Программа подготовки вожатых для работы в летнем лагере дневного пребывания



«Утверждаю»
Директор МБУ «Школа №62»
__________Г. И. Приходько
Программа
подготовки вожатых
для работы в летнем лагере дневного пребывания
на базе МБУ «Школа №62»
«Вожатский отряд»
Составитель программы:
учитель начальных классов
МБУ «Школа №62» г.о. Тольятти
Люшакова Татьяна Васильевна
2015г.
Пояснительная записка
Для организации работы вожатского отряда в лагере с детьми рекомендуется в период подготовки лагерной смены провести обучение кадров. Предлагаемая программа подготовки вожатых освещает основные вопросы организации работы в детском лагере. В представленной программе первый раздел включает положения законодательных, нормативных и других документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой социальный статус вожатого, его обязанности и права, а также права детей.
Второй раздел знакомит обучающихся с особенностями психолого-педагогической работы с детьми, в том числе спецификой развития личности ребенка, детскими возрастными особенностями, закономерностями становления детского коллектива, проблемами межличностного общения, возникновением и преодолением межличностных и групповых конфликтов, эмоциональными состояниями детской психики.
Раздел «Методические и управленческие основы деятельности вожатого» предназначены для формирования основных знаний и навыков по управлению детским коллективом и собственной деятельностью. Он сориентирован на практическое освоение методик организации режима дня ЛДП, коллективных творческих дел, спортивных мероприятий, а также выработки навыков действий в экстремальных ситуациях.
Участники программы, обучающиеся 6, 7. 8 класса, которые пожелали попробовать себя в роли вожатых, которые склонны к работе вожатым.
Содержание программы
Цель: подготовить вожатых-организаторов летнего отдыха детей.
Задачи:
- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях летних каникул;
- овладение современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей в летний период.
- освоение необходимых психолого-педагогических и медико - профилактических знаний;
- Формирование личностного отношения к здоровому образу жизни. Овладение медико - профилактическими навыками по укреплению, поддержанию и сохранению здоровья ребенка;
- развитие профессиональных качеств вожатого, коммуникативных умений.
Ожидаемые результаты: вожатый должен приобрести следующие знания:
- нормативно- правовые основы деятельности вожатого;
- функции, содержание деятельности, организация труда отрядного вожатого;
- охрана безопасности жизнедеятельности детей;
- возрастные психологические и физиологические особенности детей разного возраста.
Механизм реализации программы
Название раздела Тема занятий Должны знать
I. Нормативно- правовые основы деятельности вожатого 1.1.Правовые основы деятельности вожатого Конвенция о правах ребенка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка.
Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребенка в летнем оздоровительном лагере.
Квалификационные требования, предъявляемые вожатому.
1.2. Медико- санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в лагере Требование к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены.
Требования к одежде детей при различных погодных условиях, к организации спортивных, туристических, культурно- массовых мероприятий и игр.
II. Психолого- педагогические основы деятельности вожатого 2.1.Особенности возрастного развития детей Возрастные особенности младшего школьного возраста:
- общая характеристика, нормы физических нагрузок;
- взаимоотношения младших школьников между собой и со взрослыми;
- сфера интересов младших школьников.
2.2. Особенности формирования детского коллектива в ЛДП. Понятия «коллектив», «группа», временный коллектив, особенности формирования временного детского коллектива. Социально- психологические процессы в первично- организованной группе: адаптация, коммуникация, индетификация, интеграция. Социально-психологические законы формирования межличностных отношений. Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа развития группы и действий вожатого.
2.3. Конфликты в условиях детского лагеря и стратегии выхода из них. Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта. Диагностика конфликтности.
2.4 Экстремальные ситуации в оздоровительном лагере. Особенности действия вожатого в экстремальной ситуации. Понятие «экстремальная ситуация». Виды экстремальных ситуаций и порядок действий вожатого при их наступлении:
- пожар;
- гроза, ураган;
- дорожно - транспортное происшествие;
- потеря ребенка во время прогулки;
- несанкционированное отсутствие ребенка в отряде.
III. Методические и управленческие основы работы вожатого в летнем оздоровительном лагере 3.1 Принципы и методики работы вожатого. Понятия «план», «программа». Виды планов, используемые в работе вожатого. Отрядный план- сетка. Личный план вожатого.
Обоснование необходимости разработки личного плана вожатого.
Форма плана, его особенности.
Анализ итогов дня и проблемных ситуаций.
3.2. Методические разработки сценарного плана творческого мероприятия. Понятие «сценарный план».
Форма сценарного плана.
Режиссура мероприятий. Формы и методы работы:
- определение темы
- художественная идея и ее развитие
- образное решение идеи
- пути воплощения режиссерского замысла
- структура сценария: завязка действия, развитие, кульминация, финал
- организационное обеспечение мероприятия
- выполнение группового задания «Разработка сценарного плана и плана организованного обеспечения мероприятия»
- Город мастеров, Фестиваль цветов, Ярмарка, Академия веселых наук.
3.3. Методика организации и проведения отрядных коллективных творческих дел. Понятие КТД . Особенности его организации.
Виды отрядных КТД.
Основные этапы подготовки КТД:
Планирование. Пропаганда КТД, поддержание интереса, энтузиазма в процессе осуществления КТД, подведение итогов.
3.4. Игра, как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка Правила организации игр. Требования к организации игр.
Виды игр и особенности их проведения:
- массовые игры: кричалки, игры на внимание, координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой; спортивные игры.
- интеллектуальные игры,
- творческие игры,
- игры на местности,
- ролевые игры
3.5. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности. Игры на местности. Требования к организации игр на местности. Специфика действий вожатого во время проведения игр . Обеспечение безопасности детей во время проведения игр на местности и при проведении спортивных состязаний
3.6 Методика оформления отрядных уголков и работа отрядных средств массовой информации. Художественное оформление отрядных дел. Отрядный уголок. Виды отрядных уголков. Порядок оформления, основные требования. Понятия: эмблема, девиз
3.7 Методика оказания первой медицинской помощи детям в условиях ЛДП Приемы оказания первой медицинской помощи и поведение вожатых в следующих ситуациях: электротравма, ушиб, перелом, вывих, ожог, отравление, высокая температура, аллергия, тепловой удар, укус насекомых, укус животных, носовое кровотечение, острая боль в животе, заноза.
Тематический план
обучения вожатых для работы
в лагере дневного пребывания детей
№ занятия Тема Количество часов Сроки проведения
1. Место вожатого в работе лагеря.
Оформление отряда.
Деловая игра «Мастерская дизайнеров» 1 2. Права и обязанности вожатого.
Конвенция ребенка о правах ребенка.
Оказание первой медицинской и психологической помощи. 1 3. Организационный период - узнай своих детей:
- огонек знакомств;
- ключевые дела дня. 1 4. Дискуссия:
Место вожатого в работе лагеря. 1 5. Психология общения (практикум).
Кодекс делового общения
Копилка игр вожатого. Классификация игр. 2 6. Конфликт в отряде. Методы разрешения конфликтов.
Виды отрядных дел: по профилю, на сплочение группы. 1 7. Песни в лагере.
Игра на местности - карта лагеря, поиск «Где и какие отрядные дела можно провести на территории лагеря».
Спортивные игры эстафеты. 1 8. Тематический день «Здравствуй, лагерь!»
«До свидания, лагерь!»
Работа в творческих группах.
Планирование смены (работа в творческих группах.) 1