Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через социально-педагогическое партнерство

Вот они вечные истины эти:
Поздно заметилимимо прошли
Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
С.Давидович

Концепция моей воспитательной деятельности основывается на Конституции РФ, Законе «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Сегодня важно не столько дать каждому, вступающему во взрослую жизнь, большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Раскрывать таланты детей, помогать им развиваться духовно и нравственно мне удаётся через социально-педагогическое партнерство, круглогодичную систему метапредметных мероприятий-праздников, встреч с заслуженными односельчанами, деятелями культуры, родителями, представителями разных профессий.
Всегда была уверена (а с годами это убеждение росло), чем больше интересных людей и организаций участвует в образовании и воспитании детей, тем лучше результат. Поэтому давно сотрудничаю с музыкальной, художественной и спортивной школами, библиотеками села, Александровским музеем, редакцией газеты «Александровская жизнь», ГКС (КОУ) специальной (коррекционной) школой – интернатом №10 восьмого вида, СКФУ, Московской академией имени К. А. Тимирязева , советом ветеранов и другими социальными партнёрами. В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с различными субъектами социализации.
Считаю, что встречи с интересными людьми – отличная форма внеклассных занятий для успешной реализации новых образовательных стандартов.
На одной из таких встреч, затаив дыхание, слушали дети рассказ заслуженного работника культуры Российской Федерации, Почетного гражданина села Александровского, композитора и поэта Анатолия Васильевича Бордуна о его жизни и творчестве. Проникновенные, наполненные любовью к своей стране произведения никого не оставили равнодушными. Да и кого могут оставить равнодушными проникновенные, наполненные любовью к своей стране строки. Деятельность Анатолия Васильевича может служить примером для подражания. Труд таких людей обогащает российскую культуру, свидетельствует о любви к Родине и своему народу. Трудолюбивый человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит ее, сохраняет и оберегает - к такому выводу пришли ребята после встречи с Анатолием Васильевичем.
Нашим большим другом давно является Любовь Федоровна Шубная, которая делится с учащимися на встречах творческими находками, впечатлениями от поездок по стране, знакомства с другими писателями, поэтами, деятелями культуры, участвует в организации и проведении конкурса «Фантастика детям», помогает участвовать в нем ребятам. Сама личность Любовь Федоровны, ее поведение, деятельность служит образцом интеллигентности, гражданственности, активной жизненной позиции.
Сотрудничество с работниками музея дает свои результаты. Встречи с ветеранами войны, интересными людьми позволяет не только учиться у них активной жизненной позиции , но и увидеть их увлеченность любимым делом, любовь к родному краю, своей малой родине. Так посмотрев выставку «Любовь и птицы», подготовленную Любовь Васильевной Маловичко, ребята познакомились с ее автором - доктором орнитологических наук- и отметили простоту общения , доброжелательность и любовь к романтической, но, как оказалось, полной трудностей профессии орнитолога, любовь к природе, своему родному краю.
В работе с детьми стараюсь не упустить ни одной возможности общения с людьми разных социальных групп. На мероприятие «Дорога к Храму» был приглашен отец Антоний, который рассказал о нравственных основах православия, о том, что деятельность священника есть служение людям. Ребята задавали интересующие их вопросы, делились мнениями о состоянии нравственности в обществе и, просто грешно было бы, не использовать эту возможность для воспитания гражданской идентичности, сопричастности к духовному наследию российского общества. Никого не могла оставить равнодушными демонстрация самых красивых православных храмов России! Вывод, к которому пришли дети - Дорога к Храму у каждого человека своя и только от каждого из нас, от нашей нравственности зависит, какой она будет. На мой взгляд, именно на таких мероприятиях и происходит усвоение детьми и укоренение их в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, формируется духовная, и культурная преемственность поколений. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Выбор профессии - дело важное, но такое непростое! Встречи с интересными людьми отчасти решают и задачу профессиональной ориентации обучающихся. Писатель, композитор, священник, орнитолог, педагог, работник банка -главное профессионал. А ведь многие из родителей являются классными специалистами в своей области. Осталось убедить родителей, что встреча с ними важна для детей, объяснить цели и задачи этого мероприятия, продумать формы и методы, пути их достижения. Встреча с мастером парикмахерского искусства, родительницей Егоркиной Неллей Михайловной-мастером-универсалом была настоящим открытием для ребят, потому что превратить обычную стрижку в творчество под силу не каждому! Мероприятие оказалось необычным, потому что проходило с элементами мастер-класса. Ребята с интересом наблюдали за ловкими, артистичными движениями Нелли Михайловны, расспрашивали