории – 70 %
Квалификация руководителей:
Курсы повышения квалификации – 100 %
Аттестация – 100 %
Родители:
Количество родителей, принявших сущность нового качества образования – 50 %
Количество родителей, участвующих в управлении и оценке качества образования – 50%

II. Анализ исходного состояния проблемы
Основания для разработки программы
В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы.

Противоречие
Между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно отслеживать качество образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.

Проблемы
1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.


2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей.


3. Отсутствие позитивных изменений на протяжении нескольких лет в качественных показателях успеваемости обучающихся в образовательном учреждении.


4.Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в образовательном учреждении.


III. Аналитическое обоснование программы
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Концепция модернизации российского образования также определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики.
Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.
Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов. Оценивая деятельность школы, мы формально учитываем проценты учащихся, успевающих по всем предметам, качественную успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ, количество медалистов, победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов и т.д.. Анализируя в практической деятельности эти составляющие, мы не можем определить, насколько уровень образования в школе приближен к нормативам, мы можем определить только те звенья, которые необходимо совершенствовать. Позволяет ли такое формирование и функционирование образовательного мониторинга увидеть реальную картину качества образования в школе?
Изучение вопроса качества образования в школе привело к определенным выводам. Для определения качества образования в ОУ необходимы:
во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Разработанная программа «Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»:
направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам;
предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Теоретическими предпосылками разработки программы стали работы, связанные с проблематикой исследования:
качество образования и управления им (М.М. Поташник);
совершенствование управления образовательными системами (Т.Н. Шамова);
об особенностях функционирования и развития систем управления качеством образования (Ю.А. Конаржевский, В.П. Панасюк);
методологические основы информационно-методического обеспечения управления качеством образования (В.П. Панасюк, Г.В. Головичер);
технологии проектирования и применения региональных систем оценки качества образования (В.П. Панасюк, Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер);
модели мониторинговых исследований образовательного процесса (Г.П. Попова);
методические основы мониторинга качества образования в образовательном учреждении (И.М. Варнавина).
Анализ названных теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих значимость для данной разработки.
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные показатели, используемые в Региональной системе оценки качества образования, а также авторские методики
В соответствии с данной системой на уровне образовательного учреждения выбраны следующие базовые показатели:
уровень грамотности учащихся по базовым образовательным программам;
уровень грамотности учащихся по профильным направлениям;
уровень развития ключевых компетентностей;
уровень воспитанности учащихся;
количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
состояние здоровья и психического развития учащихся;
динамика правонарушений учащихся;
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:
организация и развитие образовательного процесса;
управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
уровень выполнения государственных программ;
уровень инновационных процессов в образовательном учреждении;
профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
участие учителей в профессиональных конкурсах;
уровень информатизации обучения и управления;
показатели владения учителями информационными технологиями;
состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).
4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
4.1. Понятия.
Качество образования, на наш взгляд, - интегральная характеристика системы образования, отражающая соответствие ресурсного обеспечения  образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Это сложное определение учитывает, что социальные запросы могут в какой-то момент опережать нормативную базу, что запросы личные (учащегося, родителя, учителя) всегда индивидуальны. Важно отметить, что результат образования – это не только обученность, но и степень воспитанности, социализации и многое другое. Однако такое понимание еще не стало достоянием всей педагогической общественности, а тем более родителей. Для многих качество определяется количеством оценок «4» и «5» в журналах и аттестатах. Но так можно оценить только уровень обученности. Перед нами стоит задача трансляции более широкого понимания качества образования. Решение этой задачи является ключевым моментом в развитии школьной системы оценки качества образования.
Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
Внутришкольная система оценки качества образования целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений.
Экспертиза всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Компетентность (1) это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Компетентность проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, так же как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Проявление компетентности оценивается на основе сформированной у выпускника ОУ совокупности умений (отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях.
Компетентность (2) – качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно   значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть сформирована как навык или умение: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.   Компетентность представлена в культуре в виде прецедентов, т.е.  реальных персонализированных образцов компетентного действия.
Ключевые компетентности –  компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности.
Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

