Анализ реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Ю.Гра» (Юный гражданин) МБОУ РЦДОД «Спектр» за 2010-2013 учебный год.

Анализ реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Ю.Гра» (Юный гражданин) МБОУ РЦДОД «Спектр»
за 2010-2013 учебный год.

В МБОУ РЦДОД «Спектр» создано особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время ребёнка с учётом его интересов и потребностей. Деятельность педагогического состава Центра осуществлялась в соответствии с Программой развития «Проект реализации национальной инициативы «Наша новая школа» в условиях центра дополнительного образования детей», рассчитанной на 2010-2013 гг. и системой целей и задач подпрограммы «Ю.Гра» по следующим подпрограммам (проекты): «Юный правовед», «Юный краевед», «Семья», «Юный эколог» .
Цель подпрограммы: Обеспечение условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Задачи:
1. Создать социокультурную среду общения педагогов, воспитанников, родителей через включение обучающихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику.
2. Организовать мероприятия с воспитанниками, нацеленные на формирование гражданского самосознания, патриотизма, содействие правовому и экологическому образованию, воспитание уважения к здоровому образу жизни, повышение культуры.
3. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
Проект «Семь Я».
Задачи:
способствовать развитию взаимного уважения между членами семьи, сохранению семейных традиций;
повысить статус семьи;
организовать совместный досуг родителей и детей.
Ожидаемый результат:
- повышение статуса семьи;
- сохранение семейных традиций;
- соединение воспитательного потенциала семей учащихся и педагогов РЦДОД «Спектр».
Проект «Юный краевед»
Задача: воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях, культуре жителей Нижневартовского района, жизни знаменитых земляков.
Проектом предусматривается:
организация воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов знакомство с историей своей малой родины, своей семьи.
Ожидаемый результат:
Воспитание у учащихся сопричастности к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины;
Сформированность ответственного отношения учащихся к Родине, обществу, семье, школе.
Проект «Юный эколог»
Цель: формирование экологической культуры дошкольников и школьников в образовательных учреждениях Нижневартовского района.
Проект включает аспекты:
научный – обеспечивает развитие познавательного отношения к природе;
ценностный – формирует нравственное и эстетическое отношение к природе;
нормативный – ориентирован на систему норм и правил экологического характера;
деятельностный – формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера.
Ожидаемые результаты
- формирование экологической культуры подрастающего поколения;
- формирование навыков практической деятельности в области оценки состояния и охраны окружающей среды.
Проект «Юный правовед»
Цель: правовой грамотности обучающихся через практическую деятельность
Ожидаемые результаты:
- приобретение знаний и умений в области прав и обязанностей;
- включение обучающихся в активную деятельность по формированию правовых знаний и умений, социальной практики в гражданском обществе.
Реализация подпрограмм позволила увидеть положительную динамику результатов деятельности (приложение 1).
Педагогический состав Центра уделяет большое внимание воспитательной работе в процессе обучения. Традиционно воспитательная деятельность в Центре организуется одновременно на трёх уровнях:
- Первичный коллектив – детское творческое объединение. Воспитательные мероприятия являются обязательной составляющей всех образовательных программ учреждения; кроме этого, в течение года в объединениях Центра проведено 13 информационных часов разной тематики, в которых приняло участие 1141 обучающийся;
- Воспитательное пространство Центра: проведение культурно-массовых мероприятий на уровне Центра и поселения Излучинск;
- Воспитательная среда района: проведение и участие в районных мероприятиях. Традиционные мероприятия районного уровня: ученическая научно-практическая конференция «История школы в истории судеб», экологический слет «В гармонии с природой», районный конкурс детского творчества «Музыкальный трамплин» и новые традиции - районная познавательная викторина «Району посвящается» и районный конкурс кроссвордов по правилам дорожного движения.
Важным результатом реализации программы в том, что активизирована деятельность обучающихся старшего школьного возраста по организации совместных проектов с образовательными учреждениями поселения. Запросы и интересы обучающихся старшего возраста непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. В Центре созданы условия для самореализации личности подростков в любой социальной роли, поддерживаются и развиваются инициативы обучающихся. Расширено разнообразие видов деятельности для подростков и старшеклассников средствами технологии социальных и творческих проектов, где обучающиеся выступают в роли инициатора и организатора (праздник День Матери, Новогодний вечер, мастер-классы, экскурсии, дискотеки и т.п.). Кроме этого, у подростков особенно высока потребность в межличностном общении, наиболее ярко выражена мотивации к деятельности в социально значимых делах, которая выражается в социальной активности старшеклассников. Обучающиеся объединения «Волонтеры» и «Лидер» провели 12 акций, приняли участие в районном слете волонтеров, 19 обучающихся получили волонтерские книжки.
Отличной профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних стало вовлечение несовершеннолетних в культурно-досуговую деятельность по направлениям программы. Обучающиеся играли различные социальные роли: ведущий программы, волонтёр, участник мастер-класса, помощник педагога-организатора, вожатый. Большое внимание уделяется профилактической работе во взаимоотношениях внутри детских коллективов. По направлению «Профилактика отклонений поведения детей в социуме и их безопасности» проведено 15 мероприятий на уровне Центра, в том числе программа «Мы танцуем» и мастер-класс для обучающихся школы-интерната I-II вида п. Савкино.
Успешно прошло II личное первенство по армрестлингу среди допризывной и призывной молодежи 9 – 11 классов, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. По результатам соревнований не только выявлены сильнейшие спортсмены, но и выполнены нормативы юношеского и взрослого разрядов в силовых видах упражнений.
В рамках сотрудничества с градообразующим предприятием НВ ГРЭС в декабре проведен традиционный 4,5 и 6-й шахматный турнир поселка среди детей и взрослого населения. Сохраняется традиция проведения шахматных турниров, приуроченных дню Победы и в рамках месячника оборонной и спортивно-массовой работы. II личное первенство обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр» по шахматам, посвящённого Дню Победы проводилось в трех возрастных категориях.
Большой акцент программа «Ю.Гра» ставит на взаимодействие с семьями воспитанников, направленная на максимальное вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс. Составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции Центра, целях, задачах личностного развития воспитанников, деятельности на учебных занятиях. Просвещение родителей происходит путём проведения тематических родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий.
Системно проводилась работа с общественными организациями:
клуб молодых семей «Жемчужина». Активисты клуба молодых семей «Жемчужина» - активные участники и организаторы многих мероприятий и
Школа «М» для детей от рождения до трёх лет и их родителей.
В 2012-2013 учебном году открыт семейный шахматный клуб «Ладья».
Для совершенствования системы общественного управления в Центре на родительской конференции прошли перевыборы в состав Управляющего совета, введён заместитель председателя, что позволило более оперативно включать членов совета в решение различных вопросов управления.
Анализ результатов взаимодействия с родителями показывает, что основным потенциалом взаимодействия является возможность участия и организации концертных программ, подготовки детских проектов, участия в семейных походах и др.