об особенностях парикмахерского дела, совершили экскурсию в прошлое- вспомнили историю возникновения этого ремесла, искали учебные заведения где можно получить такую профессию и узнали много новой информации о выдающихся представителях данной деятельности и фактах их биографий из викторины. Вывод: чтобы быть мастером-профессионалом, необходимы знания и умение учиться каждый день! А ведь такое же заключение сделали дети, встречаясь с работниками банка и пенсионного фонда! Одно дело, когда учитель говорит, что для общества информатизации и перемен нужен гражданин мобильный, обучаемый, способный добывать знания и многократно переучиваться в зависимости от запросов страны, готовый к самостоятельным действиям и принятию верных решений, и совсем другое услышать эту мысль из уст родителей одноклассника .
Сотрудничество с музыкальной школой помогает осознавать детям свои черты характера, интересы, цели, сделать коллектив дружнее, учит сопереживать и понимать музыку , других людей. Концерты, встречи проходят очень тепло и учат трудолюбию и усидчивости, учат выбирать как поступить в ситуации морального выбора и отвечать за свое решение.. Благодаря сотрудничеству с Детской музыкальной школой стало возможно присутствие ребят на концерте камерного ансамбля «Элегия» Ставропольской филармонии. Именно такие традиции формируют готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
Участие детей в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне еще одна уникальная возможность формирования любви к своей стране, уважения к прошлому , сопричастности к историческому наследию, мужественности и героизма народа своей страны. Активное участие в акциях, митингах, конференциях, факельном шествии, восхождении на Бештау, агитбригадах, Всероссийском Уроке Победы, изучение истории Отечества, ее героического прошлого во внеклассной работе выступают условиями развития патриотической позиции личности и способствуют воспитанию человека, формированию свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться .
Школьная конференция «Великая Отечественная война глазами современных школьников», Часы Мужества «Афганистан болит в моей душе», «Наши земляки-участники локальных конфликтов» и другие позволяет наполнить конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом», формировать гражданскую идентичность, ценность человеческой жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Традиции национальные, народные, семейные или сложившиеся в результате совместной деятельности помогают развивать личность и творческие способности учащихся, формировать коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Совместные родительские собрания с детьми, праздники, посвященные 8 марта, Дню матери помогают осознать безусловную ценность семьи и понимание, поддержание таких нравственных ее устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Ни для кого не секрет, что у современных детей ограниченное, неполноценное взаимодействие с другими людьми, родители в силу своей занятости уделяют недостаточно внимания развитию общения, что обуславливает необходимость формировать у ребят коммуникативные качества. Формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется, как формируется и понимание необходимости построения в современном мире инклюзивного общества. Работа в этом направлении началась не сегодня, когда об этом заговорили все, а много раньше, когда состоялась встреча с учителем технологии ГКС (КОУ) специальной (коррекционной) школой – интернатом №10 восьмого вида Толкуновой Татьяной Николаевной, которая познакомила с удивительными работами детей с ограниченными возможностями, а потом помогла ребятам попробовать свои силы в изготовлении различных предметов из полосок бумаги. Дети увидели какие вещи могут делать их сверстники с ограниченными возможностями! Сколько в них творчества, выдумки, фантазии, трудолюбия! Самый Большой урок в мире заставил еще раз задуматься о том, что рядом с нами живут люди, с особенностями которых мы должны считаться, уважать своих школьных товарищей независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей. Откровенный разговор о толерантности и ее значении в современной России был продолжен на другом мероприятии, которое дети предлагали назвать «Единство России»,«Урок мира», «Урок нравственности»,«Урок толерантности», «Урок Единства». Наша сила в единстве- звучало из уст многих ребят. Для инклюзивного общества людям нужна такая черта характера как толерантность. Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур- к такому выводу пришли ребята.
Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Люди – это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все новые формы и оттенки. Дети нередко чувствуют себя непонятыми, заброшенными и несчастными. Но если они овладевают навыками «красивого» общения, то они не останутся вне контактов с людьми, увидев, что они думают о них, что и на их долю может выпасть немало внимания, нежности и тепла».
Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть». А я бы добавила: «Научиться познавать мир, научиться делать добро, научиться жить вместе в инклюзивном обществе, научиться быть Человеком!»















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15