4.2. Цель, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования в учреждении
Цель программы школьной системы оценки качества образования:
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональным заказам.
Задачи:
Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе.
Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях.
Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.
Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.
Создать информационный банк по теме «Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»
В основу системы оценки качества образования положены принципы:
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей с региональными, федеральными и международными аналогами;
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
доступности информации о состоянии качества образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
использования в управлении качеством методов, способствующих развитию мотивации путем включения педагогов образовательного учреждения в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии, показатели и индикаторы
5. МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ШСОКО.
5.1.Составляющие ШСОКО:
объекты управления качеством образования и его оценки;
предмет оценки;
уровни организации оценивания.
уровни оценки, критерии и показатели оценки;
технологии оценки;
Объекты оценки:
- учащиеся;
- педагоги;
- родители.
Предмет оценки:
- качество образовательных результатов;
- качество условий образовательного процесса;
- качество образовательного процесса.
Уровни организации оценивания
индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные  достижения  обучающихся, динамика показателей их здоровья, портфолио);
уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности, портфолио);
уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, повышения качества образования, сохранения и укрепления здоровья детей).

Уровни, критерии и показатели оценок.
Для оценки индивидуального уровня обучающегося вводятся следующие показатели образовательных достижений:
образовательные достижения по отдельным предметам;
динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам;
ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.);
удовлетворенность образованием;
степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.);
дальнейшее образование и карьера выпускника.
Такое понимание качества образования и его оценки исходит из изменения содержания и структуры стандартов общего образования. Речь идет о новом поколении стандартов, широко обсуждаемых сегодня как в педагогической среде, так и во всем обществе. 
Параметры ШСОКО на индивидуальном уровне обучающегося
Параметры
Показатели
Инструментарий
Ответственный

1. Образовательные достижения учащихся:
1.1. Уровень и качество обученности учащихся по базовым и профильным предметам
- Текущая успеваемость и качество предметных знаний и умений.
- Успеваемость и качество знаний и умений, рейтинг учащихся по результатам административных контролей
- Результаты промежуточной аттестации учащихся переводных классов.
- Текущая тематическая педагогическая диагностика уровня обученности по предмету (тесты, компьютерная диагностика, контрольные работы и т.д.)
- Компьютерная система административных тестов по предметам (входная, промежуточная, итоговая диагностика).
- Процедура промежуточной аттестации.
Учителя в соответствии с графиком диагностики и контроля,
зам. директора по УВР
 

1.2. Уровень овладения государственным стандартом по базовым и профильным предметам
- Результаты мониторинговых обследований.
- Результаты итоговой аттестации, в том числе ЕГЭ.
- Доля выпускников, сдающих ЕГЭ по профильным предметам, предметам по выбору.
- Результаты ЕГЭ по профильным предметам.
- Посещение факультативов, курсов по выбору и др.
- Анализ и систематизация полученной информации, принятие управленческих решений.
- Проверка посещаемости курсов вариативной части учебного плана.
- Результативность посещения курсов (накопительная оценка достижений – портфолио ученика)
Руководитель
ШМО,
администрация.
 
 
 
 
Кл. руководители,
зам. директора по УВР,
 
Учащиеся

1.3. Степень применения предметных знаний и умений на практике.
- Количество участников предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов.
- Количество ученических исследовательских работ, проектов.
- Количество победителей и призеров предметных олимпиад.
- Количество призеров исследовательских конкурсов и проектов.
- Количественный и качественный анализ результатов творческой деятельности учащихся.
- Накопительная оценка достижений (портфолио ученика)
Учителя-предметники,
руководители
ШМО,
зам директора,
кл. руководители,
учащиеся

2. Уровень сфор-мированности ключевых компе-тентностей:
 
2.1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
- Уровень сформированности мыслительных операций: обобщения, сравнения, анализа, синтеза и т.д.
- Уровень владения исследовательскими методами (наблюдение, эксперимент, статистические методы, социологическая диагностика).
- Создание собственного продукта познавательной деятельности
- Психологическая диагностика ШТУР.
- Педагогическое наблюдение.
- Метод экспертной оценки.
- Анализ качества рефератов, исследовательских и проектных работ учащихся.