Решая задачи обучения и воспитания и в ходе проведения массовых мероприятий РЦДОД «Спектр» активно  взаимодействует с различными социальными институтами: образовательными учреждениями поселения Излучинск и района,  учреждениями дополнительного образования детей, общественными организациями, средствами массовой  информации, библиотеками, учреждениями культуры, молодежным центром «Луч», Центром социального обслуживания населения «Радуга» предпринимателями, со школой-интернатом I-II вида п. Савкино идр..
В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТ в Центре систематически проводятся информационные часы, конкурсы и мероприятия от уровня объединения до уровня района. Более 200 ребят ежегодно принимают участие в районных конкурсах по ПДД.
С целью оценки уровня воспитанности проведена диагностика сформированности качеств личности обучающихся, в которой приняли участие 1253 человека. Результаты диагностики представлены в таблице 2,3.

Таблица 2.
Результаты диагностики сформированности качеств личности воспитанников МБОУ РЦДОД «Спектр» за три года (2010-2013).

Учебный год
уровень сформированности качеств личности


высокий
выше среднего
средний
ниже среднего

2010-2011
14,2%
34,3%
46,1%
5,4%

2011-2012
15,7%
37,9%
42,3%
4,1%

2012-2013
25%
45%
30%
-


Таблица 3.

Результаты оценки
уровня сформированности качеств личности (воспитанности) обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр»
за 2012-2013 учебный год

Цель: оценить уровень сформированности качеств личности обучающегося
Итого кол-во обуч-ся по степени выраженности качеств личности
Количество учащихся /степень выраженности
1253 учащихся


Качества личности


Уровни
Гражданст-венность
Патриотизм
Нравственность
Трудолюбие
Экологич. культура
Творческая активность
Активная жизн. позиция
Стремление к ЗОЖ
Средний балл


в
17%
21%
15%
32%
28%
24%
29%
35%
25%


в/с
46%
44%
48%
42%
48%
43%
42%
43%
45%


с
37%
55%
37%
26%
24%
33%
29%
22%
30%


н/с
-
-
-
-
-
-
-
-
-


Высокий уровень сформированности качеств личности повысился в 2012-2013 учебном году на 9,3% в сравнении с 2011-2012 учебным годом. Показатель «ниже среднего» снизился до 0. 
Показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является активное участие обучающихся в научно-исследовательской, концертной и выставочной деятельности на различных уровнях – от мини-выставки в детском объединении до всероссийских и международных фестивалей, конкурсов и соревнований, в которых имеют достаточно высокие результаты. Повышение результативности участия воспитанников Центра в районных, окружных,  всероссийских и международных мероприятий до 50%, что подтверждают итоговые таблицы 4.

Таблица 4
Сравнительная таблица
достижений обучающихся МБОУ РЦДОД «Спектр»
2010-2013 учебные года.

№ п\п
Уровень
мероприятий


Количество



участников
победителей
участников
победителей
участников
победителей



2010-2011
2011-2012
2012-2013

1
Муниципальный
120
43
143
69
309
92

2
Окружной
77
34
158
42
92
39

3
Всероссийский
10
7
31
19
81
55

4
Международный
5
2
15
3
78
19


Участие в районных, окружных, Всероссийских, Международных проектах позволяет детям обмениваться опытом, представлять свое учреждение, свой район.
По итогам мероприятий программы «Ю.Гра» в телевизионный эфир вышло ежегодно более 20 видеосюжетов, опубликовано более 30 статей в районной газете «Новости Приобья».

Анализ реализации программы «Ю.Гра»» в 2012-2013 учебный год показал, следующие результаты:
Улучшилось качество проводимых мероприятий, их содержание, совершенствовались формы и методы работы с воспитанниками, широко использовалось мультимедийное сопровождение, которое способствовало эффективности восприятия мероприятий.
Увеличилось количества активных участников-обучающихся, их родителей и зрителей в проводимых мероприятиях, в том числе детей старшего школьного возраста;
Повысилось качество  культурно – досуговой деятельности в объединениях и отделах Центра через широкое применение технических средств, аудио и видео технологий, использование материалов сети Интернет;
Положительная динамика показателей участия и победителей в конкурсах различного уровня, в том числе осуществляемых за счет спонсорских средств;
Привлечены в реализацию программы дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;