Психолог
 
  педагоги
 
независимые эксперты (преподаватели вузов студенты-выпускники школы)
 

2.2.Информационно- коммуникативная компетентность
- Умение осуществлять поиск информации в источниках разного типа, в том числе Интернет.
- Степень владения компьютерными технологиями при работе с информацией.
- Степень развития рефлексивных навыков, самостоятельности позиции в оценке различной информации.
- Способность учащихся к сотрудничеству на всех этапах коллективной деятельности.
- Педагогическое наблюдение.
- Анкетирование учащихся.
- Анализ творческих работ, рефератов и т.д.
Психологическая диагностика (социометрия)
Педагоги
 
отв. за информатизацию
 
кл. руководители
 
психолог

2.3.Социальная компетентность
- Уровень сформирова-нности психологической устойчивости к негативным социальным явлениям.
- Умение осуществлять выбор решения на основе оценки альтернатив.
- Степень проявления личной инициативы учащихся.
- Установление позитивных социальных взаимоотношений с окружающими.
- Тестирование
- Наблюдение в специально созданных проблемных ситуациях.
- Метод независимых экспертов.
- Анкетирование учащихся, родителей.
 
Педагоги
зам. директора по УВР
независимые эксперты (препо-даватели вузов, студенты-выпуск-ники школы),
психолог.

3. Уровень воспитанности учащихся
- Общая оценка воспитанности учащихся.
- Уровень сформированности нравственных качеств личности.
- Доля детей, совершивших правонарушения.
 
- Наблюдение.
- Методика оценки воспитанности учащихся. (Файзу-лина Г.З.)
- Анкетирование учащихся, родителей.
- Карта воспитан-ности.
Психолог
Кл. руководители
зам. директора по ВР
учащиеся
соц. педагог

4.Сохранение здоровья учащихся
- Соблюдение норм СанПиН в образовательном процессе.
- Отсутствие отрицательной динамики физического здоровья.
- Отсутствие травматизма.
- Доля детей, охваченных горячим питанием.
- Доля учащихся, занятых в спортивных секциях в школе
- Степень психологической комфортности учащегося.
- Анализ данных по различным категориям заболеваний.
- Анализ результатов ежегодных медицинских осмотров.
- Анализ соответствия условий образовательного процесса нормам СанПиН.
- Еженедельный количественный и качественный анализ организации питания.
- Проверка посе-щаемости секций.
- Анкетирование.
Медицинский работник
кл. руководители
зам. директора
директор
Управляющий Совет.
 

 
Уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности, портфолио)
Ключевая проблема в достижении качества образования – кадровая, так как качество образования напрямую зависит от качества профессиональной деятельности учителя. За качество труда нужно платить, поэтому нужно уметь его измерять. Главная проблема оценки качества труда педагогов связана с преобладанием в педагогическом сообществе традиционного представления о качестве образования, тогда как изменения в обществе вызывают необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей образования в новом контексте.
Основой оценки деятельности педагога в школе должна стать ориентация на современные образовательные ценности, связанные с качеством индивидуально-ориентированного образования, компетентностным подходом. Решая проблему выбора критериев оценки труда педагога, соответствующих компетентностной парадигме образования, мы используем интегральный подход, поскольку понятие «образование» включает «образование» как результат (образованность), и «образование» как процесс, позволяющий получить необходимый результат.
Качество труда учителя оценивается:
с позиции результативности, выраженной в образовательных достижениях учащихся;
с позиции качества воспитательной деятельности;
с позиции качества условий образовательного процесса;
с позиции профессионального развития педагога.
В контексте нового качества образования нельзя недооценивать значение последнего аспекта. Новое содержание образования ориентировано не только на знания, но и на формирование компетентностей, готовности к самообразованию и переобучению на протяжении жизни. Важную роль при оценивании играет сформированность и развитие компетенций педагога, которые также являются показателями качества образования. Так, например, получение высшего балла по такому критерию как участие педагога в проектах, означает, что педагог обладает проектной компетентностью и активно её проявляет.
Трудность оценки труда педагога с позиции компетентностного подхода заключается в том, что компетентности невозможно так жестко и однозначно предъявить, как отметки по предметам или баллы. Поскольку оценка ЗУНов не может дать объективного представления о качестве образования, понимаемого как развитие успешной личности, остается оценивать его по опосредованным характеристикам, к которым относятся образовательные условия, способствующие развитию личности, реальная активность педагога.
Так, например, достижения учащихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах важны для нас как свидетельство высокого уровня сформированности компетентности в самостоятельной познавательной деятельности, внеучебная активность учащихся является основой подготовки ребенка к самостоятельному принятию решений в условиях неопределенности. Качество образования учащихся зависит и от эффективности урока, его направленности на формирование ключевых компетентностей. Сформированность ключевых компетенций учащегося подтверждает реализацию компетентностного подхода в деятельности учителя.

 
Параметры ШСОКО на уровне педагогического работника
Параметры
 
Критерии
 
Оценочный инструментарий
Баллы
Подтверждающие документы


1. Успешность учащихся


1. Результаты внешней экспертизы
 
Средний балл результатов ЕГЭ по математике в 11кл.
Федеральные КИМы
Высокий уровень (выше показателя по району)
– 5 б
 
Средний уровень (на уровне района) – 3 б
Результаты аттестации выпускников – внешняя экспертиза (ЕГЭ, федеральные и региональные
КИМы)



Средний балл результатов ЕГЭ по русскому языку в 11кл.






Средний балл результатов ЕГЭ по профильным предметам в 11кл.






Средний балл результатов ЕГЭ по непрофильным предметам в 11кл.






Средний балл результатов ОГЭ по математике
Федеральные и региональные КИМы





Средний балл результатов ОГЭ по русскому языку


 



Средний балл результатов ОГЭ по предметам по выбору в 9 кл.


 



Средний балл результатов по мониторинговым обследованиям
Региональные КИМы

 



Призовые места на олимпиадах муниципального уровня
Количество победителей и участников
 
 
победители
участники
Списки победителей, грамоты лауреатов, призеров
 
 





6 б
2 б




Призовые места на олимпиадах регионального уровня

8 б
3 б




Призовые места на олимпиадах федерального уровня

10 б
5 б









 


Призовые места на конкурсах и НПК районного уровня







Призовые места на конкурсах и НПК городского уровня

6 б
2 б




Призовые места на конкурсах и НПК регионального уровня

8 б
3 б



 
 
Призовые места на конкурсах и НПК федерального уровня

10 б
5 б



2. Результа ты внутреннего мониторинга
 
 
Результаты успеваемости входного административного контроля
Компетентност-но-ориентиро-ванные КИМы
 
 
 Справки зам директора
 



Результаты качества (на "4" и "5") входного административного контроля

 




Результаты успеваемости промежуточного административного контроля

 




Результаты качества (на "4" и "5") промежуточного административного контроля

 




Результаты успеваемости итогового административного контроля

 




Результаты качества (на "4" и "5") итогового административного контроля

 




Уровень развития читательской компетентности
 
 
 
Пакет заданий для определения уровня развития читательской компетентности
 
 




Динамика успеваемости
%
положительная динамика
+ 1% - 1 балл
Оценки в учебных журналах



Динамика качества





2. Качество воспитательной деятельности


1. Успешность учащихся во вне-урочной деятельности
Победы учащихся в конкурсах и соревнованиях
Призовые места
2 б
Грамоты, дипломы



Участие класса в школьной НПК
количество
более 50% - 2 б




Занятость учащихся в системе дополнительного образования
количество
100% занятость–2 б
Наличие  



Реализация социальных проектов
количество
Наличие – 2 б
 Наличие



Портфолио
 
Наличие и заполнение
100% - 1 б
 Наличие


2. Выполнение закона об образовании
Отсутствие неуспевающих
 
0 фактов
0 – 1 б
Отсутствие  



Ведение электронного дневника
заполнение

100% ведение



Отсутствие преступлений и правонарушений
0 фактов
1 б
Отсутствие правонарушений и преступлений



Отсутствие пропусков уроков учащимися без уважительной причины
0 фактов
1 б
Отсутствие правонарушений и преступлений



Отсутствие правонарушений, совершённых выпускниками в течение 3-х лет после окончания обучения
0 фактов
1 б
Отсутствие


3. Формирование компетентности здоровьесбережения
Сформированность навыков здорового образа жизни
Анкетирование учащихся
1 б
 



Организация горячего питания
%
100% питаются организованно – 1 б
Наличие  



Доля учащихся, занятых в спортивных секциях, соревнованиях
%
100% - 1 б
 Наличие



Просветительская работа
Анкетирование учащихся
1 б
 Эффективность


4. Формирование гражданской компетентности
Наличие реализуемых программ гражданского и патриотического воспитания
Самоанализ реализации программы, анкетирование учащихся
1 б
Наличие


3 Качество организации образовательного процесса


1. Качество учебного процесса
 
 
Реализация компетентностного подхода на уроке
Программа наблюдения за уроком с позиции компетентностного подхода
1 б
1 аттестованный урок с позиции компетентностного подхода


 
 
2. Создание условий для индивидуализации образования
 
Тематическое планирование
Анализ тематических планов с позиции ориентации на формирование ключевых и предметных компетентностей.
1 б
 Справки зам директора



Реализация индивидуальных программ (для одарённых учащихся и «группы риска» по результатам мониторинговых обследований)
Самоотчёт о результативности реализации индивидуальных программ
2 б
наличие



Организация дополнительных образовательных услуг, индивидуальных образовательных маршрутов
Количество учащихся, охваченных дополнительными образовательными услугами, анкетирование учащихся
 



 


наличие



Курсы по выбору
Количество, анкетирование учащихся
1 б

Наличие, соответствие запросам 



Предметные кружки
Количество
1 б
Наличие  



Внеурочные мероприятия
 
Количество, анкетирование учащихся
1 б
 Справки зам директора по ВР


3. Создание условий в кабинете для качественного образовательного процессса
% соответствия УМК федеральному стандарту
Сопоставление стандарта с оснащённостью кабинета
1 б
 Паспорт кабинета



Оснащённость учебного кабинета как центра по внедрению в образовательный процесс по предмету современных педагогических технологий и методов
Самоанализ
 


Наличие самоанализа



% соответствия кабинета СанПиН
Проверка СЭС, аттестационной комиссии
Соответствие – 4 б
В основном – 2 б 
Акт проверки кабинета 


4. Отсутствие нарушений в деятельности учителя
Отсутствие нарушений в ведении школьной документации (журналы, тематические планы, планы уроков, тетради, дневники)
Данные проверок
Постоянно – 4 б
В основном – 2 б
Аналитические справки заместителей директоров школы


4. Повышение профессиональной компетентности


 
Использование ИКТ на уроках
Программа наблюдения за уроком
2 б
 
Наличие разработок уроков с использованием ИКТ



Использование интердоски, мобильного класса, Интернет






Портфолио педагога, в т.ч. электронное
 
 
Проверка заполнения
2 б
100%




Анализ методического портфолио
1 б
Пополнение



Индивидуальная программа развития
 
Самоанализ
 
Наличие индивидуальной программы развития


 
Активность участия в создании информационных материалов в рамках проекта «Школьный информационный банк»
 
Методические материалы
 
1 б
Пополнение методических материалов



Участие в конкурсах профмастерства:
Призовые места,
участие
Победители
Участни
ки
 



Участие в конкурсах профмастерства школьного уровня
 
2 б
1 б
Грамоты, дипломы



Участие в конкурсах профмастерства муниципального уровня
 

2 б




Участие в конкурсах профмастерства регионального уровня
 
6 б
3 б




Участие в конкурсах профмастерства федерального уровня
 
8 б
4 б




Участие в проектах
Результат
5 б
Отчёт руководителя проектной группы
 



Участие в муниципальных / региональных проектах

5 б




Участие в федеральных проектах

5 б




Участие в семинарах и конференциях вне учреждения
Выступление на МО
 
2 б
 
Аналитическая справка



Участие в семинарах и конференциях, творческих группах, мастер-классах школьного уровня
Продукт
2 б
Программы мероприятий 



Результативное участие в семинарах и конференциях, творческих группах, мастер-классах муниципального уровня

5 б
 Грамоты, дипломы, сертификаты



Результативное участие в семинарах и конференциях, творческих группах, мастер-классах регионального уровня

5 б
Грамоты, дипломы, сертификаты 



Результативное участие в семинарах и конференциях, творческих группах, мастер-классах федерального уровня

5 б
 Грамоты, дипломы, сертификаты



Публикации
количество
5 б
Наличие



Наставничество
анализ выполнения программы адаптации
2 б
Положительная динамика адаптации 



Повышение квалификации
Трансляция новых знаний в школе, продукт, самоанализ реализации в образовательном процессе
Не менее 72 ч., раз в 5 лет, трансляция и реализация
Дипломы, сертификаты














 

 
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
 
Возможные риски
Способы преодоления

Непонимание педагогическим коллективом школы, родительской общественностью концепции нового качества образования приведет к формальному использованию ШСОКО без существенных перемен в оценке качества образования.
Планомерная и последовательная работа с педагогами, родителями над изменением традиционного сознания и формированием понимания сущности нового качества образования.
Повышение квалификации и переподготовка кадров по новым стандартам общего образования.

Традиционная «знаниевая» парадигма обучения школьников, преобладающая в ОУ, не может адекватно поддаваться оценке компетентностными измерителями.
Обучение руководящих и педагогических кадров ОУ методам и механизмам оценивания качества образования на компетентностной основе.

Большинство учителей не владеют компетентностным подходом и не могут преподавать и оценивать школьников на компетентностном уровне.
Переподготовка педагогических кадров в аспекте преподавания на компетентностном уровне.

Основные критерии традиционного оценивания - результаты итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА с участием ТЭК и т.д.) по- прежнему занимают лидирующие позиции в системе оценки качества образования и являются основным критерием для управления ОУ и в ОУ.
Изменение масштаба и ценности критериев оценивания качества образования и результатов деятельности ОУ на региональном и муниципальном уровне.

Недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса снижает качество предоставляемых образовательных услуг.
Обновление материально-технической базы школы.

Переход на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда при невысокой наполняемости классов исключает возможность мотивации педагогов сельской школы на решение обозначенных проблем.
Создание стимулирующего фонда за счет дополнительно выделенных средств.

 
 


 
 

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 18
_________________Н. А. Чурина
«_____»_____________2014 г

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
муниципального общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средней общеобразовательной школы № 18»
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования внутришкольной системы оценки качества образования школы (далее ШСОКО), ее организационную и функциональную структуру, устанавливает единые требования.
1.2. Практическое осуществление ШСОКО строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, школы, а также различными нормативами и положениями, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.3. Система оценки качества образования школы представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их школьных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатами системы оценки качества образования.
1.4. Основными пользователями результатов ШСОКО являются:
обучающиеся и их родители;
администрация школы;
Управляющий Совет школы;
общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.5. Диагностические и оценочные процедуры в рамках ШСОКО проводятся с привлечением экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.6. В Положении используются следующие термины:
«образование» - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающихся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);
«система образования» - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;
«качество образования» - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных условий обеспечения образовательного процесса и достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения;
«индивидуальные достижения обучающегося» - совокупность всех образовательных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовывать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах деятельности;
«компетентность» - выраженная способность применять свои знания и умения;
«компетенция» - способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действия, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности;
«оценка качества образования» – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
«внешняя оценка качества образования» - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями, семьей);
«внутренняя оценка качества» в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: обучающиеся, обучающие, ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое) и включает следующие компоненты: самооценка обучающихся и обучающих, внутренний мониторинг качества, самооценка Школы, оценка Школы со стороны районного органа управления образованием, оценка деятельности педагогических кадров;
«система оценки качества образования» - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности Школы с учетом запросов потребителей образовательных услуг;
«экспертиза» - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;
«измерение» - оценка уровня достижения образовательных результатов с помощью критериев и показателей достижения, контрольно-измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и соответствующих реализуемым образовательным программам;
«диагностика» – процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности, которая основана на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и других методов, позволяющих получить картину состояния чьих-либо знаний и умений; в более узком употреблении термин обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала;
«показатель» – величина, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного объекта оценки (аспекта функционирования) системы образования; показатель позволяет судить о состоянии системы образования, изменении этого состояния, его развитии;
«критерий» - признак, на основании которого, проводится оценка по выбранному показателю; критерии устанавливаются в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных правовых документов к объектам оценки по выбранным показателям;
«индикатор» - указатель (система указателей), позволяющий определять текущее состояние объекта оценки по конкретному показателю, осуществлять сравнительный анализ фактических данных с установленными нормативами.
2. Основная цель, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования МБОУ СОШ № 18
2.1. Цель ШСОКО: создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования; получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений.
2.2. Задачи системы оценки качества образования:
формирование единой системы потоков информации о качестве образования;
обеспечение открытости и доступности объективной информации о качестве образования всем категориям пользователей;
придание системе оценки качества образования государственно-общественного характера, реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации;
оценка состояния и эффективности деятельности учителя и руководящих работников;
оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования школы положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования)
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными и федеральными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.4. Основные функции:
нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании;
диагностика образовательных достижений обучающихся, экспертиза условий и результатов деятельности образовательного учреждении, результатов практической деятельности педагогических и руководящих работников;
обобщение, анализ и интерпретация достоверной информации о качестве образования;
обеспечение внешних пользователей аналитической информацией о развитии муниципальной системы образования, а также об образовательном учреждении; разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей информации;
информационное обеспечение управленческих решений по вопросам оценки условий (лицензирование) и результатов (государственная аккредитация) деятельности образовательного учреждения, аттестации педагогических и руководящих работников;
анализ эффективности используемых средств, форм и технологий оценки качества образования и их совершенствование;
участие в подготовке организаторов и экспертов в сфере оценки качества образования; проведение консультирования по вопросам оценки качества образования.
3. Организационная структура системы оценки качества образования
В структуре системы оценки качества образования школы выделяются следующие элементы:
администрация школы;
методический совет;
педагогический совет
управляющий совет;
учителя школы.
3.1. Функциональная характеристика структур системы оценки качества образования:
3.1.1. Администрация школы:
осуществляет политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленную на сохранение и развитие единого образовательного пространства, на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан России на получение образования;
обеспечивает государственную поддержку обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями на территории, обслуживаемой школой;
формирует стратегию развития системы образования школы;
координирует деятельность учителей;
разрабатывает и утверждает локальные документы в области образования;
анализирует состояние и тенденции развития системы образования школы, разрабатывает и представляет программы развития образования в районное управление образования, педагогическому коллективу, организует их выполнение;
взаимодействует с органами местного самоуправления в сфере образования, защиты прав и законных интересов детей;
осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
организует прохождение процедуры лицензирования на ведение образовательной деятельности школы;
организует проведение процедуры государственной аккредитации школы в установленном законодательством порядке;
организует и проводит в пределах своей компетенции аттестацию педагогических работников;
осуществляет в своей компетенции организационно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения федеральных государственных образовательных стандартов учителями;
устанавливает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки состояния индивидуальных достижений обучающихся;
принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
3.1.2. Методический Совет:
разрабатывает методики оценки качества образования;
проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
разрабатывает методику и организует проведение рейтинговой оценки работы Школы;
участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Школе;
организует систему мониторинга качества образования, анализирует результаты оценки качества образования;
организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Школы;
обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования ;
проводит подготовку работников образовательного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
содействует обновлению нормативно-правовой базы Школы, относящейся к обеспечению качества образования;
изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования.
проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формирует предложения по их совершенствованию;
обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения;
организует и проводит школьные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;
организует систему информационного и научно-методического обеспечения муниципального образовательного учреждения.
3.1.3. Педагогический совет:
разрабатывает и реализует программу развития Школы, включая развитие системы оценки качества образования Школы;
участвует в разработке методики оценки качества образования;
участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Школы;
обеспечивает проведение в Школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы Школы в составе муниципального образования;
организует систему мониторинга качества образования в Школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Школы;
содействует организации подготовки работников образовательного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в Школе;
изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования Школы;
проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся Школы и формируют предложения по их совершенствованию.
3.1.4. Управляющий совет:
содействует определению стратегических направлений развития образовательного учреждения;
содействует реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
содействует реализации принципа общественного участия в управлении муниципальным образовательным учреждением;
готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития школьной системы образования;
осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательного учреждения в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;
принимает участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования школы.
3.1.5. Учителя школы:
разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
участвуют в разработке методики оценки качества образования;
участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;
обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
обеспечивают предоставление информации о качестве образования на школьный, муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;
обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
содействуют организации подготовки работников образовательного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
4. Реализация системы оценки качества образования в школе.
Реализация ШСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:
Мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
Анализом творческих достижений учащихся;
Результатами внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников;
Результатами паспортизации учебных кабинетов школы;
Результатами  самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы;
Результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественных органов управления школы) и социологических исследований;
Системой внутришкольного контроля;
Системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службы, администрации и органов общественного управления школой;
Иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.
4. Объекты оценки:
образовательная деятельность учреждения;
образовательные программы (качество разработки и результативность осуществления);
учащиеся;
педагогические работники;
5. Предмет оценки:
качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения учащимися образовательных программ государственному стандарту);
качество условий образовательного процесса (качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательном учреждении, качество условий реализации образовательных программ).
Составляющие качества образования (критериальный анализ) 
1.         Доступность
Минимизированный отсев
Создание условий для обучения школьников с различными образовательными возможностями
Системная подготовка к непрерывному образованию по окончании школы.
2.         Выполнение государственного стандарта образования и санитарно-гигиенических требований к организации
Положительные результаты ЕГЭ, ГИА с участием ТЭК
Положительные итоги независимых «срезов»
Составление плана на основе БУПа
Выполнение учебных программ
         Наличие лицензии, подтверждающей соответствие санитарных, пожарных и иных форм требованиям
3.         Эффективная работа с учащимися, имеющими потребности в повышенном уровне образования (одаренные)
Результаты выступления учащихся на предметных олимпиадах и конкурсах
Наличие портфолио индивидуальных достижений
Наличие высоких достижение на ЕГЭ, ГИА с участием ТЭК
4.         Индивидуализация образования
Наличие системной диагностики наблюдения за развитием школьников
Наличие индивидуальных программ (траекторий обучения) для школьников
Возможность самоактуализации по внеурочной деятельности
5.         Использование современных технологий обучения
Использование вычислительной техники и современных технических средств в учебном процессе
Возможность для школьников работы в Интернете
Деятельность по внедрению и разработке образовательных технологий    
6.         Результативная воспитательная работа
Отсутствие правонарушений среди учащихся
Высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны школьников и родителей
Результативная деятельность по формированию патриотической, нравственной и др., характеристик личности
7.         Высокая квалификация педагогов
Большое число педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию
Большое число педагогов, имеющих звания, надбавки, гранты
8.         Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и учащихся)
Высокий уровень удовлетворенность школьным образованием со стороны родителей
Высокий уровень удовлетворенности образованием со стороны школьников
Отсутствие конфликтов или наличие механизма их цивилизованного решения
Отсутствие учебных перегрузок, сохранность здоровья детей.

ТЕСТ «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности»
1. За что вас ценят ваши друзья?
а) Преданный и верный друг;
б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
в) эрудированный, интересный собеседник.
2.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный;
б) трудолюбивый;
в)  отзывчивый.
3.  Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:
а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
б) я пытался это делать, но нерегулярно;
в) положительно, так как я давно это делаю.
4.  Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?
а) Нет достаточно времени;
б) нет подходящей литературы;
в)  не всегда хватает силы воли и настойчивости.
5.  Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
а) Невнимательный;
б) переоцениваю свои способности;
в) точно не знаю.
6.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) настойчивый;
б) усидчивый,
в) доброжелательный.
7.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный:
б) любознательный,
в) справедливый.
8.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) генератор идей;
б) критик;
в) организатор.
9.  На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а) сила воли;
б) память;
в) обязательность.
10.  Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
б) читаю художественную литературу;
в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.
11.  Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) Научная фантастика; б) религия; в) психология.
12.  Кем бы вы могли себя максимально реализовать?
а) Спортсменом;
б) ученым;
в) художником.
13.  Каким чаше всего считают или считали вас учителя?
а) Трудолюбивым;
б) сообразительным;
в) дисциплинированным.
14.  Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего?
а) Живи и наслаждайся жизнью;
б) жить, чтобы больше знать и уметь;
в) жизнь прожить - не поле перейти.
15.  Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) Человек здоровый, сильный духом;
б) человек, много знающий и умеющий;
в)  человек, независимый и уверенный в себе.
16.  Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?
а) Думаю, что да;
б) скорее всего, да;
в) как повезет.
17.  Какие фильмы вам больше всего нравятся?
а) Приключенческо-романтические;
б) комедийно-развлекательные;
в) философские.
18.  Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?
а) Путешествовал бы и посмотрел мир;
б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в любимое дело;
в)  купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие.
Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
 
Вопрос
Оценочные баллы ответов
Вопрос
Оценочные баллы ответов

1
2
3
4

1
а) 2
6)1
в)3
10
а) 2
6)3
в) 1

2
а)3
6)2
в)1
11
а)1
6)2
в)3

3
а)1
6)2
в)3
12
а) 1
6)3
в)2

4
а)3
6)2
в) 1
13
а)3
6)2
в) 1

5
а)2
6)3
в) 1
14
а) 1
6)3
в)2

6
а)3
6)2
в) 1
15
а) 1
6)3
в)2

7
а) 2
6)3
в) 1
16
а)3
6)2
в) 1

8
а)3
6)2
в) Г
17
а) 2
6)1
в)3

9
а) 2
6)3
в)1
18
а) 2
6)3
в)1

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию.
Суммарное число баллов:
18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54
Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:
1 - очень низкий уровень;
2-низкий;
3  - ниже среднего;
4  - чуть ниже среднего;
5  - средний уровень;
6  - чуть выше среднего;
7  - выше среднего;
8  - высокий уровень;
9  - очень высокий уровень;
10-наивысший.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2